Что ждёт малый бизнес?

Что ждёт малый бизнес?С самых высоких трибун, с экранов телевизоров постоянно звучат слова о поддержке малого бизнеса, о его социальной значимости. Казалось бы, при таком общегосударственном пристальном внимании к предпринимателям малый бизнес должен динамично развиваться, занимать всё более существенное место в экономике страны. Это в теории, что называется, на бумаге. На практике картина выглядит не так благостно.

Недавно автору этих строк довелось участвовать в совещании предпринимателей п. Пинега, где
обсуждалось обеспечение сырьём предприятий малого бизнеса. Местных предпринимателей тревожит, что под реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, который реализует ЗАО «Лесозавод 25», передаются практически все квартала Пинежского лесничества, доступные для освоения. Это по сути тот лесфонд, где проводились лесные аукционы, в которых и участвовали пинежские предприниматели, чтобы обеспечить сырьём свои предприятия. И если эти квартала будут переданы под инвестпроект, на малом бизнесе п. Пинега можно ставить крест.

На первый взгляд, вполне разумно передать весь эксплуатационный лесфонд в аренду крупному бизнесу, который заготовит сырьё современными комплексами и поставит на предприятия, где обеспечивается глубокая и полная переработка древесины. Крупный бизнес в приоритете у государства, и именно в интересах крупного лесного бизнеса в Лесной кодекс включена статья о приоритетных инвестпроектах в области освоения лесов.

Но почему-то разработчики Лесного кодекса совсем забыли, что существует и малый лесной бизнес, которому теперь доступ к лесфонду перекрыт. Поскольку реализовать приоритетный инвестпроект «малышам» не по силам, а победить в лесном аукционе непросто, если в нём участвует крупный бизнес.

Теперь выбор у малого бизнеса небогатый: или заключать с арендатором договор субаренды, или всё с теми же арендаторами заключать договор на оказание услуг по заготовке леса. Оба пути малорентабельны и не дают возможности предпринимателям строить планы на перспективу: покупать современную лесозаготовительную технику, тратиться на развитие инфраструктуры. К примеру, сегодня есть договор субаренды или оказания услуг, а завтра арендатор его расторгнет. Поэтому, считают пинежские предприниматели, и малому бизнесу должен быть обеспечен доступ к лесфонду.

Прослеживается интересная закономерность. Государство, проявляя заботу о крупном бизнесе, позволяет резервировать лесфонд под реализацию инвестпроектов. Для муниципальных нужд также резервируется лесфонд, даже для обеспечения занятости населения резервируется лесфонд. Почему-то в этом списке отсутствует малый бизнес.

Может, вклад малого бизнеса в экономику района не так и велик? С этим не согласна глава МО «Пинежское» Мария Артемьевна Олькина.

По её словам, только в посёлке Пинега заготовкой и переработкой древесины (лесопилением, деревянным домостроением) занимаются 28 предпринимателей. На лесозаготовках и лесопереработке занято более 200 местных жителей.

На лесных делянках пинежских предпринимателей работает 34 трелёвочника ТДТ-55, которые в случае необходимости можно использовать на тушении лесных пожаров.

Многие населённые пункты МО «Пинежское» содержатся за счёт предпринимателей, которые не только обеспечивают занятость местного населения, но и содержат дороги, ледовые переправы, снабжают жителей дровами, пиломатериалами, стройматериалами.

Пинежские предприниматели участвуют во многих социальных программах, помогают ветеранам.

В этих условиях ликвидация малого бизнеса приведёт к социальному взрыву, росту безработицы, деградации населённых пунктов. Как считает Мария Артемьевна, лес – это государственная собственность, поэтому в лесу должен работать и малый, и крупный бизнес и ничьи интересы не должны ущемляться. Как прозвучало на этом совещании, в области немало предприятий, имеющих лес в аренде и не ведущих лесозаготовки, не осваивающих расчётную лесосеку в полном объёме, при этом арендную плату перечисляющих только после решения арбитражного суда.

Вполне логично с такими арендаторами расторгать договоры аренды и передавать освободившися лесфонд под реализацию приоритетных инвестпроектов, а не резервировать под эти инвестпроекты лесфонд, в котором уже работает малый бизнес, тем более в основном этот лесфонд не пригоден для заготовки современными комплексами, а значит, не особо нужнен крупному бизнесу.

В Архангельской области не так много приоритетных инвестпроектов, которые успешно бы реализовывались, а вот лесфонда под эти инвестпроекты набрано более чем достаточно.

Получается, что в ряде случаев «крупный» бизнес ведёт себя как собака на сене — и сам не заготавливает, и малый бизнес лишает сырьевой базы.

В этой ситуации, считают пинежские предприниматели, власть должна проводить взвешенную политику, а именно дать возможность работать в лесу и крупному, и малому бизнесу.

За последние несколько лет пинежские предприниматели для развития своего бизнеса привле-кли более 100 млн. рублей (в основном кредитов) инвестиций — приобретали современную лесную технику, деревообрабатывающее оборудование, рассчитывая на дальнюю перспективу.

Если теперь предпринимателей лишат лесфонда, кредиты всё равно надо возвращать.

В посёлке Пинега построена замечательная школа, подобных, пожалуй, нет в области. Построена школа на перспективу, в надежде, что посёлок Пинега будет жить, развиваться, будут подрастать дети.

Так и малый бизнес — нацелен на перспективу, делает всё, чтобы не пустели деревни, чтобы посёлок Пинега не постигла печальная участь тех лесных посёлков, где теперь нет производства, нет работы, а значит, нет и перспектив.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 25 июня 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №11(116)


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий