Объёмы лесозаготовки

За первое полугодие 2022-­го в регионах Северо-­Запада заготовили 27,4 млн. кбм древесины – на 12% меньше, чем за такой же период прошлого года, подсчитали в Рослесинфорге.

Однако снижение показателей в данном случае связано не только с переменами в экономической ситуации. Дело в том, что минувший год стал рекордным по заготовке древесины как в целом по стране, так и в СЗФО, пояснили в лесоучётном ведомстве. К росту тогда привёл целый ряд факторов: высокий экспортный спрос, повышение цен на пиломатериалы, грядущее ограничение на вывоз круглого леса хвойных и ценных лиственных пород – всё это стимулировало работу на делянках.

В итоге на Северо-Западе только за 6 месяцев 2021-­го заготовили свыше 31 млн. кбм. Но если для сравнения брать более корректный показатель первой половины 2020 года – 28,3 млн. – то снижение выглядит далеко не критичным.

Традиционные лидеры лесозаготовки в СЗФО – Вологодчина, Архангельская область (по 7 млн. кбм за полгода) и Республика Коми (4,9 млн.). Они входят во всероссийскую пятёрку главных регионов-­заготовителей, уступая два первых места Иркутской области и Красноярскому краю. Кстати, в рейтинге округов Северо-­Запад идёт вторым после Сибири.

Как и в целом по СЗФО, объёмы заготовки в лидирующих регионах упали на 4­-12% по отношению к прошлому году и практически вернулись к уровню 2020-го. Но в остальных лесных регионах округа сокращение стало более значительным: от 19% на Новгородчине до 31% в Ленобласти. Причём в последней заготовка снизилась и в сравнении с 2020 годом. А в Карелии её объёмы падают ежегодно.

«В целом по стране в первой половине этого года заготовлено 100,3 млн. кбм древесины, этот показатель также на 4,5% ниже, чем год назад. Но на его итоги повлиял резко выросший в западных странах спрос на российские пиломатериалы, создавший выгодные для наших заготовителей ценовые условия, – пояснил директор Рослесинфорга Павел Чащин. – В целом динамика этого года находится в пределах нормы – на уровне 2019-­2020 годов, поэтому санкционное давление нельзя назвать ключевой причиной снижения лесозаготовки.

В большинстве регионов СЗФО за последние 4 года отмечалась цикличность: рост объёмов заготовок в одном году означал спад в следующем. Такие скачки связаны с рядом факторов, начиная от погоды, уровня запаса древесины и различных мероприятий вроде санитарных рубок и заканчивая текущим спросом на сырьё в стране и мире».

Однако ограничения на экспорт леса также играют свою роль в динамике заготовок, отмечают представители ЛПК. К запрету на вывоз кругляка, вступившему в силу в 2022 году, добавились санкции. В итоге многие рынки оказались недоступны для российской древесины.

Спрос на сырьё на внутреннем рынке упал, у деревообрабатывающих предприятий возникли проблемы с продажами продукции, поэтому они практически перестали размещать заказы на закупку леса. С 10 июля прекратился экспорт в страны ЕС, куда уходили пиломатериалы, пеллеты и многие другие виды продукции ЛПК.

Прежде всего это коснулось лесопромышленного комплекса Северо-Запада, поскольку он с давних времён был ориентирован на экспорт продукции в основном в Европу. «Некоторые компании сообщают, что останавливают производства на плановое техобслуживание, однако что они будут делать дальше, после его завершения, – пока не ясно, – сообщает агентство лесопромышленной аналитики.

По сведениям Рослесинфорга, с января по июль экспорт пиломатериалов сократился только на 3,6%, а не на 10%, как прогнозировалось. Как и в случае с лесозаготовкой, ведомство считает такое снижение незначительным. По мнению Павла Чащина, с высокой долей вероятности параллельный импорт российского кедра, берёзовой фанеры и другой продукции ЛПК через Китай в Европу до конца года позволит снова нарастить отгрузки пиломатериалов.

«Рынок ЛПК чувствует себя готовым к новым испытаниям. Российские предприниматели занимают освободившиеся после ухода зарубежных компаний ниши, ищут новых партнёров как в своей стране, так и за рубежом», – отмечает глава Рослесинфорга.

На помощь бизнесу, как всегда в трудные времена, может прийти господдержка. Так, в Ленинградской области ищут варианты адресной поддержки леспрома. Заготовка древесины в регионе сейчас идёт в ограниченном объёме – в основном рубят хвойные породы для реализации отдельных проектов. При этом отрасль остаётся важной для областной экономики.

«Сложности в работе нашего лесного комплекса вызваны его экспортно-ориентированной моделью и низкой диверсификацией, – подчёркивает председатель комитета по природным ресурсам Ленобласти Денис Беляев. – Большинство лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий сейчас перестраивают свои логистические цепочки и активно ищут новые рынки сбыта продукции».

Чем могут помочь власти? Например, улучшить условия реализации продукции на внутреннем рынке, снизить арендную плату, предоставить субсидии на материально-­техническое оснащение и организацию работ. До конца года лесопользователям региона уже предоставлена отсрочка по оплате за посадочный материал.

Меры поддержки действуют и на федеральном уровне. В частности, для предприятий ЛПК сократили срок проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов и увеличили период действующих лесных деклараций в целях заготовки древесины, поданных до 1 мая 2022 года.

 

P. S.

Площадь российских лесов, погибших от пожаров, по итогам прошлого года стала рекордно низкой за 10 лет – менее 1%, или 57 тыс. га. При этом больше всего лесов огонь уничтожил в Карелии – 8,8 тыс.


Марина ЛЕДЯЕВА.


Дата публикации: 5 сентября 2022
Теги: Экспорт, Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий