Проблемы лесной отрасли

Наш корреспондент обратился к руководителю Департамента лесного комплекса Вологодской области Виктору Грачёву

(на снимке) с просьбой рассказать, как действует лесной комплекс и лесное хозяйство Вологодской области и что необходимо

сделать для более эффективного развития ЛПК и лесного хозяйства.

-   Лесное хозяйство и лесная промышленность нашей страны вот уже четвёртый год работают в условиях нового Лесного кодекса. За этот период можно дать вполне объективную оценку действующих норм лесного законодательства.

На примере Вологодской области я постараюсь отметить как положительные, так и отрицательные стороны, ещё не решённые проблемы.

Первое — за эти годы в лесах области сформирована рыночная структура лесоуправления и лесоэксплуатации, в которой:

- государственные полномочия выполняет система государственных лесничеств Департамента лесного комплекса,

- лесохозяйственные функции и функции охраны, защиты и воспроизводства лесов выполняют сохранённые областные государственные лесхозы, а также арендаторы лесного фонда.

Выстроенная система управления лесами позволила лесному комплексу области выдержать отрицательное влияние мирового экономического кризиса и быстро восстановить экономику лесопромышленных предприятий в текущем году.

В 2010 году достигнут рост к 2008 году от 5 до 30%.

Второе — важнейший раздел действующего Лесного кодекса об организации и создании лесной инфраструктуры позволил начать строительство лесных дорог за счёт федеральных средств.

Третье — важную роль в модернизации лесоперерабатывающей отрасли сыграли меры государственной поддержки, принятые федеральным центром при включении инвестиционных проектов в перечень приоритетных в освоении лесов.

В настоящее время в Вологодской области утверждено 11 инвестиционных проектов с объёмом

инвестиций более 10 млрд. рублей, из них уже реализовано и введено в эксплуатацию два проекта — общая сумма инвестиций 2,0 млрд. рублей.

Из общего числа проектов инвестиционный проект Объединения «Вологдалесхоз» направлен на воспроизводство лесов — в первом полугодии следующего года будет введён в эксплуатацию финский лесосеменной комплекс мощностью 2,0 млн. саженцев с закрытой корневой системой.

Четвёртое — в соответствии с действующим лесным законодательством в области сформирована схема взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти по вопросам предотвращения и тушения лесных и торфяных пожаров на землях лесного фонда.

В результате принятых мер в нашей области удалось пройти пожароопасный сезон 2010 года с минимальными затратами.

За этот период произошло 264 лесных пожара, лесная площадь, повреждённая огнём, составила 810 га, затраты на тушение пожаров не превысили 20 млн. рублей.

Однако практика реализации положений действующего лесного законодательства Российской Федерации выявила ряд существенных организационных и правовых недостатков.

Прежде всего я хотел бы обратить внимание на то, что Лесной кодекс предусматривает лесное планирование как основу освоения, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Вся система такого планирования

базируется на разработке региональных лесных планов, лесохо-зяйственных регламентов, проектов освоения лесов и т. д.

Вполне естественно, что разработка этих основополагающих документов должна происходить на основании достоверных исходных данных о лесоустроительных работах, включающих в себя лесную таксацию, определение породного и возрастного состава, расчётных лесосек, проектирование лесных участков и т. д.

А это зависит от качества лесоустроительных работ и сроков выполнения лесоустройства.

К сожалению, выполнение лесоустроительных работ прекратилось с 2007 года, а периодичность лесоустройства превысила все допустимые сроки.

Например, в нашей области во многих лесничествах лесоустройство не проводилось 13 лет и более! Это особенно актуально для лесов, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций.

Посмотрим правде в глаза — какое может быть планирование на устаревших и недостоверных данных лесоустройства?

Конечно, погрешности такого прогнозирования и на его основании управления лесами довольно велики.

Что же нужно сделать, чтобы обеспечить достоверность прогнозирования, планирования и управления лесами?

Необходимо немедленно на федеральном уровне принять решение о правовом статусе лесоустройства, а главное — определить финансовое обеспечение выполнения этих работ.

Следующая, не менее важная проблема — организация лесной инфраструктуры — строительство сети лесных дорог, мостов. От этого зависят использование и восстановление наших лесов.

В последние два года благодаря финансированию из федерального бюджета началось строительство лесных дорог на условиях софи-нансирования.

В нашей области построено 90 километров таких дорог. Конечно, этого недостаточно, но, как говорится, начало положено. Очень важно продолжить финансирование строительства лесных дорог, что обеспечит устойчивое лесопользование и воспроизводство лесов, а также эффективность лесного бизнеса.

Ещё одна нерешённая проблема — учёт лесных участков, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций. В настоящее время право собственности Российской Федерации на такие лесные участки зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем, в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации лесные участки, ранее находившиеся во владении сельхозорганизаций, в земельном кадастре были необоснованно учтены как земли сельхозназначения.

Несмотря на то, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на данный момент выполняет функции как по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, так и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вопрос приведения в соответствие данных двух информационных банков всё ещё не решён и требует активных действий уполномоченных федеральных органов.

Предлагаем установить на федеральном уровне, как того требует статья 4.2. Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», порядок приведения сведений государственного кадастра недвижимости в соответствие с данными государственного лесного реестра в отношении лесных участков, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, а также определить конкретный ответственный и уполномоченный орган государственной власти для решения проблемы «сельских лесов».

Следующий вопрос касается финансового обеспечения переданных полномочий на условиях софинансирования из региональных бюджетов. Данное положение закладывается Рослесхозом при подписании соглашений, и это правильно.

До недавнего времени благодаря применению областных повышающих коэффициентов к минимальным ставкам платы за лесные насаждения бюджеты субъектов получали дополнительные доходы.

В настоящее время Верховным судом Российской Федерации эта практика отменена, и бюджеты субъектов Федерации остались без источников лесного дохода.

Для обеспечения софинанси-рования из областного бюджета затрат на охрану, защиту и воспроизводство лесов предлагаем дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» нормами, устанавливающими и позволяющими субъектам Российской Федерации применять к минимальным ставкам повышающие коэффициенты.

Мы также поддерживаем предлагаемую Рослесхозом унификацию региональных органов управления лесами, которые в настоящее время представляют собой разнообразное множество самодеятельных изобретений.

В этих целях было бы правильным провести анализ и оценку эффективности многочисленных региональных структур, отобрать наиболее оптимальную, утвердить модель типовой структуры, предусмотрев последующую её трансформацию по каждому субъекту Российской Федерации.

Свои предложения по этому поводу мы разработали и передали для рассмотрения специалистам Рослесхоза.

В целях совершенствования действующих норм лесного законодательства нами проведена большая нормотворческая работа, подготовлены предложения, изменения и дополнения в Лесной кодекс, перечень которых, состоящий из 27 пунктов, направлен в адрес Рослесхоза и Государственной Думы.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 24 января 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий