Дмитриевскому ЛПХ – три четверти века!

Давайте представим, что эти люди с довоенной фотографии (на стр. 2 вверху) очутились бы в нашем времени — в юбилейные дни Дмитриевского леспромхоза.

Нет сомнения, что сучкорубов с топорами и лучковыми пилами привели бы в изумление харвестеры и форвардеры. Эти люди искренне порадовались бы за своих правнуков, работающих на этих чудо-машинах.

Поразила бы людей из прошлого и мобильная связь, когда даже из некоторых участков леса можно позвонить домой или в любую точку мира.

Побродив по делянкам, люди со старой фотографии раскритиковали бы нынешний лес. Лес-фонд разрозненный, много лист-венных насаждений, ёлочки и сосенки в основном тоненькие. На таком лесе кубатуры не дашь — ни топором, ни пилой-лучковкой.

Скорее всего, людям из прош-лого не понравились бы и дороги общего пользования, по которым на большегрузных автомобилях вывозят лес.

Дороги называются областного значения, но по качеству этого не видно – обычная бетонка, в обиходе называемая за свою ухабистость «стиральной доской». Пока сотню-другую километров по такой неровной трассе проедешь – все внутренности и у водителя, и у машины растрясёт.

И конечно, старые лесозаготовители раскритиковали бы своих потомков за то, что те отказались от молевого сплава древесины и теперь вынуждены выпрашивать у железной дороги неведомо куда пропавшие вагоны. В результате заготовленный лес гниёт, теряет качество. А оставшиеся без присмотра сплавные реки заросли ивняком, травой, обмелели так, что и на мотолодке не везде проедешь.

Что удивительно, после запрещения молевого сплава и рыбы в реках стало значительно меньше. А ведь экологи, самоотверженно боровшиеся за запрещение молевого сплава, рассчитывали на приумножение рыбных запасов.

Скорее всего, люди из прошлого порадовались бы за своё предприятие. Во-первых, после всех реформ леспромхоз сохранил старое имя. Во-вторых, леспромхоз не был банкротом. В-третьих, леспромхоз успешно работает и планирует продолжить техническое переоснащение.

Нынешнему поколению есть чем отчитаться перед предками – основателями леспромхоза, зачинателями трудовых традиций, бережно хранящихся и по сей день.

 

В путь

С генеральным директором Дмитриевского леспромхоза Константином Роговым с утра выехали в Синиковский мастерский участок. Путь неблизкий, и, как всегда, сработал закон всемирной пакости. Проехали полпути, а тут – нате – экскаватор перекопал дорогу, вырыл глубоченную траншею, чтобы уложить в неё толстенную трубу для пропуска воды.

Дорожники «успокоили»: работу закончат не раньше восьми вечера. А если спешите – садитесь в ковш экскаватора, и тот благополучно перенесёт на другую сторону траншеи. Словом, перебрались мы через траншею менее опасным способом и уже на другой автомашине продолжили путь. Побывали в гараже, лесных делянках мастерского участка, побеседовали с людьми.

Путь был долгий, и за это время удалось расспросить руководителя ЛПХ о леспромхозовском житье-бытье.

Константин Алексеевич Рогов после работы в управлении ПКП «Титан» был назначен генеральным директором ЛПХ и уже 3 года руководит этим крупным, по нынешним меркам, предприятием. Наверное, это один из самых молодых в области руководителей леспромхоза – ему всего 30 лет.

По словам Константина Алексеевича, сейчас в леспромхозе трудится 327 человек, среднегодовой объём заготовки и вывозки – 237 тыс. кбм.

В прошлом году на нижний склад ЛПХ пришёл последний хлыстовоз. Теперь же предприятие полностью перешло на сортиментную заготовку леса. Валка леса ведётся лесозаготовительными комплексами – это 92,5% от общего объёма, и ручными бригадами, которые бензопилами валят лес, обрезают сучья, кряжуют на сортименты.

Следом идёт форвардер, сортирует и подвозит сортименты к месту отгрузки.

Породный состав лесфонда очень разнообразный, и в лесу харвестеры при валке и форвардеры при перевозке сортируют древесину до 15 сортиментов.

ОАО «Дмитриевский ЛПХ» входит в группу компаний «Титан», которая сейчас финансирует широкомасштабный инвестпроект, направленный на техническое переоснащение ЛПХ, поэтому сейчас в Киземе строится новая погрузочная площадка для погрузки леса в вагоны лесоштабелёрами.

На этой площадке будет работать и линия сортировки, которая позволит повысить качество сортировки древесины, ведь проводить сортировку в лесу довольно сложно.

Сейчас все прижелезнодорожные леспромхозы, в том числе и Дмитриевский, лихорадит из-за отсутствия порожняка. Отлаженную систему подачи вагонов полностью разрушили, или, как сейчас принято говорить, – реформировали согласно велению времени и высокого руководства.

В результате таких реформ отгрузка продукции идёт с перебоями, древесина гниёт, теряет качество, а ЛПХ несёт убытки.

Монополист на то и монополист, чтобы с высокой колокольни чихать на проблемы своих же партнёров. Так действует и железная дорога, передав подвижной состав в частные руки и позволив управлять этими компаниями не особо умным (судя по результатам их деятельности) головам.

Но нашего брата лесозаготовителя голыми руками не возьмёшь. Ещё 11 лет назад тогдашний руководитель Дмитриевского ЛПХ Иван Соболев поделился с автором этих строк планами выхода ЛПХ на Авнюжское плотбище, что в Верхнетоемском районе. С тем, чтобы прямо из делянок Дмитриевского ЛПХ везти лес к Северной Двине в плоты или для отгрузки в баржи.

Сейчас замысел Ивана Ивановича воплощён в жизнь. И сортименты, которые стало крайне сложно отправить по железной дороге, успешно транспортируются по Северной Двине силами и средствами Беломорской СК.

По словам Константина Алексеевича, леспромхоз ежегодно строит 12-16 км дорог круглогодового действия. Немало сил было затрачено, чтобы связать ЛПХ с Авнюгой, и не только. Теперь из делянок Дмитриевского ЛПХ можно другой дорогой доехать и до Черевково, где также есть плотбище и места для погрузки леса на   баржи.

Как считает Константин Алексеевич, главная проблема ЛПХ – автодороги общего пользования, которые мало пригодны для перевозки леса.

Вторая проблема – мосты, некоторые из них построены довольно давно и пришли в негодность.

Здесь ЛПХ кооперируется с мостостроителями, дорожниками, и новые мосты появляются, хоть и не так часто, как хотелось бы. Например, мост через реку Кизема.

Собственное мнение у руководителя Дмитриевского ЛПХ о том, как должно быть организовано
тушение лесных пожаров.

Так, Константин Алексеевич считает ошибкой в пожароопасный сезон запрещать заготовку леса. Сначала следует выяснить, сколько лесных пожаров произошло по вине лесозаготовителей. Скорее всего,   ничтожно   мало.

И самое главное. Когда распоряжением губернатора запрещаются лесозаготовки, вывозится и техника из делянок — для ремонта и технического обслуживания. Люди отправляются в вынужденный отпуск. И если возникнет лесной пожар — люди в отпусках, техника разобрана. Как в этих условиях оперативно тушить лесные пожары?

У лесхоза ни людей, ни техники нет. Пока силы и средства будут собраны и переброшены к лесному пожару, тот из небольшого разрастается до крупного.

Создана нелепая и противоречащая здравому смыслу система возмещения расходов арендаторов на тушение лесных пожаров.  

Так, в прошлом году на тушение лесных пожаров, причём не в собственной арендной базе, ЛПХ затратил около 700 тыс. руб. Сразу же после того, как пожары были потушены, ЛПХ подготовил документы на возмещение своих расходов. «Архобллес» как заказчик работ довольно долго рассматривал документы, обнаружил в них ошибки и вернул бумаги.

ЛПХ терпеливо исправил обнаруженные ошибки и вновь направил документы в «Архобллес», который, изучив документы, обнаружил новые ошибки, не замеченные при первом рассмотрении, и вновь вернул бумаги. ЛПХ снова исправил обнаруженные ошибки и направил бумаги в «Архобллес». Откуда радостно сообщили: спасибо за оперативное тушение лесных пожаров, но вы опоздали с предъявлением документов, все сроки истекли, обращайтесь в суд.

Такая военная хитрость «Архобллеса» с приёмкой документов и некомпенсацией расходов на тушение лесных пожаров приводит к тому, что лесозаготовители очень неохотно направляют людей и технику на тушение лесных пожаров, понимая, что эти затраты им вряд ли компенсируют.

Константин Алексеевич согласен, что тушить лесные пожары в собственной арендной базе ЛПХ обязан. Но что делать с лесными пожарами в кварталах, свободных от закрепления – ясности нет. Скорее всего, на тушение пожаров вне арендной территории должен заключаться отдельный договор.

А схема возмещения затрат на тушение лесных пожаров должна быть простой, ясной и оперативной.

В этом случае арендаторы будут знать, что на них возложены обязанности по тушению лесных пожаров, в том числе и не арендной базы, что затраты на ликвидацию пожаров будут возмещены в считанные дни.

Тогда и не будет необходимости создавать специализированные учреждения по тушению лесных пожаров. У лесозаготовителей области достаточно сил и средств, чтобы справляться с лесными пожарами в наземной зоне.

По словам некоторых арендаторов, они готовы тушить лесные пожары и в кварталах, свободных от закрепления, при условии, что эти кварталы будут зарезервированы за ними в ближней или дальней перспективе и они   будут иметь преимущественное право при проведении аукциона на заключение договора аренды на эти свободные от закрепления кварталы.

Что касается празднования 75-летия Дмитриевского ЛПХ, то, по словам Константина Рогова, в Киземе ждут высоких гостей – ветеранов ЛПХ, ПКП «Титан», представителей районной администрации, партнёров юбиляра.

Так что юбилей Дмитриевского ЛПХ должен пройти на высоком идейно-политическом уровне, как говорили в прежние времена. Вернее так: будет сказано немало добрых, тёплых слов в адрес ветеранов и тех, кто самоотверженно трудится в леспромхозе сегодня.

 

Сергей Кондратьев.

 Архангельск–Кизема–Архангельск.





ОАО «ДМИТРИЕВСКИЙ ЛПХ»

 

(очень краткая историческая справка)

20 сентября 1936 года в Черевковском рай-оне Архангельской области был организован Дмитриевский леспромхоз (треста «Двинолес»), директором которого стал Черепанов Михаил Андреевич. Это был весьма крупный леспромхоз, однако территориальная разбросанность лесопунктов вызывала серьёзные трудности в управлении производством, поэтому в 1939 году леспромхоз разделили на два: Черевковский и Дмитриевский.

Дмитриевский леспромхоз входил в состав треста «Котласлес» и располагался в юго-западной части Черевковского района (по новому административно-территориальному делению — юго-восточная часть Устьянского района).

Главной задачей леспромхоза было обеспечение сырьём лесопильно-деревообрабатывающих предприятий области. Основным инструментом были пила-лучковка и топор, на вывозке леса к сплавным речкам использовался гужевой транспорт.

Проведённая в послевоенные годы техническая реконструкция лесной промышленности не обошла и Дмитриевский леспромхоз. В лесу появились трелёвочные тракторы, электропилы, а затем бензопилы и автомобили на вывозке леса. Начали прокладываться механизированные пути транспорта леса – Комарихинская УЖД, Казовская тракторная, Первомайская автомобильная и другие. Центр леспромхоза перенесли на ст. Кизема Печорской (ныне Северной) железной дороги, что облегчило материально-техническое снабжение предприятия. Однако ещё долго леспромхоз из года в год не выполнял государственный план. Основными причинами этого были слабая организация и техническая оснащённость производства, территориальная разбросанность лесопунктов, большое количество мелких производственных участков с незначительными объёмами вывозки леса. Так, в 1954 году план вывозки леса в 330 тысяч кубометров распределялся на 6 лесопунктов и 17 мастерских участков. Так было до 1955 года. Затем началась решительная перестройка организации производства. Эта большая и важная работа увенчалась успехом. После проведённой концентрации производства в состав леспромхоза вошли пять лесопунктов: Бритвинский, Васьковский, Дмитриевский, Октябрьский и Вонжугский. Последний вошёл в состав леспромхоза в конце 1957 года.

Предприятие расположено в сильно заболоченной местности с глинистыми почвами, встречаются участки, покрытые торфом. Леса третьей группы, III-IV бонитета, состав насаждений 5Е2С1Б1Ос, со средним запасом на гектаре 182 кбм, объём хлыста 0,21. Начиная с 1956 года Дмитриевский леспромхоз ежегодно выполняет государственный план, приносит прибыль государству. Если в 1955 году объём вывозки составил 252 тыс. кбм, то в 1956 – 318 тыс. кбм, в 1957 – 446,7 тыс. кбм. В 1958 году Дмитриевскому ЛПХ комбината «Котласлес» установлен годовой план 450 тыс. кбм. Улучшение производственных показателей достигнуто за счёт внедрения хозяйственного расчёта, более полного использования лесосечного фонда, применения передовых форм организации труда.

В 1957 году Дмитриевский ЛПХ ежеквартально выходил победителем во Всесоюзном соревновании лесозаготовительных предприятий и получал премии с вручением переходящего Красного Знамени Совета Министров СССР и ВЦСПС. Одновременно леспромхоз ежемесячно завоёвывал переходящее Красное Знамя Архангельского обкома КПСС и облисполкома.

В 1958 году в Архангельском книжном издательстве выходит в свет брошюра «Дмитриевский леспромхоз (из опыта работы передового предприятия, который рекомендован к применению всем лесозаготовителям области)». Номер областной газеты «Лесник Севера» от 1 декабря 1957 года полностью посвящён Дмитриевскому ЛПХ.

В июле 1960 года был реорганизован Квазеньгский леспромхоз. Был выделен Квазеньг-ский лесопункт, который с численностью 580 человек вошёл в состав Дмитриевского ЛПХ. В 1974 году согласно приказу Минлеспрома СССР на базе Дмитриевского, Устьянского, Костылевского леспромхозов и Шангальской лесобазы организовано производственное лесозаготовительное объединение «Устьянсклес», генеральным директором был назначен Н. А. Капусткин. Количество работающих превышало 2000 человек. Спустя 10 лет объединение было ликвидировано, и вновь выделены в самостоятельные предприятия Дмитриевский, Устьянский и Костылевский леспромхозы. Дмитриевский ЛПХ в системе Министерства лесной и деревообрабатывающей   промышленности по объёму вывозки древесины являлся одним из крупнейших   предприятий и занимал пятое место в стране. В 1968 году   в Северо-Западном книжном издательстве выходит брошюра Еременко А. И. «Всё новое, передовое – в делянки (из   опыта работы коллектива Дмитриевского ЛПХ)».

Дмитриевский ЛПХ являлся одним из крупнейших леспромхозов области. Его годовой объём заготовки   леса доходил до 797 тыс. кбм. Лес поставлялся почти во все малолесные регионы Советского Союза, а также на экспорт в Венгрию, Болгарию, Германию, Австрию, Польшу, Финляндию и другие страны.

В 1967 году коллектив Дмитриевского лес-промхоза награждён переходящим Красным Знаменем. Знамя оставлено на вечное хранение – как символ трудовой доблести. Коллектив Дмитриевского леспромхоза внёс большой вклад в развитие лесной индустрии. Успехи ЛПХ не раз отмечались высокими правительственными наградами. Орденами и медалями награждены 43 труженика леспромхоза, многие из них – дважды. Мымрину Леониду Александровичу – вальщику леса Октябрьского лесопункта – присвоено звание «Почётный работник лесной промышленности».

С апреля 1989 года по 1991 год Дмитриевский ЛПХ имел статус комплексного леспромхоза с включением в его состав части лесохозяйст-венных предприятий – лесхозов. В 1992 году в результате приватизации леспромхоз преобразован в ТОО «Дмитриевский ЛПХ», с октября 1993 года переименован в АООТ «Дмитриевский ЛПХ». С декабря 2000 года – открытое акционерное общество «Дмитриевский леспромхоз».

С 2003 года предприятие начало осваивать сортиментную заготовку. Был куплен первый импортный лесозаготовительный комплекс харвестер+форвардер. В течение семи лет постепенно переходили от ручной валки к машинной. На начало 2011 года в лесу работает 6 комплексов и четыре ручные бригады (в 2003 году было 20 ручных бригад).

За период 2000–2010 гг. леспромхозом заготовлено и отправлено потребителю 2 млн. 700 тыс. кбм лесоматериалов. Комплексная вы-работка на одного работника за этот период выросла с 430 кбм до 688 кбм.

В 2010 году окончательно завершился переход от хлыстовой технологии лесозаготовки
к сортиментной.

Предприятие в своём развитии не стоит на месте – идёт своевременное обновление парка лесовозной, дорожно-строительной и лесозаготовительной техники, строительство новых производственных объектов.

Предприятие работает по принципу неистощительного лесопользования, а также ведёт экологически ответственную, экономически устойчивую и социально ориентированную деятельность. Вследствие чего с 2007 года получен и ежегодно подтверждается FSC сертификат на соответствие международным требованиям Лесного попечительского совета.

C 2002 года леспромхоз входит в состав группы компаний «Титан». В настоящее время в составе ЛПХ следующие структурные подразделения: Октябрьский, Квазеньгский, Киземский, Синиковский мастерские участки, дорожно-строительный участок, транспортная служба, киземский нижний склад.

Вся вырабатываемая лесопродукция поставляется на ОАО «Архангельский ЦБК» и ЗАО «Лесозавод 25». Материально-техническое снабжение леспромхоза осуществляется через ООО ПКП «Титан».

 


Дата публикации: 19 сентября 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий