Перечисляют по брёвнышку

Добычу леса в стране оцифруют и выведут из тени
В марте будущего года начнет действовать новый регламент Евросоюза и поправки в Закон Лейси (США), согласно которым древесину без документов, подтверждающих законность вырубки и заготовки, продать будет невозможно. О подготовке закона, призванного урегулировать оборот круглых лесоматериалов, и разработке соответствующей единой государственной системы шла речь на всероссийской конференции, состоявшейся в Уфе по инициативе Федерального агентства лесного хозяйства России.
Кардинально менять всю систему контроля и учёта в лесодобыче заставляет сама жизнь. Среди причин для «внутреннего пользования» наиболее актуальная — отсутствие должного контроля за объёмом добываемого леса. По оценкам собравшихся специалистов, до 20% добываемого в стране леса сегодня остаётся неучтённым. Более того, из-за применения различных методик в субъектах РФ и Росстатом разнятся даже официальные данные. На конференции прозвучали такие цифры: по данным субъектов, в прошлом году было заготовлено 197 млн. кбм леса, а по данным Росстата — только 120 млн.
- Даже у таможенных органов есть серьёзные проблемы с лесом, начиная с определения его объёмов, — сообщил руководитель Рослесхоза Виктор Масляков. — Точного инструментария просто нет. А уж что касается происхождения... По сути, сейчас остался только фитосанитарный паспорт, который и даёт право на перевоз через границу круглых лесоматериалов.
По мнению Виктора Маслякова, сейчас практически утерян первичный учёт при вырубке леса внутри страны. Данные в заполняемых декларациях целиком на совести директоров лесодобывающих предприятий. В них практически не отражаются ни объёмы, ни качественные показатели.
Часть вопросов призваны решить автоматизированные информационные системы, которые сейчас внедряются в некоторых регионах страны. Запустили такую систему и в Башкортостане.
- В прошлом году по сравнению с 2010 годом объём незаконно срубленного леса сократился у нас с 3,5 тыс. кбм до 600, — рассказал президент РБ Рустэм Хамитов. — В этом большую роль сыграло принятие республиканского закона об организации пунктов приёма и отгрузки древесины. Кроме того, нам помогает региональная информационная система по контролю за движением круглых лесоматериалов с отражением полного оборота леса. Считаю, что эту систему можно использовать в качестве регионального модуля Единой государственной автоматизированной информационной системы оборота круглых лесоматериалов.
Подобная единая система сейчас разрабатывается и проходит обкатку в тестовом режиме. Она должна быть принята вслед за федеральным законом. Кстати, первый опыт её применения дал интересный результат: при первоначальной загрузке в базу данных выяснилось, что почти четверть всех записей — некорректны. И здесь впору ставить вопрос — а существуют ли подобные юридические лица на самом деле?
Но одним только введением единой государственной автоматизированной информационной системы не решить всех проблем, связанных с добычей и транспортировкой леса.
- У нас до сих пор действует более десяти стандартов, которые были утверждены ещё в советское время, — считает заместитель руководителя Рослесхоза Николай Кротов. — Их необходимо совершенствовать, адаптировать к современным условиям, гармонизировать с международными.
С ним согласен и директор ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства Александр Мартынюк: «Нужен единый классификатор. Сейчас в одном официальном ведомстве идёт учёт по породам, не учитывая разделение по назначению, а в другом — совсем наоборот».
Серьёзной проработки требуют и другие юридические тонкости. Например, притчей во языцех стали «серые» лесорубы. Но, оказывается, поймать их за руку законными способами не так-то просто.
- Есть неопределённость понятия о незаконной рубке, — считает член Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, депутат Олег Лебедев. — Отдельная проблема — теневой оборот древесины. Нужна система, позволяющая отслеживать всю цепочку. В нашем комитете создана рабочая группа, которая и будет обсуждать все предложения.
О том, что юридически искушённые «серые» лесорубы, пойманные на месте рубки, стараются перевести своё деяние в простое нарушение правил лесозаготовки, рассказал заместитель руководителя Государственной лесной службы Забайкальского края Пётр Острик. Он же предложил исключить из списка документов, на основании которых можно продавать древесину, договор купли-продажи с гражданами. В противном случае население, получая древесину на собственные нужды, продаёт её на приёмные пункты.
Региональный закон по заготовке леса существует и в Красноярском крае, и здесь тоже готовы поделиться своими наработками.
- Мы столкнулись с такими проблемами, как отсутствие единой позиции судов относительно срока давности привлечения к административной ответственности, а пункты приёма и отгрузки древесины просто снимаются с учёта, чтобы уйти от ответственности, — рассказывает руководитель службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Юлия Воронова. — Кстати, само определение таких пунктов также нуждается в доработке.
- Закон, который мы обсуждаем, сейчас находится в министерстве природных ресурсов, аккумуляция идей продолжается, — резюмировал Виктор Масляков. — Уже около 40 российских субъектов направили нам свои предложения. Это касается и единой информационной системы. А то, что она может быть создана, наглядно показывает пример Башкирии и других регионов.

Дата публикации: 19 ноября 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №123(18)
Теги: Лесное хозяйство, Экономика, Экология




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий