Государство и частник. Партнёрство не состоялось

(Окончание. Начало в № 02 (126)) 
На этом направлении необходимо принять политические решения, признав существующую форму государственно-частного партнёрства в лесном секторе неэффективной и опасной, если рассматривать аренду лесов как основу для их последующей приватизации.
В этой связи необходимо изучить опыт использования лесов, находящихся в государственной собственности, через механизм лесных концессий.
Лесные концессии в форме долгосрочных инвестиционных соглашений характеризуют использование бореальных лесов в провинциях Канады и тропических лесов в странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Принципиальные отличия концессионной модели организации использования лесов от арендных отношений, имеющих место в лесном секторе Российской Федерации, следующие:
1. Предметом концессионного соглашения является земельный участок, а не нормативные объёмы заготовки ресурсов, как это определено действующим Лесным кодексом. Эта правовая норма меняет подход к организации хозяйственной деятельности в лесу, которая не ограничивается заготовкой древесины в пределах установленных нормативов и проведением лесовосстановительных работ на вырубках.
Концессионер отвечает за состояние лесов на земельном участке, включая их санитарную и противопожарную безопасность.
2. Концессионная организация использования лесов основана на приоритете инвестиций не только по их объёмным и структурным характеристикам, но и по времени их вложения в социально-транспортную инфраструктуру осваиваемых территорий.
Фактически это означает, что вложения основного и оборотного капитала в инфраструктуру на площади лесного участка, находящегося в концессии, опережают во времени изъятие ресурсов, что даёт государству гарантии финансовой состоятельности частного бизнеса при формировании партнёрских отношений.
3. Доступ к использованию лесов на базе концессионных соглашений осуществляется через конкурсный (а не аукционный, как при аренде лесных участков) отбор лесопользователей. Критерием отбора являются обязательства будущего концессионера, представленные в лесном плане (forest management plan), по форме и по содержанию отличающемся от проекта освоения лесов, предложенного Лесным кодексом.
Главным разделом плана является инвестиционная программа с указанием объектов вложения финансовых средств как концессионера, так и государства.
4. Экономические интересы государства и частного бизнеса при концессионном использовании лесов реализуются через концессионную плату, которая в отличие от арендной платы:
а) устанавливается в зависимости как от объёма изымаемых ресурсов, так и от площади земельного участка;
б) формируется в ходе переговорного процесса между государством и частным бизнесом в открытых процедурах;
в) учитывает затраты частного бизнеса на создание транспортной инфраструктуры и проведение лесохозяйственных мероприятий.
При названном подходе к установлению концессионной платы она (плата) позволит:
- поставить барьеры на пути отчуждения бизнесом огромных лесных территорий, оставляя их вне хозяйственного освоения на длительный период времени, так как в определённой части размер платы определяется площадью земельного участка и взимается вне зависимости от того, как осваиваются ресурсы;
- устранить основу для нелегальной и коррупционной деятельности, так как плата за используемые ресурсы устанавливается по объёму их фактического изъятия, что обязательно предполагает их обмер и учёт.
Таким образом, перевод использования лесов на концессионную модель их хозяйственного управления создаст объективные условия как для роста доходности лесного сектора, так и для эффективного ведения лесного хозяйства с соблюдением лесоводственных и экологических требований.
Следует сказать, что в Лесном кодексе сделан шаг к концессионной организации использования лесов с вводом в практику арендных отношений использование лесов на базе приоритетных инвестиционных проектов.
Договор аренды лесного участка в совокупности с инвестиционным проектом можно рассматривать де-факто по форме как концессионное соглашение, но при этом содержание договоров аренды не соответствует приведённым там положениям, которые характеризуют концессионную модель организации использования лесов. 
В отличие от арендных отношений концессионная модель организации использования лесов способна за относительно короткий период времени создать в лесном секторе ответственный в экономическом, социальном и экологическом отношениях частный бизнес, который может стать эффективным собственником лесных земель, если будет принято политическое решение об их приватизации.
В то же время приватизацию лесов через арендные отношения следует рассматривать как политически рискованное решение с возможными негативными последствиями, экономическими и экологическими потерями. Хозяйственное управление лесными землями и хозяйственное управление лесными ресурсами для заготовки древесины – это разные формы менеджмента, требующие разных знаний и опыта.
При управлении лесными землями нельзя ограничиваться только решением текущих задач с получением максимального дохода за короткий период времени, что характерно для деятельности большинства арендаторов лесных участков.
Здесь нужно стратегическое планирование с соответствующими методами и критериями интегральной оценки экономических, социальных и экологических результатов.
Приватизация лесов на базе существующих при их аренде методов оценки лесных ресурсов приведёт к огромным потерям дохода для государства и превращению лесных земель в спекулятивный капитал в условиях монополизации лесных рынков.
Хозяйственное управление лесами в системе концессий позволит подготовить потенциальных эффективных собственников лесных земель путём анализа результатов их хозяйственной деятельности за время, достаточное для того, чтобы сделать обоснованные выводы.
Создание эффективных форм использования лесов через принятие в этой области ответственных политических решений должно стать одной из главных целей лесной политики, достижение которой усилит позиции Российской Федерации на глобальных лесных рынках.
Анатолий ПЕТРОВ,
профессор, д.э.н.,
ректор ФАУ ВИПЛХ.

Дата публикации: 18 февраля 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №03(127)
Теги: Промышленность




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий