СЪЕЗД ЛЕСОВОДОВ

В рамках Недели леса в Архангельске прошёл съезд лесоводов Архангельской области. Были опасения, что выступающие на съезде сосредоточат все свои усилия на критике Лесного кодекса, состоянии лесного хозяйства региона. Ведь, как из вестно, критиковать каждый может. Критикующих всё больше, предлагающих разум-ные решения – всё меньше. Но на съезде речь шла в основном о том, «что делать», а не о том, «кто виноват».

В немалой степени от добросовестности арендаторов лесного фонда, на которых Лесным кодексом возложено ведение лесного хозяйства, и зависит состояние последнего.

Поэтому выступление на съезде лесоводов министра природных ресурсов и лесного комплекса Юрия Трубина было выслушано
с особым вниманием.

В частности, Юрий Германович сказал, что в Архангельской области площадь лесов 29,2 млн. га, лесистость территории в континентальной части составляет 74,7%. Лесной сектор экономики является ведущим в области. Поступления от предприятий лесного комплекса в бюджеты всех уровней составляют 13-18% от всех поступлений. По объёму отгруженной продукции наша отрасль традиционно занимает первое место среди перерабатывающих отраслей. Учитывая ведущее значение лесного сектора в промышленности региона, можно с уверенностью говорить, что от состояния лесов, уровня ведения лесного хозяйства зависит развитие области. Запас древесины в лесах области оценивается в 2,5 млрд. кбм, расчётная лесосека 23,7 млн. кбм.

Однако такие внушительные цифры не отражают реальную ситуацию с обеспеченностью области лесными ресурсами. Современная возрастная структура и продуктивность лесов в пределах лесных районов сформировалась в результате длительного наращивания лесозаготовок.

В настоящее время наблюдается определённая неравномерность распределения спелых лесов по территории области. На 23% территории в южных районах области запасы спелых хвойных насаждений практически полностью исчерпаны. Имеющи-
еся спелые хвойные насаждения представлены низкобонитетными, как правило, заболоченными сос-няками и ельниками в виде вкраплений среди средневозрастных и приспевающих лиственных лесов. Основные запасы спелой древесины сконцентрированы в листвен ных лесах, вторичное освоение которых началось в настоящее время.   

В центральной части области доля спелых и перестойных насаждений около 50%, однако все они концентрируются на удалённых от населённых пунктов и основ ных транспортных магистралей территориях.

На севере области преобладают спелые и перестойные хвойные насаждения. Однако леса здесь характеризуются низкой продуктивность, а территория – высокой заболоченностью. Запасы древесины рассредоточены по огромной территории.

Основными задачами в развитии лесоперерабатывающих производств на ближайшие 30-40 лет будут:

1. Развитие целлюлозно-бу-мажного производства и производств потребителей лиственной древесины.

2. Сохранение лесопиления за счёт рационального использования запасов древесины, совершенствования технологий лесопиления.

Приоритетные направления в лесном хозяйстве:

1. Восстановление лесосырье вого потенциала лесов при сохранении их биологического разнообразия и средообразующего потенциала.

2. Отказ от монопользования.

3. Исключение необоснованной гибели лесов от пожаров и других неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера.

4. Рациональное использование древесного сырья.

5. Интенсификация лесовыращивания.

Пятый год отрасль работает в условиях децентрализации лесо-управления, когда управленческие и хозяйственные функции разделены, когда обязанности по охране и воспроизводству лесов возложены на лесопользователя. И сегодня формирование лесных отношений – одна из основных наших задач. На сегодняшний день сформирован орган исполнительной власти в лесных отношениях – министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. Его роль состоит в выработке государственной политики и осуществлении нормативного, правового регулирования в лесных отношениях, осуществлении полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере лесных отношений, координации деятельности всех участников лесных отношений по повышению эффективности лесного хозяйства.

Сформированы территориальные органы управления лесами – 29 лесничеств и 1 лесопарк. Для оказания лесохозяйственных услуг на не переданных в аренду лесных участках организовано областное автономное учреждение «Архобллес». С нынешнего года ОАГУ «Архобллес» и ГУ АО «Северная база авиационной охраны лесов» являются специализированными предприятиями по ох-ране лесов от пожаров и тушению лесных пожаров. В лесах области работают почти 400 арендаторов.

За истекшие 5 лет увеличилась площадь земель лесного фонда, в состав которых были переданы леса на землях сельскохозяйственного назначения. Определены их точные границы. В настоящее время более половины их площадей поставлены на кадастровый учёт.

Подготовлен и принят в 2008 году Лесной план Архангельской области, в ноябре 2010 года Лесной план был переработан и в настоящее время направлен в Рослесхоз на согласование. Составлены и приняты Лесные регламенты всех лесничеств.

Произведено выделение защитных лесов. К лесам, выполняющим климаторегулирующие, водоохранные и водорегулирующие и другие средообразующие функции, отнесено 8,8 млн. га – 29,1% площади лесного фонда.  

 

Использование лесов

В аренду для всех видов пользования передано 532 лесных участка общей площадью 16,3 млн. га.
К сожалению, использование лесов носит характер монопользования: 87% по количеству участков
и 93% по площади передано в аренду для заготовки древесины. Виды пользования лесов, имеющих в нашей области высокий ресурсный потенциал: заготовка лекарственных растений, заготовка пищевых лесных ресурсов, использование лесов для охотничьего хозяйства, рекреации.

Отделу использования лесов министерства, лесничествам следует активизировать формирование лесных участков для передачи в аренду с целью заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства и другой деятельности, не связанной с заготовкой древесины. Управлению природных ресурсов необходимо утвердить регламент заключения охотохозяйственных соглашений.

 

Использование
расчётной лесосеки

Расчётная лесосека по всем видам рубок – 23,7 млн. кбм. В аренду с целью заготовки древесины переданы участки с расчётной лесосекой 15 млн. кбм. Для обеспечения потребности в древесине муниципальных образований и местного населения выделена зона местного населения с расчётной лесосекой 2 млн. кбм. С целью привлечения инвестиций в лесную отрасль, развития лесопереработки в области реализовывалось пять приоритет ных инвестиционных проектов. Под их реализацию в аренду были переданы лесные участки с расчётной лесосекой 2,7 млн. кбм. Про ект Устьянского ЛПК успешно завершён. Построены лесопильный цех, сушильные камеры, участок обработки сухих пиломатериалов, бетонный завод. В конце 2010 года лесопильное производство введено в эксплуатацию. Объём привлечённых инвестиций – 1 млрд 468 млн. рублей. Завод работает в наладочном режиме, в первом полугодии произведено 32 тыс. кбм пиломатериалов, выход на проектную мощность ожидается в следующем году. Успешно реализуются проект группы «Илим» в г. Коряжме и проект Соломбальского ЛДК. Реализация проекта Архангельского ЦБК приостановлена. Про ект «ХарвиСеверЛес» оказался неудачным.

Лесной кодекс ориентирован на передачу лесов в аренду крупным лесоперерабатывающим предприятиям, что значительно затруднило развитие малого и среднего бизнеса в лесной отрасли. С целью поддержки малых и средних предприятий в области принят порядок согласования передачи участков в субаренду.
С этой же целью разрабатывается инвестиционный проект в осво- ении лесов «Поморский лесной технопарк».

 

Поступление платы
за использование лесов
в 2011 году

На 2011 год министерству утверждён план поступлений доходов в бюджетную систему РФ от платы за использование лесов общим объёмом 1111,2 млн. руб.,
в том числе в федеральный бюджет 736,6 млн. руб., в бюджет субъекта (областной бюджет) 374,6 млн. руб.

Основным источником доходов в утверждённом плане поступлений определена плата за использование лесов по договорам аренды лесных участков.

За 8 месяцев   2011 года в бюджетную систему Российской Фе дерации от платы за использование лесов поступили доходы общим объёмом 742,2 млн. руб. (66,8% выполнения годового плана), в том числе в федеральный бюджет 456,6 млн. руб. (62% выполнения годового плана) и в областной бюджет 285,6 млн. руб. (76,2% выполнения годового плана).

На сегодня ожидаемое поступление платы за использование лесов в бюджетную систему РФ
в пределах установленного годового плана – 1111,4 млн. руб., в том числе 736,6 млн. руб. – федеральный бюджет, 374,8 млн. руб. – бюджет субъекта.

 

Задолженность
по лесным платежам

По министерству на 1 сентября 2011 года общая сумма недоимки, с учётом прошлых лет, составляет 347,2 млн. руб., в том числе: в федеральный бюджет – 247,9 млн. руб.; в бюджет субъекта – 99,3 млн. руб.

Сумма безнадёжной к взыска нию задолженности составляет 78,9 млн. руб. (22,7% от общей суммы задолженности).

Основная сумма недоимки приходится на плату по аренде лесных участков.

За прошедший период текущего года министерством природных ресурсов совместно с территориальными органами – лесничествами проведена работа по взысканию задолженности по платежам за использование лесов.

В 2011 году за невнесение арендной платы за использование лесов принудительно (по решениям арбитражного суда) расторгнуто 5 договоров аренды лесных участков.

За прошедший период текущего года в арбитражный суд Архангельской области подано 163 иска о расторжении договоров и взыскании задолженности на общую сумму 174,7 млн. руб., в том числе 103,9 млн. руб. — в федеральный бюджет.

По 39 искам о расторжении договоров и взыскании задолжен ности лесопользователями добро вольно уплачены арендные плате жи на сумму 41,4 млн. руб., в том числе в федеральный бюджет — 23,4 млн. руб.

Принято судом 133 судебных решения по расторжению договоров аренды и взысканию задолженности по арендной плате за использование лесов с учётом   пени.

В результате проведённой работы за 8 месяцев   2011 года арендаторами лесных участков погашена недоимка по арендной плате за использование лесов в сумме 116,8 млн. руб., в том числе: в фе деральный бюджет 63,5 млн.,
в областной бюджет 53,3 млн. руб. Министерство и в дальнейшем будет проводить активные действия по взысканию имеющейся задолженности и недопущению новой.

 

Транспортное освоение
территории

Без развитой сети дорог невозможно никакое развитие. Мировая практика показывает, что интенсивное лесное хозяйство и лесопользование, эффективная борьба с лесными пожарами возможны
на территориях, где протяжённость дорог превышает 10 км на 1000 га. Только на 2% территории лесного фонда протяжённость дорог превышает 5 км на 1000 га, более чем на 71% территории их протяжённость меньше 2 км. В последние годы на территории области ежегодно создавалось 70-80 км лесных дорог. В 2009 году областью были предприняты усилия по привлечению средств федерального бюджета на строительство лесных дорог. За счёт средств федерального бюджета в 2010 году было построено 400 км лесных дорог. В 2011 году строительство дорог круглогодичного действия было продолжено, но уже в рамках соглашения о социально-экономическом парт- нёрстве между Архангельской областью и лесопользователями. Чтобы такие соглашения состо-ялись, министерством был разработан порядок подготовки и заключения соглашения. Данная работа будет продолжена и в дальнейшем. Для того чтобы создание дорог носило системный характер, лесничествам совместно с лесо пользователями, органами местного самоуправления необходимо определить приоритетные направления строительства лесных дорог, на этой основе подготовить схему транспортного освоения лесов и программу строительства дорог.

 

Специализированные
предприятия
по охране лесов от пожаров

Пожароопасные сезоны 2010 и 2011 годов стали для всех нас серьёзным испытанием. С принятием Лесного кодекса была ликвидирована система лесхозов, система авиационного мониторинга и борьбы с лесными пожарами была децентрализована. После пожаро-опасного сезона 2010 года стали очевидны многие законодательные и организационные просчёты и упущения.

На территории области создано 2 специализированных учреждения по охране лесов от пожаров и тушению лесных пожаров – это ОАГУ «Архобллес» и ГУ «Северная база авиационной охраны лесов».

Количество и площади
лесных пожаров по годам

В 2011 году лесопожарная обстановка была ещё более тяжёлая. На территории области возникло 705 пожаров, огнём пройдено более 70,6 тыс. га. Горимые годы случались и ранее, в 2000 году на территории области было зафиксировано 780 пожаров, в 2001-м — 946. Но площади, пройденные огнём, были значительно меньше. Детальное обсуждение будет проведено на осеннем совещании по результатам пожароопасного сезона, где будет проведён детальный анализ наших просчётов и ошибок. Назову лишь одну из них – наши специализированные учреждения по мониторингу и тушению лесных пожаров имеют финансово е обеспечение, техническое оснащение и численный состав для обнаружения и тушения лесных пожаров лишь при низкой и средней пожарной опасности погоды.

Архангельская область подготовила и заключила соглашение
с Федеральным агентством лесного хозяйства о выделении субсидии на закупку лесопожарной техники и оборудования для 7 ПХС
3-го типа. Размер субсидии составил 245 млн. руб. На условиях софинансирования из бюджета области было выделено 12 млн. руб. В настоящее время заключены контракты на поставку техники. Планируется создание ещё трёх пожарно-химических станций 3-го типа.

Начаты работы по созданию е диного диспетчерского центра, которые будут завершены в 2013 году.

Подготовлены предложения
по увеличению численности спе циализированных учреждений. Мероприятия по подготовке спе циалистов для Северной базы авиационной охраны лесов от пожаров включены в долгосрочную целевую программу Архангельской области.

 

Лесоустройство

Всем известен постулат, высказанный М. М. Орловым, о том, что «лесоуправление без лесоустройства слепо». Лесоустройство является информационной основой для планирования лесопользования, лесовосстановления, борьбы с лесными пожарами.

Последний раз средства на лесоустройство выделялись в 2007 году. В настоящее время актуаль ной информацией о состоянии лесного фонда обеспечено только 25% территории области, почти на 50% территории давность лесо-устройства превышает 16 лет.

Для исправления создавшегося положения подготовлен план лесоустройства. Планом предусмо трено в период с 2012 по 2020 годы лесоустройство 19 лесничеств на площади более 15 млн. га.

После проведения лесоустрой ства по каждому лесничеству должна быть подготовлена повыдельная электронная база данных и электронная карта.  

 

Динамика
лесовосстановления

С 2006 года наметилась тенденция отставания площадей ле совосстановления от площадей сплошной рубки. Это стало особенно заметно в 2010 году, когда лесозаготовительные предприятия вышли из кризиса и стали нара щивать объёмы лесозаготовок. Лесовосстановление на арендованных площадях является ответ ственностью лесопользователей, на неарендованных площадях лесовосстановление осуществляется органами исполнительной власти за счёт субвенций федерального бюджета.

Новые правила лесовосстанов ления, подготовленные Рослес хозом, предусматривают только активные методы. В них нет понятия «естественное заращивание». Арендаторам лесных участков нужно быть готовыми к этому и предусматривать в своём бюджете средства на лесовосстановление.

 

Выращивание

посадочного материала

Неудовлетворительно обстоят дела с обеспечением лесокультур ных работ посадочным материалом. С 2006 года объёмы ежегодно выращиваемого посадочного материала упали с 28 до 7 млн. шт.
Площади посевных отделений питомников и теплиц сократились до 5 млн. га. Это означает, что в 2012 и 2013 годах мы сможем
обеспечить посадочным материалом только лесокультурные площади на неарендованных территориях.

В 2009–2010 годах Федераль ным агентством лесного хозяйства были проведены подгото вительные работы по созданию на территории области лесного селекционно-семеноводческого центра. В текущем году Архангельская область заключила с Рослесхозом соглашение о выделении субсидии из федерального бюджета на строительство селекционно-семеноводческого центра на условиях софинансирования из бюджета Архангельской области. Лесосеменной центр с годовым объёмом 6 млн. шт. сеянцев с закрытой корневой системой будет построен в Устьянском лесничестве. Планируется, что строительство центра будет завершено к июню 2012 года. Ещё один комплекс по выращиванию сеянцев с закрытой корневой системой планируется построить
в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта Группы «Илим» в Коряжме.

Создаваемые объекты не смогут полностью обеспечить потребность области в посадочном материале. Планируется реконструк ция 7 имеющихся питомников. Реконструкция будет осуществляться на принципах частно-государственного партнёрства.

 

О незаконных рубках

Несмотря на то, что принятые меры по контролю лесопользования привели к уменьшению незаконных рубок, их количество и
наносимый ими ущерб остаются на высоком уровне. За 7 месяцев 2011 года было выявлено 163 случая незаконных рубок; ущерб, нанесённый лесному фонду, оценивается в 39,3 млн. руб.

 


Дата публикации: 3 октября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий