Давайте вырастим дубраву!

В наших лесах на вырубках и гарях ежегодно садят новый лес. Вообще-то, строго говоря, садят не лес — его посадить невозможно, он огромен и многообразен, а садят маленькие сеянцы сосны и ели, из которых, может быть, вырастут большие деревья, которые и образуют будущий лес.
Садят довольно много, тысячи гектаров, для чего предварительно выращивают миллионы маленьких сосенок и ёлочек. Этим занимаются сотни людей: рабочие лесопромышленных предприятий – арендаторов лесных участков, лесники, школьники, временные рабочие.
А на простой вопрос, зачем они это делают, вместо такого же простого ответа: «Чтобы выросли большие деревья – их можно будет срубить и напилить досок!», вы получите разные ответы. Могут ответить: «Чтобы заработать немного денег!», или «Чтобы выполнить госзаказ!», или «Чтобы выполнить условия договора аренды, иначе участок отберут!». А изначальный смысл этих мероприятий – коммерческое лесовыращивание с целью будущего лесоснабжения, вспомнят, может быть, лишь 0,5% людей, занимающихся лесовосстановлением.
Но если даже всего 0,5%, то в среде лесопромышленников-арендаторов и их коллег лесничих — это 3-4 человека, думающие о будущем. Представим себе таких людей! Наверное, это деятельные, грамотные лесные специалисты, умеющие правильно определять конкретные цели и добиваться их достижения. У них есть чувство хозяина на своей земле и, независимо от сегодняшней политической ситуации, есть уверенность, что, несмотря на возможные временные несуразности или недоработки законодательства, в конечном итоге победит разум и целесообразность. Если это арендатор средней руки, скорей всего он в трудной конкурентной борьбе добыл право аренды 2-3 незавидных участков леса, построил в них дороги, наладил лесозаготовку, завязал связи с покупателями, может быть, завёл лесопилку или другое какое производство и стремится 
к комплексному и рациональному использованию своих лесов. Наверняка он рассчитывает не только на свой век, но и на то, что его дело продолжат дети и внуки. Ведь срок аренды — 49 лет с перспективой продления. 
И вот, получив от такого чело-века вполне вразумительный ответ на вопрос: «Зачем садить лес?», мы расширим проблему и спросим: «А почему вы зациклились только на сосне и ели?». Скорее всего готовый к эксперименту лесник переспросит: «А что ещё можно экономически выгодно выращивать в наших лесах?». 
Мы переадресовали вопрос Валентине Александровне Тисовой, заведующей дендрарием САФУ, где в порядке опыта высажено 217 видов древесных пород чуть не со всего света.
Валентина Александровна сказала:
- А посадите дуб!
Мы засомневались… Дуб – южная порода, приживается трудно, растёт медленно. Это деньги на ветер!
- Ну что вы! – принялась разубеждать нас Валентина Александровна. – В нашем дендрарии дубы растут уже восемьдесят лет, свидетельствуя, что эта порода быстрорастущая, почти как тополь! Три поколения выросли и прекрасно акклиматизировались. Вот эти огромные патриархи со стволом в два обхвата посажены в 1934 году ещё под руководством профессора Стратоновича. Трёхлетние сеянцы ему привезли из-под Киева. А вот эти красавцы –их сыновья, им по 50 лет. Стволы у них потоньше, но высота тоже под двадцать метров. А эти четыре стройных деревца — внуки. Они посажены в начале восьмидесятых, то есть им лет 30.
Диаметр стволов сантиметров 20, а высота около 15 метров. Может, были бы и повыше, но, видите, лиственницы над ними нависают.
А дуб, как говорят лесоводы, любит расти в шубе, но без шапки. Все три поколения активно плодоносят, ежегодно опадает, наверное, по несколько килограммов желудей. Всхожесть, между прочим, 100%. Посмотрите, сколько маленьких дубков всходит в траве. Это уже четвёртое поколение архангельских дубов.
Действительно, под взрослыми деревьями тут и там виднелись маленькие дубки, среди опавшей листвы проглядывали свежеопавшие жёлуди. Наш лесовод-энтузиаст живо прикинул временной масштаб оборота хозяйства: сейчас ему 35 лет, через 25, пусть через 30 лет, когда на его делянках вырастут такие же дубки, он будет шестидесятилетним мужчиной, что называется, в хорошей форме, можно в порядке ухода проредить дубки и снять первый урожай. А если что, дети дорастят! Он по-хозяйски оглядел дубовых внуков, мысленно выкроил четырёхметровые брёвнышки, запустил их в пилораму. Получилось несколько досок. Неширокие, правда, зато ведь дубовые! Но куда с ними? 
И с этим вопросом мы пошли на кафедру древесиноведения к профессору Владимиру Ивановичу Мелехову.
(Продолжение в следующем номере)

Дата публикации: 18 февраля 2013
Опубликовано в "Лесной Регион" №03(127)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий