Леспромхоз на краю земли

ООО «Карпогорылес» (входящее в ГК «Титан») действительно самое крайнее лесное предприятие по Карпогорской железной дороге. Дальше земли (в смысле: железнодорожной насыпи) — нет. По непроверенным слухам, строительство карпогорской ветки планируется продолжить, но когда это будет –
не ясно.

Первый день в Пинежском районе
начался с беседы с руководителем леспромхоза Михаилом Сенчишиным. И разговор этот начался не с производственных показателей – кубометров, планов и норм, а с того, что делается для тружеников ООО «Карпогорылес». Средний размер зар­
платы по леспромхозу составляет почти 15 тысяч рублей, и выплачивается она в срок. У работников ведущих профессий – водителей лесовозов, операторов харвестеров и форвардеров зарплата в 23 раза выше средней, что для глубинного района, коим является Пинежский, не такое уж частое явление.

Для работников леспромхоза в ЗАО «Восток­Сервис» приобретаются только сертифицированные средства индивидуальной защиты, что делает труд безопаснее.

Больше всего меня поразило, с каким удовольствием Михаил Васильевич рассказывал, что все работники леспромхоза охвачены добровольным медицинским страхованием. Поэтому труженикам леспромхоза в областном центре не приходится стоять в длинных очередях к медицинским специалистам и для прохождения разных медицинских процедур. Перед обследованием или лечением в Архангельске они звонят в страховую компанию «Ингосстрах» и сообщают, какого числа и в какое время приедут в областную поликлинику. В назначенное время в поликлинике будет встречать персональная медсестра, которая без очереди проведёт по всем нужным специалистам и будет опекать до тех пор, пока пациент не выполнит все свои медицинские планы. Все медицинские услуги, в том числе и стоматолог, для работников леспромхоза – бесплатные. Для тружеников ЛПХ приобретаются путёвки
в дома отдыха, для их детей — путёвки
в летние лагеря отдыха.

Как мне сообщили в администрации Пинежского района, «Карпогорылес» высказал намерение приобретать в Карпогорах жильё для своих работников, а также обратился к руководству района с просьбой выделить для леспромхоза участок земли под строительство жилья труженикам леспромхоза. При этом ООО «Карпогорылес» намерено взять на себя расходы по созданию инфраструктуры на этом участке – дороги, освещение и прочее. Также работники ЛПХ имеют возможность брать потребительские кредиты при содействии ЛПХ. Такое внимание к рабочему человеку в наше время
не часто встретишь.

ООО «Карпогорылес» — полностью сухопутное предприятие: весь лес отгружается ж/д транспортом. Однако в директорском кабинете на стене до сих пор висит — как дань старым славным сплавным временам — схема лесосплавных путей производственного объединения «Карпогорлес», согласно которой длина сплавных путей Пинежского ЛПХ составляла 141 км, Усть­Покшеньгского КЛПХ – 55 км, Карпогорского КЛПХ – 65 км, Лавельского КЛПХ – 70 км, Сосновского КЛПХ –
94 км.

На карте области остался только Усть­Покшеньгский ЛПХ, остальных леспромхозов нет, как нет и молевого сплава по Пинеге.

По мнению Михаила Сенчишина,
успешная деятельность Усть­Покшеньгского ЛПХ связана с тем, что в течение многих лет предприятием руководил Александр Ярыгин — грамотный и опытный руководитель, у которого есть чему поучиться. Именно Александр Капитонович своевременно механизировал в ЛПХ лесозаготовки, начал использовать на погрузке ж/д вагонов погрузчики, сумел организовать эффективную работу предприятия.

Михаил Васильевич считает, что не совсем разумно было банкротить Карпогорский КЛПХ. Из более чем 120 млн. рублей задолженности предприятия только 25 млн. были долгом – остальное штрафы и пени, да и сам долг образовался в немалой степени по вине государства. Так, леспромхоз содержал социальную сферу, на что потратил более 27 млн. рублей, а эти расходы государство предприятию не компенсировало, а пени и штрафы на задолженность начислялись исправно. Карпогорский КЛПХ попал в разряд банкротов, и предприятие было ликвидировано. Вряд ли такое отношение государства к отечественным промышленным предприятиям принесло комуто пользу.

В 2002 году было образовано ООО «Карпогорылес». Первое время оно занималось исключительно торговлей и посредническими услугами. Постепенно при активном содействии ПКП «Титан» начала развиваться лесозаготовительная деятельность предприятия. Был взят в аренду лесфонд, приобреталась техника, оборудование, приобретён и отремонтирован ж/д тупик, начали расти объёмы производства.

По словам Михаила Сенчишина, строительству лесовозных дорог в ЛПХ придавалось и придаётся пер­
востепенное значение. Строительство дорог круглогодового действия ведётся круглый год и круглосуточно. И даже при таких темпах не удаётся строить дороги с запасом на год, чтобы дорога, как того требуют правила, за этот срок вылежалась, устоялась.

Есть в леспромхозе свои особенности, секреты в строительстве, которыми леспромхоз щедро делится со своими коллегами.

Весьма своеобразно организована работа в ЛПХ. Большинство тружеников живут в населённых пунктах, расположенных за многие десятки, а то и сотни километров от Карпогор. Поэтому каждый день возить людей из дома до работы нет возможности. Приходится работать вахтами 15 дней через 15 или 20 дней через 10 дней отдыха.

Леспромхоз заготавливает лес по сортиментной технологии, заготовка ведётся комплексами различных зарубежных фирм, совсем недавно приобретён ещё один комплекс. Работает на современных машинах в основном молодёжь из окрестных деревень, обучаются операторы в учебном центре ООО «ИлимСеверЛес» в Красноборске. Поэтому в леспромхозе осталось всего четыре вальщика леса, которые занимаются валкой толстенных осин, непосильных для харвестеров, а также помогают работникам лесхозов проводить отводы лесфонда.

Работать на современных машинах престижно и денежно. Поэтому много желающих сесть в кабину харвестера или форвардера, только не все проходят жёсткий отбор – тестирование, конкурс трудовых книжек.

Всего в ЛПХ три вахты: первая и вторая – в лесу, третья – на ж/д тупике. На всех вахтах созданы максимально возможные условия для проживания. Есть столовые, где не только кормят обедом и ужином допоздна, поскольку работа трёхсменная, но и торгуют сопутствующими товарами, без которых на вахте не обойтись. Как тонкий ценитель изысканных блюд автор этих строк отобедал и на первой, и на второй вахте, и нашёл обеды очень вкусными и весьма недорогими.

Управляемость любого ЛПХ во многом зависит от связи, и на всех производственных участках, на автомобилях, погрузчиках, харвестерах и форвардерах установлены рации, чтобы в экстренных случаях или просто при необходимости можно было связаться с управлением.

Когда мы с главным инженером ООО «Карпогорылес» Евгением Нифантьевым ехали в лесные делянки, навстречу нам попалось немало сортиментовозов КАМАЗов и
МАЗов. Особенно удивило, что все машины были новые. Евгений Леонидович утверждал, что выгодно эксплуатировать машину только первые три года. При трёхсменной круглогодовой работе машина за это время практически вырабатывает свой ресурс. После трёх лет эксплуатации резко увеличивается время простоев на ремонте, расходы на приобретение запчастей. Поэтому для ЛПХ выгодней трёхлетнюю машину списать на запчасти или продать и купить новую.

Евгений Леонидович провёз меня по всем производственным участкам леспромхоза, по ходу поездки решая различные производственные вопросы.

Показал и рассказал, как строятся лесовозные дороги, показал участки леса, поражённые сухостоем, поделился планами по ведению лесного хозяйства, как того требует Лесной кодекс. Планируется, что большую часть работ ЛПХ проведёт собственными силами, а также привлечёт силы и средства местных лесхозов.

На мой вопрос – нужно ли объединение лесопромышленников области, Михаил Сенчишин ответил не раздумывая, что разрозненные усилия отдельных предприятий и даже крупных лесных холдингов не смогут дать того эффекта, который может дать работа объединения лесопромышленников.

С иронией относится Михаил Васильевич к предложению разработчиков стратегии развития лесной отрасли Архангельской области – построить в Карпогорах ЦБК или крупное деревообрабатывающее предприятие. Поскольку в районе не так и много осталось свободного от закрепления лесфонда, а отсутствие инфраструктуры, жилья, объектов соцкультбыта, кадров – ставит под большое сомнение, что найдётся инвестор, который решится в таких условиях строить в глубинке ЦБК или ЛДК, когда уже существующие мощности в регионе испытывают дефицит сырья.

ООО «Карпогорылес» вклю
чалось в областное соревнование среди лесозаготовительных предприятий области на кубок губернатора. Пусть минули социалистические времена и кануло в Лету социалистическое соревнование, но дух соперничества, дух соревнования живёт. И каждому предприятию, работнику леспромхоза интересно знать, а как выглядит их леспромхоз на фоне других предприятий – лучше или хуже.

До разговора с гендиректором и поездки в лес с главным инженером побывал с утра на ежедневной планёрке. Первое впечатление, что присутствовал на заседании какогото штаба – вроде и говорили порусски, но о чём шла речь, понять было невозможно: все машины и оборудование, производственные участки и даже запчасти имели специфические названия, присутствующие управленцы понимали суть вопросов гендиректора с полуслова. По­военному короткий вопрос гендиректора — и повоенному краткий, лаконичный рапорт управленца за свою сферу деятельности. Через 30 минут совещание закончилось. Лишь потом я узнал, что Михаил Сенчишин 18 лет служил в армии, и это, конечно, наложило отпечаток на всю организацию деятельности леспромхоза: всё по уставу и по правилам, распоряжения выполняются быстро. Слаженная, организованная работа ЛПХ нацелена на результат и позволяет работать с прибылью, решать сложные социальные вопросы, обеспечивать техническое перевооружение, наращивать объёмы заготовки и вывозки, обеспечивать работой и достойной зарплатой как местных жителей, так и приезжих.

Ещё раз подтверждается, что всё в мире, в том числе и в леспромхозе, взаимосвязано – и зарплата, и производственные показатели, и забота о тружениках ЛПХ.

Сергей Кондратьев.

АрхангельскКарпогорыАрхангельск.


Дата публикации: 24 марта 2008
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий