Биоэнергетика развивается со скрипом

Отходы лесопереработки в России почти не используются, в то время как за рубежом из них делают современное биотопливо — это уже стало самостоятельным рентабельным бизнесом, сообщает «Российская газета Северо-Запад». Как утверждали эксперты отрасли на недавно прошедшем в Петербурге XV Международном лесопромышленном форуме, у нас в стране необходимость создания и стимулирования рынка биотоплива становится всё острее. Усилия в этом направлении предпринимает Министерство природных ресурсов, которое разработало план мер по поддержке биоэнергетики.
Начальник отдела государственной политики в сфере использования и воспроизводства лесов Министерства природных ресурсов и экологии РФ Павел Трушевский рассказал, что не так давно был утверждён план стимулирования производства биотоплива. По его словам, последние 10-15 лет попытки запустить и поддержать биоэнергетику в России предпринимались неоднократно. Первоначально эти задачи ставились перед Минэнерго, которое при нынешнем топливном балансе пока не очень заинтересовано в развитии биоэнергетики. На сегодня исполнителем стало Минприроды — как орган, наиболее заинтересованный в вовлечении в энергетику отходов лесопереработки, малоценной древесины, порубочных остатков.
Предпосылки для проработки такого плана, по словам Трушевского, в России существуют давно. Приблизительно 80 млн. кубометров биомассы от древесины в различных видах вовлечено в переработку, однако в стране нет современных биоэнергетических проектов, слабо развито производство плиточной продукции, огромные объёмы порубочных остатков и малоценной лиственной древесины остаются неиспользованными.
А как рассказал вице-президент РАО «Бумпром» Владимир Горшков, сейчас прорабатывается законопроект, предусматривающий запрет с 2018 года на захоронение древесных отходов. И в таком случае придётся либо вовсе сворачивать лесоперерабатывающие производства, либо эффективно использовать отходы и вывозить их куда-то. Сейчас образуется примерно 300-400 тыс. кубометров отходов в год, которые некуда девать, и переработка их в биотопливо — это единственный выход из ситуации. Но даже при благоволении властей, которого пока нет, лишь 15-20% отходов можно будет использовать прямо на месте, остальное всё равно придётся куда-то вывозить, и тут особенно остро встаёт проблема высокой стоимости железнодорожных перевозок.
- Производство тонны пеллет (биотоплива в виде древесных гранул) стоит около 2,1-2,2 тыс. рублей, — пояснил почётный член Консультационного комитета ФАО ООН по бумаге и древесным продуктам Эдуард Аким, — транспортировка на экспорт, например, из лесов Красноярского края до любого порта, хоть до Находки, хоть до Усть-Луги, обходится примерно в 3,4-3,6 тыс. рублей, а продажа идёт от 4,4 тыс. рублей за тонну. Поэтому единственным оптимальным вариантом становится использование пеллет для внутреннего рынка.
В этой области достаточно и других проблем. Эксперты отмечают в целом низкую, даже близкую к нулевой рентабельность коммерческой лесозаготовки и санитарных рубок. Причиной тому стал рост тарифов на тепло и электричество, а также совершенно непродуманная система энергоснабжения.
- В многолесных районах есть котельные, куда уголь и мазут до сих пор везут со всей страны за две-три тысячи километров, это стоит огромных денег, да ещё и сам процесс субсидируется из бюджета, — продолжил Аким. — А о том, что вокруг лес и что оптимально организовать там рядом лесозаготовку и использовать биоотходы в качестве топлива, никто не думает.
В некоторых европейских странах субсидирование биоэнергетики постепенно прекращают, так как она превратилась в совершенно самостоятельную рентабельную отрасль и производство брикетов, пеллет и другого био-топлива как бизнес стало представлять интерес для инвесторов.
Как рассказал Трушевский, сейчас на этапе согласования находятся подготовленные минис-терством пилотные проекты по биоэнергетике, которые планируется реализовать в пяти российских регионах. Местные власти должны будут разработать свои региональные программы в этой области либо адаптировать уже существующие, после чего подпи-шут соглашение с Минприроды. Ещё подготовлено отдельное предложение Минпромторгу по включению биоэнергетических проектов в перечень приоритетных инвестиционных. Для этого предлагают хотя бы снизить минимальный объём инвестиций с 300 до 100 млн. рублей, чтобы биоэнергетика могла попасть в этот перечень.
Ещё один предстоящий эксперимент в этой сфере — опытная проверка биотоплива для промышленной энергетики по договорённости с инвестором.
- Мы попробуем использовать пеллеты в одном из котлов на Кировской ТЭЦ-4, — пояснил Трушевский. — Сам котёл переоборудуют, чтобы он стал «всеядным» в отношении топлива, от щепы до «модных» биоэнергетических продуктов с высокой добавленной стоимостью, вроде биоэтанола или биодизеля.
По словам Трушевского, основная задача министерства сейчас — создать рынок, чтобы спрос подтолкнул предложение, чтобы в стране появились производства пеллет, работающие не на экспорт, а для внутренних потребностей страны. Такие производства могут работать по нескольким направлениям: на внутреннем рынке биотопливо из лесных отходов будет востребовано в коммунальной, промышленной энергетике, а также в домохозяйстве.

Дата публикации: 4 ноября 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(141)
Теги: Биотопливо




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий