Новый человек для ЛПК

Наш сегодняшний разговор — с председателем комитета по природным ресурсам и лесопромышленному комплексу областного Собрания депутатов Архангельской области Александром Дятловым.
- Александр Владимирович, вы для лесного сообщества Архангельской области человек новый. Расскажите о себе.
- Депутатом областного Собрания я избираюсь уже в третий раз по одномандатному избирательному округу № 28, г. Северодвинск. Женат, воспитываю троих детей. С 2007 года возглавляю Северодвинский благотворительный Фонд «Шанс». Окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова по специальности бакалавр экономических наук.
- У вас нет лесного образования, опыта работы в ЛПК и лесном хозяйстве, как вы решились возглавить комитет областного Собрания депутатов по ЛПК?
- Уже третий созыв я избираюсь депутатом Архангельского областного Собрания и имею опыт работы в законодательном органе государственной власти. 
Вопросы и проблемы развития лесного комплекса обсуждались депутатами Собрания достаточно широко все эти годы совместно с профильными органами исполнительной власти. В прежние годы в депутатский корпус областного Собрания входило довольно много представителей лесной промышленности, которые приложили немало усилий для поддержания работы отрасли в условиях переходного этапа развития экономики и финансового кризиса. Лесная отрасль являлась и является одной из важнейших отраслей для Архангельской области, и депутаты всегда акцентировали на этом внимание.
- Сотрудничаете ли с Николаем Хуторянским, прежде возглавлявшим комитет по ЛПК?
- Несомненно, преемственность важна, поэтому мы работаем и продолжим работать в тесном контакте с депутатами прошлых созывов, в том числе и с Николаем Егоровичем.
- Лесная отрасль в критическом положении. Какие, по вашему мнению, наиболее острые проблемы ЛПК? Вероятно, у вас есть план работы, поделитесь
с читателями.
- Лесной сектор экономики России трудно и долго адаптируется к рыночным отношениям. Это связано как с нестабильностью правового регулирования лесных отношений и сложностями стратегического планирования развития лесного сектора на федеральном уровне, так и с проблемами реализации субъектами переданных полномочий в сфере лесных отношений.
Лесной сектор экономики Архангельской области должен развиваться с учётом спроса на продукцию на внешнем и внутреннем рынке. Отрасль в состоянии производить продукцию высокого качества. Но для этого необходимо несколько условий: создание новых или модернизация существующих производственных мощностей, привлечение квалифицированных трудовых ресурсов, развитие транспортной и энергетической инфраструктур. Всё это правильно.
И задача региональной власти, в том числе и законодательной, — в нынешних сложных для отрасли условиях помочь сохранить действующие в ЛПК производства. 
Несомненно, власть должна разрабатывать механизмы стимулирования приоритетных отраслей лесного сектора. 
Во-первых, мы должны сосредоточить усилия на комплексном использовании лесов, как для лесозаготовки и переработки, так и для рекреационного природопользования, сбора и переработки пищевых ресурсов леса. Здесь необходимо сделать акцент на развитии малого и среднего предпринимательства, оказывая поддержку предпринимателям через региональные программы. Именно комплексное использование лесов поможет решить проблему безработицы и стать источником налоговых поступлений в местные бюджеты. 
Во-вторых, необходимо предусмотреть меры господдержки предприятиям, ориентированным на внутренний рынок Архангельской области — это деревянное домостроение, производство мебели, предметов домашнего обихода, биотоплива. Например, государственная поддержка деревянного домостроения может выражаться как в бесплатном предоставлении земельных участков под строительство, создании необходимой инфраструктуры, так и в компенсации процентных ставок по ипотечным кредитам. 
В-третьих, необходимо содействовать наращиванию мощностей по глубокой переработке древесины на территории области, привлекая инвестиции в отрасль. И здесь надежда только на региональные и федеральные программы поддержки лесного бизнеса. Только реализация программы развития биоэнергетики по переводу муниципальных котельных с угля на биотопливо смогла бы создать в области тысячи новых рабочих мест. Однако любая программа без финансирования — никому не нужная бумага. А в последнее время таких программ становится всё больше.  
С другой стороны, может, есть смысл предпринимателям не зацикливаться только на заготовке и переработке леса. Например, для лесной отрасли очень важно сократить потери от пожаров, вредителей и болезней, восстанавливать леса. Решением этих проблем и может заняться малый и средний бизнес. Здесь опять же требуется государственное финансирование экологических программ. 
Большой урон лесной отрасли наносит нелегальный оборот древесины, который можно пресечь ужесточив государственный лесной контроль и усилив межведомственное взаимодействие. 
На сегодня министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области принимается ряд мер для решения этой острой проблемы. На сессии областного Собрания депутатами поддержана законодательная инициатива по внесению изменений в Лесной кодекс, направленных на усиление контроля над нелегальным оборотом древесины. Вносятся изменения в законы Архангельской области. 
Приоритетные задачи — подготовка и переподготовка кадров, поддержка лесной науки, а также повышение профессионального уровня и социального статуса работников лесного хозяйства.
Увеличение численности лесных инспекторов, высокая заработная плата, пакет социальных гарантий, статус государственных служащих и соответствующий уровень материально-технического обеспечения привлекут в лесное хозяйство высококвалифицированных специалистов и позволят решить проблемы незаконного оборота древесины.
Кроме того, актуальной считаю задачу развития сети особо охраняемых природных территорий для сохранения уникальной природы Русского Севера.
- Как вы планируете «услышать» голос малого, среднего и крупного бизнеса и наладить с ним диалог? Сформировали вы свою команду, на которую планируете опереться в своей работе?
- Эффективная работа по совершенствованию регионального законодательства может быть выполнена только с привлечением всех участников лесного сектора экономики области к разработке этих предложений. Поэтому все законодательные инициативы, поступающие на рассмотрение комитета, будут прорабатываться с привлечением широкого круга лиц, заинтересованных в развитии и устойчивой работе лесной отрасли. Для этого предложено создать при областном Собрании экспертный совет по вопросам природопользования, развития лесопромышленного комплекса и экологии. 
Кроме того, считаю важным наладить межпарламентское взаимодействие. Многие субъекты РФ имеют схожие проблемы, и вместе мы сможем найти наиболее эффективные пути их решения.
Наш комитет заинтересован в том, чтобы малый и средний бизнес области активней участвовал в работе региональных законодателей. Поэтому один из способов слышать голос малого и среднего бизнеса — тесное сотрудничество с районными собраниями депутатов. Именно районные депутаты должны привлечь лесопромышленников к работе над областными законами, касающимися лесной отрасли. К примеру, сейчас обсуждается проект закона поправки к закону «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области». Мнение каждого предпринимателя очень важно для комитета и будет обязательно учтено при работе над законопроектом.  
- Как вы оцениваете возможности депутатского корпуса влиять на положение дел в лесном комплексе?
- У нас есть такие возможности. Первым и наиболее важным шагом, наряду с привлечением к нашей работе представителей лесного бизнеса, считаю взаимодействие с местными профильными исполнительными органами власти. Совместная продуманная работа, отвечающая интересам и власти, и бизнеса – это залог улучшения дел в лесном секторе. Полагаю, что депутаты должны выступать в этой работе неким «связующим звеном», учитывающим интересы каждой группы. 
- С незаконными заготовками леса борются в основном административными, карательными методами. Есть ли экономические методы борьбы с незаконными рубками?
- Как уже было отмечено, Собрание совместно с профильным министерством прорабатывает способы повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом древесины. С марта 2014 года планируется внедрение автоматизированной системы учёта древесины, которая позволит усилить контроль за оборотом древесины и обеспечит всем заинтересованным лицам (в том числе право-охранительным органам) доступ к этой информации. Новая система учёта не повлечёт за собой увеличения бумажного документооборота, так как в законе будет предусмотрено право предоставления информации хозяйствующими субъектами в электронном виде. И незаконная заготовка леса должна стать экономически невыгодной. Заготовленный лес реализовать будет крайне сложно. 
- Одна из острейших проблем малого и среднего бизнеса — нехватка лесфонда. В состоянии ли власть изменить условия доступа к лесфонду и тем самым дать возможность работать этим предпринимателям?
- В этой ситуации только внесение изменений в Лесной кодекс позволит открыть доступ к лесфонду небольшим предприятиям. Можно отметить и такую парадоксальную ситуацию, когда бизнес, набравший лесфонд под инвестпроекты, осваивает расчётную лесосеку едва ли наполовину, а другие предприятия, готовые осваивать лесные ресурсы, остаются без сырья. Тут путь один — расторгать договоры аренды с недобросовестными арендаторами и передавать леса в аренду тем, кто умеет работать.   

Свои предложения в комитет можно отправлять по адресу: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, 1 (тел. 21-58-41, факс 20-03-43, e-mail: priroda@aosd.ru).
Беседовал 
Валерий МАЛЫШЕВ.


Дата публикации: 17 ноября 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №18(142)
Теги: Назначения




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий