КРУГЛЯК «ПОД КОЛПАКОМ»

Рослесхоз разработал законопроект «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов». Поручение упорядочить продажу кругляка и поставить заслон на пути нелегальной древесины дал лично российский премьер Владимир Путин. По мнению авторов законопроекта, принятие документа позволит отследить движение древесины от заготовки до продажи готовой продукции, а сами «чёрные» рубки станут экономически невыгодными.

Незаконные рубки — одна из острых проблем российского лесного сектора. По различным данным, они составляют от 10 до 35% всей лесозаготовки в стране. Об этом заявил начальник управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза Александр Мариев на рабочем совещании во ВНИИЛМ, посвящённом разработке этого законопроекта и собравшем представителей лесных регионов и природоохранных организаций. Он сообщил, что, несмотря на нынешние масштабы лесонарушений, происхождение круглых лесоматериалов сегодня не подлежит документальному подтверждению, и это создаёт благоприятные условия для незаконной деятельности. На законодательном уровне не регламентированы требования к учёту круглых лесоматериалов.

Между тем, чтобы оградить свои рынки от лесоматериалов сомнительного происхождения, в Евросоюзе с марта 2013 года вступает в силу Регламент, согласно которому на западных рынках невозможно будет продать древесину без документов, подтверждающих законность её заготовки и переработки. Нынешний законопроект разработан как ответ европейскому Регламенту. «Мы будем настаивать, чтобы та отчётность, которую будут вести участники рынка в рамках разрабатываемого законопроекта, была признана Евросоюзом как документ о законности происхождения лесоматериалов», – заверил Александр Мариев.

В чём же инновации, предлагаемые Рослесхозом? Прежде всего, в стране будет налажен обязательный для всех участников лесных отношений учёт круглых лесоматериалов. «По каждой партии лесоматериалов, выпущенной на рынок, мы должны иметь подробную информацию: от делянки до конечной точки реализации, – разъяснил начальник управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза. – Все данные о заготовленных лесоматериалах и их дальнейшем передвижении по стране продавец включает в декларацию об обороте круглых лесоматериалов. Для учёта лесоматериалов со стороны государства будет внедрена ЕГАИС, куда будут внесены данные этих деклараций, а именно: право пользования лесом, объёмы древесины, породно-качественный состав, покупатели. Контролировать участников рынка будут Рослесхоз, МВД России, ФНС России, ФТС России и региональные структуры лесоуправления».

Хотя новые правила игры усилят регулирование в отрасли, Александр Мариев признал, что эта мера вынужденная, поскольку нынешний уровень регулирования оборота круглых лесоматериалов не соответствует ключевым требованиям устойчивого управления лесами. Вместе с тем он отметил, что в ряде стран есть подобные законы, ещё жёстче регулирующие оборот круглых лесоматериалов. Например, согласно американскому Закону Лейси покупателю незаконной древесины грозит тюремный срок, если он заведомо знал, что она ворованная. В Таиланде наказывают всех, кто занимался продажей и транспортировкой леса в ночное время. В российском законопроекте нет таких жёстких норм. Перед законом административную ответственность несёт исключительно продавец. Наш законопроект гораздо либеральней.

На обсуждении законопроекта присутствовали представители разных регионов – от Карелии до Хабаровского края, поскольку непосредственное управление лесами передано регионам, которые сталкиваются с незаконными рубками практически каждый день. Во многих регионах страны давно ведут борьбу с нелегальным оборотом древесины. На встрече были представлены региональные законы Архангельской области, Забайкальского края, инициативы Рес-публики Башкортостан, которые направлены на упорядочивание лесозаготовительной и перерабатывающей деятельности. В связи с этим власти многих лесных регионов приветствуют решение Правительства РФ навести порядок в этой сфере на национальном уровне.

Так, консультант министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Алексей Бобров сообщил об успешной реализации закона «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины на территории Архангельской области». По его словам, с середины 2009 года – момента вступления закона в силу – в Поморье более чем в два раза сократились нелегальные рубки: с 698 случаев в 2009 году до 314 – в 2011-м. Вместе с тем он признал, что принятие федерального закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов» установит единство положений в части регулирования оборота и учёта круглых лесоматериалов на территории не только Поморья, но и всей страны.

Заместитель министра лесного хозяйства Башкортостана Марат Шарафутдинов рассказал о реги-ональном реестре лесопользователей, где производится регистрация договоров купли-продажи, аренды лесных участков по реквизитам. В случае незаконной продажи древесины налоговые органы могут оперативно ознакомиться с её правообладателем, а сотрудники ГИБДД при досмотре документов лесовозов уже обладают оперативной информацией о происхождении и легальности заготовленной древесины. Марат Шарафутдинов отметил, что создание ЕГАИС позволит осуществлять контроль за движением лесоматериалов не только в республике, но и далеко за её пределами, что, несомненно, на порядок повысит уровень учёта лесоматериалов.

Тем не менее, ряд представителей субъектов РФ подвергли конструктивной критике законопроект, высказав ряд серьёзных замечаний по его совершенствованию. Глава департамента лесного комплекса Вологодской области Виктор Грачёв указал на наличие в проекте закона строки, согласно которой учёт круглых лесоматериалов должен проводиться способом, обеспечивающим погрешность измерения не более 5%. «В Вологодской области ежегодно заготавливается до 12 млн. кубометров. Получается, что до 600 тыс. кубометров можно списать на погрешность?» – заключил он.

Начальник управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза Александр Мариев сообщил, что погрешность в 5% – это общая норма для многих развитых в лесных отношениях стран, которые закладывают её в свои законы с учётом специфики продукции. Он заверил, что ЕГАИС, которая будет учитывать движение лесоматериалов, будет настроена достаточно гибко, работать в ней не составит большого труда.

На встрече была отмечена важность публичного обсуждения законопроекта и принято решение до окончательного принятия этого закона протестировать его применение на территории нескольких регионов с участием как бизнеса, так и власти. «Весьма важна здесь и поддержка населения, – отметил в конце встречи Александр Мариев. – Принятие этого законопроекта затрагивает самые широкие слои общества. Необходимо объяснить людям, что эта инициатива властей направлена на обеспечение контроля за стратегическим ресурсом страны».

 

БИЗНЕС НЕ ПРОТИВ

Наталья Пинягина, директор по взаимодействию с органами государственной власти ОАО «Архангельский ЦБК»:

- Разрабатываемый Рослесхозом законопроект «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов» однозначно может оцениваться как положительный шаг в условиях существующего рынка нелегальной заготовки древесины. Введение этого закона позволит обеспечить прозрачность, учёт и контроль за оборотом древесины, навести порядок. В условиях политики экологической ответственности и сертификации этот закон позволит улучшить лесообеспечение. Таким образом, смело можно говорить о том, что для вертикально интегрированных структур – крупных компаний – с принятием этого закона риски минимизируются. А вот для среднего и мелкого бизнеса, безусловно, есть риски.

 

Артём Савко, директор по информации и общественным связям Группы «Илим»:

- Для нас важно, чтобы эта инициатива не привела к появлению  избыточных ограничений и обязанностей для добросовестных лесопользователей, а также возникновению для них дополнительных затрат. Поэтому, возможно, на первом этапе было бы целесообразно отработать данный механизм на экспортных поставках круглого леса.

Мы считаем, в предлагаемом законопроекте должны быть чётко и максимально прозрачно прописаны механизм действия и все процедуры, без ссылок на большое количество подзаконных актов, как это часто, к сожалению, бывает. Также должны быть сделаны расчёты финансовых затрат на внедрение предлагаемой системы учёта как со стороны государства, так и со стороны лесопромышленников.


Иван ЯКУБОВ.

«Российские лесные вести».



Дата публикации: 27 февраля 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №03 (108)

Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий