Опять делили лесфонд

Главы муниципальных районов Архангельской области и руководители малых предприятий в сфере лесозаготовок единогласно высказались за отмену распоряжения министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от № 910, в котором прописана новая схема распределения лесного фонда.

В областном Собрании комитет по природопользованию и лесопромышленному комплексу провёл депутатские слушания, участники которых обсудили меры по повышению эффективности использования лесов в целях заготовки древесины. В работе слушаний участвовали депутаты областного Собрания, представители министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, представители органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. У всех участников слушаний по сути была единственная претензия к министерству – новая схема распределения лесного фонда не учитывает интересов предприятий малого и среднего бизнеса.

Документ регламентирует распределение лесных ресурсов для нужд крупных инвестиционных проектов, субъектов малого и среднего предпринимательства, для муниципальных нужд и нужд населения Архангельской области и, по мнению представителей малого и среднего бизнеса, составлен так, что интересы предпринимателей из районов области практически полностью проигнорированы. Во многих районах Архангельской области малый и средний бизнес в сфере ЛПК – это основа экономики: рабочие места, налоги в местный бюджет, поддержка социальных проектов и многое другое, не говоря уже о том, что во многих районах энергетика переводится, а в некоторых уже полностью переведена на местные виды топлива. В конце лета появляется документ, в котором чётко прописано, в каком районе и в каком объёме лесной фонд передаётся тем или иным арендаторам. В результате все интересные с точки зрения освоения участки расчётной лесосеки переданы под крупные инвестиционные проекты. Интересы малого и среднего бизнеса при этом не учтены.

- К примеру, в Виноградовском районе в сфере лесозаготовок и деревообработки занято 13 предприятий, на которых в общей сложности трудится 350 человек, – сказал в ходе депутатских слушаний генеральный директор ООО «Технопарк» Виктор Жуков. – Мы хотим понимать, что делать людям в районах, если теперь работы у нас не будет.

Все эти вопросы были адресованы министру природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Сергею Шевелёву. Участники депутатских слушаний приняли решение рекомендовать правительству Архангельской области провести работу в части распределения расчётной лесосеки среди участников рынка и учесть интересы предприятий малого и среднего бизнеса.

- Мы уже не первый раз рассматриваем острые вопросы в сфере лесопромышленного комплекса и будем добиваться, чтобы правительство Архангельской области нашло компромисс между интересами крупных лесных холдингов и представителей малого и среднего бизнеса, – прокомментировал итоги депутатских слушаний председатель комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу Александр Дятлов.



Пресс-служба областного Собрания депутатов Архангельской области.

 



От редактора. 

Позволю себе небольшой комментарий. Действительно, новый Лесной кодекс вычеркнул малый и средний бизнес из лесной производственной цепочки. Крупный бизнес с восторгом воспринял положения Лесного кодекса о приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, дающих сказочные преимущества — набор лесного фонда под инвестпроект без аукциона, лес за 50% минимальной ставки платы за лес на корню. Малому и среднему бизнесу невозможно реализовать приоритетный инвестпроект, поскольку минимальный размер инвестиций 300 млн. руб. При этом малый и средний бизнес разобщён, не в состоянии объединиться и действовать согласованно, защищая свои интересы. Все призывы малого и среднего бизнеса к власти — дать им лес — разбиваются о железобетонный Лесной кодекс. И тем не менее, именно региональная власть предложила малому и среднему бизнесу объединиться и реализовать приоритетный инвестпроект в области освоения лесов. В Архангельской области было создано предприятие ООО «Поморский лесной технопарк», под его инвестпроект подобран лесфонд около одного миллиона кбм расчётной лесосеки. И что, малый и средний бизнес горячо поддержал идею «технопарка»? Ничуть не бывало. В «технопарк» вошло всего несколько предприятий, которым на льготных условиях был выделен лесфонд с расчётной лесосекой всего в 300 тыс. кбм. Получается, что большинству предпринимателей области лесфонд в аренду попросту не нужен, иначе они включились бы в работу «технопарка».

Сейчас малый и средний бизнес надеется, что будет проведено зонирование лесов и для него выделен лесфонд. Пусть так. Однако что помешает крупному бизнесу через подконтрольных предпринимателей участвовать в аукционах, с лёгкостью победить на этих аукционах и завладеть лесфондом, предназначенным малому и среднему бизнесу? Вряд ли стоит надеяться, что в Лесной кодекс будут внесены изменения и кроме аукционов на право заключения договора аренды вернутся уже забытые конкурсы.

В настоящее время истекают сроки ряда договоров на аренду лесов. И нет никакой надежды, что добросовестные арендаторы смогут перезаключить их на новый срок без аукциона. Принятый недавно закон не даёт такого права без реализации приоритетного инвестпроекта в области освоения лесов. А кто из нынешних арендаторов (малого и среднего бизнеса) реализует такой проект? Никто.

Дефицит лесных ресурсов острее с каждым годом. И задача с несколькими неизвестными для законодательной и исполнительной власти: как при распределении лесфонда учесть интересы населения, которое в лесу собирает грибы, ягоды, охотится, заготавливает дрова и лесоматериалы; как обеспечить потребности муниципалитетов в древесине; как обеспечить сырьём малый, средний и крупный бизнес? Задача, скажу вам, из высшей математики. На которую пока нет ответа ни у кого.

 



Комментарий министерства


По мнению начальника управления лесопромышленного комплекса Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Галины Даниловой, речь от отмене Распоряжения № 910 от 20 августа 2015 года идти не может. Лесные участки согласованы с Рослесхозом, а заявка утверждена Минпромторгом РФ. Участки лесного фонда по расторгнутым договорам аренды, включённые в правовой акт, расположены в инвестиционной зоне, которая зафиксирована Лесным планом Архангельской области. Возможна корректировка сырьевого обеспечения инвестиционного проекта, не нарушающая общую концепцию проекта, но в пределах утверждённой лесосеки. Например, замена одних лесных участков на другие. Если необходимость возникает, проблема решается только с участием инвестора, и такая возможность при утверждении заявки ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» рассматривалась.

Формирование схемы распределения лесов под различные категории пользования – это отдельный вопрос. Работа только начата, лесфонд согласован по Пинежскому району, в планах – продолжение по другим, где есть конфликт интересов. Ещё раз хочется напомнить, что без обоснования заявок предпринимателей на лесные участки трудно принять объективные решения. В этом должны быть заинтересованы администрации муниципальных образований, на которых федеральным законодательством возлагается решение задач развития малого бизнеса. Информация по переработке древесины, представленная муниципалитетами, не по всем районам даёт реальную картину, есть отказы предпринимателей в предоставлении сведений. О какой поддержке может идти речь?


Дата публикации: 26 октября 2015
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(178)
Теги: Лесное хозяйство, Малый бизнес, Инвестиции



Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий