Холдинг «соломбалалес» уполномочен заявить

Появление на экономической карте области нового крупного игрока — холдинга «Соломбалалес» — событие, без сомнения, знаковое. Ведь холдинг создан на базе двух предприятий, одно из которых «дер­жит» десятую часть мирового рынка сульфатной небелёной целлюлозы, а другое — среди крупнейших лесопильных производств Европейского Севера.

Но принципиальным в данном случае является не только объёмы производства, но и место прописки. Центр принятия решений, как и центр прибыли, остаётся в Архангельске. На торжественной презентации холдинга председатель областного Собрания депутатов Виталий Фортыгин отметил: «Не много в области осталось таких предприятий!».

Собственно говоря, подобная позиция — этакий здоровый региональный сепаратизм — подчёркнута уже в самом названии холдинга. К чести собственников, они сохранили бренды. И дело не только в раскрученности торговой марки «Solombala» — без всякого преувеличения, известной во всём мире. Сохранение преемственности в названии предприятия лишний раз подчёркивает уважение к малой родине и к её истории. Ведь появился холдинг не на пустом месте. И уважения заслуживает уже за то, что не намерен в русле модных тенденций забывать прошлое, проводя тотальный ребрендинг, разрушая до основания, а затем выстраивая заново.

 

Замыкая круг

 

Примечательно, что своё выступление на презентации председатель совета директоров управляющей компании Николай Львов начал именно с исторических предпосылок слияния в холдинг двух соломбальских предприятий. Собственно говоря, появились они ещё в 2030х
годах прошлого века, на этапе проектирования комбинатов. Эта связь была заложена на уровне технологий. Вообще­то факт известный, но несколько подзабытый. Как и то, что более десяти лет, в 19571968 годах,
в Соломбале существовало еди­ ное предприятие, своеобразный предтеча холдинга — бумажно­деревообрабатывающий комбинат.

Но будем объективны — без экономических причин исторические предпосылки вряд ли сыграли бы решающую роль в возвращении к объединительной модели существования, пусть и на принципиально новом уровне. Между тем, буквально через несколько лет после начала рыночных реформ стало понятно, что в лесном комплексе «плавать в автономном режиме», конечно, можно. Но уж очень сложно.

– Игроки лесного рынка зависят друг от друга, – отмечает Николай Львов, — а наибольшей эффективностью обладают те структуры, которые включают в себя все этапы переработки – от спиленного на делянке дерева до целлюлозы или доски, отправленной на экспорт. При этом увеличивается добавленная стои
мость на каждом этапе производства, и эти средства могут быть инвестированы в развитие бизнеса.

Очевидно, соломбальские предприятия рано или поздно пришли бы к слиянию. Однако сработали объективные внешние факторы, которые ускорили процесс. «Мы и не скрываем, что одним из катализаторов объединения стала сложная ситуация с лесообеспечением соломбальских комбинатов, которая причиняла нам много неприятностей в последние два года», – заявил Иван Бородин, генеральный директор управляющей компании «Соломбалалес».

Проблема с нехваткой сырья — обоюдоострая. С одной стороны цепочки — лихорадит переработчиков, с другой — лесозаготовители задыхаются от нехватки средств. Альтернатива: либо поодиночке балансировать на тонкой грани безубыточности, либо объединяться и развиваться. Понятно, что выбор хоть и не простой, но довольно очевидный.

 

Инструмент влияния

 

 

Любопытна сама стратегия слияния, выбранная собственниками. Банального поглощения — наиболее очевидного варианта — не произошло. Управляет активами холдинга специально созданная управляющая компания. С одной стороны, это позволило сохранить бренды, известные на мировых рынках, с другой — обеспечило создание единого центра принятия решений. Не будем забывать и о финансовой составляющей. Как отмечают эксперты, главный плюс управляющей компании — это способность в короткие сроки аккумулировать существенные ресурсы и направить их на решение наиболее актуальной на данный момент проблемы.

– Чего не может позволить себе отдельное предприятие, то по плечу крупному холдингу, – поясняет Бородин. – Управляющая компания способна решать проблемы быстрее, потому что объём ресурсов у неё на порядок больше.

Так что неудивительно, что гендиректором «Соломбалалес» назначен именно Иван Бородин — финансист, а не производственник.

Инвестиции — причём не короткие, сезонные кредиты, а весьма крупные и долгосрочные средства — нужны леспрому как воздух. Прежде всего для модернизации основных фондов. Примечательно, что при этом холдинг не намерен привлекать средства изза рубежа. Как неофициально пояснили нам топ­менеджеры предприятия, необходимости в этом сегодня нет — деньги имеются и в России. А учитывая репутацию СЦБК как надёжного и ответственного контрагента, можно предположить, что в выстраивании отношений с кредитующими организациями подводных камней не встретится. То есть свой нетипичный по нынешним временам статус полностью российского, без иностранного капитала, регионального холдинга «Соломбалалес» сохранит.

Между тем, заявленные инвестиционные планы нового холдинга довольно серьёзны. В общих чертах они выглядят так: 400 миллионов рублей — инвестиции в лесозаготовительное направление, такая же сумма будет вложена в лесопереработку, и
1 миллиард рублей будет вложен в целлюлозное производство как обеспечивающее наиболее глубокую переработку сырья.

 

Соломбала начинает...

 

Сегодня входящие в состав холдинга лесозаготовительные предприятия ежегодно дают около миллиона кубометров сырья. При этом, как отмечает Иван Бородин, расчётная лесосека, закреплённая за предприятиями, составляет 1,2 миллиона кубометров, а общая годовая потребность двух комбинатов в сырье — 2 миллиона кубометров. Собственно говоря, реализация специально разработанной инвестпрограммы и подразумевает выход на этот уровень заготовки сырья.

При этом вложения в лесозаготовительный сектор холдинга — пожалуй, наиболее крупные инвестиции в региональном секторе этого рынка. Речь идёт о приобретении современной лесозаготовительной техники и транспорта, строительстве технологических дорог и развитии транспортной инфраструктуры. Так, уже открыт лесоперевалочный терминал на станции Карпогоры, аналогичный проект будет осуществлён в Плесецке.

Разрабатывается специальная инвестиционная программа и для СЛДК, результатом которой должен стать рост объёма распиловки до одного миллиона кубометров древесины в год. Впрочем, не исключено, что
на СЛДК будет внедряться и более глубокая, нежели производство пиломатериалов, переработка древесины — например, производство столярных изделий или европоддонов. Теоретически это возможно — мощности позволяют.

Вполне естественно, что локомотивом холдинга останется СЦБК. О перепрофилировании производства речь не идёт. Да и смысла в этом нет — предприятие занимает свою нишу на мировом рынке, причём вполне серьёзную. Но инвестиции потребуются для увеличения объёмов производства целлюлозы до 280 тысяч тонн в год.

Планы, как видим, большие, но их реализация может натолкнуться на серьёзную трудность – нехватку квалифицированных кадров. Уже сейчас на обоих комбинатах холдинга говорят об этом как об одной из самых важных проблем. Скажем, на СЛДК не хватает рамщиков. Между тем, в области не осталось ни одного ПТУ, где готовили бы специалистов такого профиля. Другой вопрос, что топ­менеджмент холдинга хорошо понимает: без развития персонала технологии, даже самые «продвинутые», не смогут изменить ситуацию. Поэтому органичной частью стратегии развития холдинга стали планы подготовки персонала. В частности, создание в составе управляющей компании профильного департамента, который будет решать проблему переобучения кадров. Фактически речь идёт о перераспределении трудовых ресурсов внутри группы — отказ от низкоквалифицированного ручного труда неизбежен, но подобный подход позволяет сохранить рабочие места. Во всяком случае, сокращения штатов руководство холдинга не планирует. Учитывая градообразующий характер как СЦБК, СЛДК, так и ряда лесозаготовительных предприятий, такой подход крайне важен именно в социальном плане. Так что традиции социальной ответственности холдинг сохраняет в такой же неприкосновенности, как и бренды.

 

...выигрывает область

 

 

Напомним, что сама сделка по приобретению пакета акций СЛДК состоялась в конце прошлого года — девять месяцев назад. Все юридические процедуры по оформлению нового холдинга завершились весной. Срок короткий, однако первые плоды объединения уже наглядно видны. Скажем, на СЛДК впервые за последние четыре года повышена зарплата. Создан и довольно серьёзный запас сырья — перебоев с его поставками сейчас нет.

Но далеко не всё зависит только от коллектива холдинга. Ведь предприятия существуют не в вакууме. И стремление менеджеров «Соломбалалес» обеспечить устойчивое развитие предприятий – а стало быть, нормальное будущее для пяти с половиной тысяч работников холдинга — не в последнюю очередь зависит и от успешности диалога бизнеса с властью и общественностью.

В этой связи примечательно, что областные власти «с большим удовольствием», как отметил заместитель губернатора по управлению природными ресурсами и экологии Александр Давитиашвили, встретили решение о создании холдинга. «Возможностей у интегрированного предприятия больше, чем у одиночек», – отметил он.

Давитиашвили заявил о надёжном партнёрстве с холдингом. Очевидно, именно в русле этого партнёрства и стоит рассматривать предложения областных властей о дополнительном сырьевом обеспечении регионального холдинга.

Только объединяя интеллектуальные усилия и проявляя настойчивость, можно успешно реализовать глобальный региональный проект по возвращению леспрому утраченных высот в региональной экономике. А стало быть, росту налоговых поступлений в бюджет. В конце концов, лес — это ресурс региона, и он должен приносить как можно большую пользу жителям области.

Примечательно также, что руководство холдинга не намерено замыкаться в родной Соломбале.

– Мы кровно заинтересованы в общем оздоровлении отрасли, намерены и в дальнейшем участвовать в совместном поиске общественно значимых решений! – отметил на презентации холдинга Николай Львов.

Александр ПЕРЕПЁЛКИН.

Фото автора.


Дата публикации: 8 октября 2007
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий