О лесном законодательстве и не только

Наш корреспондент обратился к начальнику департамента лесопромышленного комплекса Вологодской области Виктору Грачёву с просьбой прокомментировать действие Лесного кодекса и состояние дел в лесной отрасли региона.

- В декабре исполнилось пять лет со дня принятия нового Лесного кодекса. Наверное, ни один нормативный документ не вызывал таких бурных дискуссий и массовой критики, как Лесной кодекс. Отголоски этой критики слышны и сейчас. Очевидно, было бы наивным предполагать, что кодекс, а это свод законов о лесных отношениях, которые затрагивают многие общественные интересы, получится сразу идеальным — «без сучка и задоринки».

Следовательно, критика, замечания и предложения по его совершенствованию были объективно необходимы, и за пять лет внесено уже около двадцати поправок.

Можно сказать, что новый Лесной кодекс работает и приносит положительные результаты.

Действительно, мы уже начинаем забывать, что до 2006 года лесной госконтроль и надзор, например у нас в области, проводили всего 5 инспекторов, лесхозы финансировались не более чем на 30%, они сами производили лесовосстановительные работы, сами их планировали, сами назначали, сами у себя принимали выполненные работы. Что порядок лесопользования был разрешительным, причём разрешения выдавали также лесхозы, и полностью отсутствовал механизм поддержки инвесторов.

Нужно признать, что действующий кодекс в значительной степени решил многие проблемы:

- прежде всего произошло разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности;

- восстановлен госконтроль, лесная охрана и контроль за пожарной безопасностью в лесах;

- наконец, это целый пакет льгот для инвесторов, вкладывающих средства в создание или модернизацию лесоперерабатывающих производств.

Кроме того, нельзя не отметить, что переданные Российской Федерацией на уровень субъектов полномочия финансируются из федерального бюджета. Только за минувший год из федерального бюджета на эти цели Вологодской области было выделено почти 700 млн. рублей.

Такого финансирования лесное хозяйство области ещё не знало. Например, до 2011 года в области была всего одна пожарно-химическая станция третьего типа. Только за счёт средств федерального бюджета приобретено 50 единиц лесопожарной техники, которой полностью укомплектованы пять пожарно-химических станций третьего типа.

 

 Более того, Лесной кодекс сохранил возможность для регионов оставлять часть доходов от продажи находящихся в федеральной собственности лесов в региональных бюджетах. За прошлый год доход от такой продажи, поступивший в областной бюджет, составил почти 200 млн. рублей.

За время действия Лесного кодекса в области обеспечено снижение недоимки по уплате лесных платежей. На сегодня она составляет 75 млн. рублей, причём 80% — это безнадёжная недоимка прошлых лет, образовавшаяся до вступления закона в силу.

Выполняется весь комплекс лесовосстановительных работ. За 2011 год объёмы этих работ увеличились более чем в полтора раза и выполнены на всей площади, пройденной рубками — 43 тыс. га.

Постепенно наводится порядок в лесу. Так, количество незаконных порубок неуклонно снижается, а выявляемость этих нарушений закона растёт и в прошлом году составила 48%.

Следует сказать, что приносит результаты и  государственная  инвентаризации лесов.

Сформированная в соответствии с требованиями лесного законодательства, система государственного управления лесами позволила обеспечить соблюдение пожарной безопасности в лесах в аномальный период 2010 года и подтвердила свою надёжность в 2011 году. Количество лесных пожаров в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось в 1,7 раза, площадь — в 3 раза. Затраты составили соответственно 25 и 15 млн. рублей.

Лесное законодательство пре-дусматривает также экономическую эффективность использования лесов, и практика правоприменения его показывает положительные результаты.

Так, в годы финансового кризиса лесной комплекс Вологодчины выдержал испытания и уже к концу 2010 года восстановил экономику абсолютного большинства предприятий. Причём объёмы заготовки и вывозки древесины превысили 12 млн. кбм, а объёмы переработки древесины выросли с 6 до 30%.

В 2011 году наблюдается также рост объёмов вывозки древесины на 5%.

Важнейший раздел лесного законодательства о приоритетных инвестиционных проектах освоения лесов существенно оживил инвестиционную активность. В настоящее время утверждено 12 приоритетных инвестиционных проектов с общей суммой инвестиций более 10 млрд. рублей.

Два из них — плитное производство Череповецкого ФМК и лесопильный комбинат компании «Вологодские лесопромышленники» с общей суммой инвестиций 2 млрд. рублей введены в эксплуатацию.

Два проекта — в стадии реализации: модернизация Сокольского ДОК – с объёмом инвестиций 1,2 млрд. рублей и инвестиционный проект объединения «Вологдалесхоз» с объёмом инвестиций 700 млн. рублей.

Кроме того, в стадии подготовки и разработки ещё шесть проектов с общей суммой инвестиций 64 млрд. рублей.

Однако следует отметить, что сегодня остаётся ещё множество нерешённых вопросов, связанных с совершенствованием нормативных документов, и особенно в части практического их применения.

Первое, что надо сделать — с учётом гарантированного финансирования из региональных бюджетов мероприятий программы по ведению лесного хозяйства — разработать и утвердить нормативным правовым актом методику установления на уровне субъектов Российской Федерации начальной аукционной цены лесных насаждений.

Предусмотреть механизм использования дополнительных средств, полученных от проведения лесных аукционов, для выполнения лесоустроительных работ и строительства лесных дорог. Например, повышение областных ставок на 12 рублей по области дало бы возможность получить не менее 150 млн. рублей на лесоустройство и лесные дороги.

В связи с этим было бы целесообразно выделить в отдельную федеральную программу строительство лесных дорог и выполнение лесоустроительных работ, в соответствии с современными требованиями.

Далее. С 1 января 2012 года предусматривается лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. Времени остаётся мало, и необходимо решить все организационные вопросы по передаче этих работ специализированным автономным учреждениям, у которых в уставе прописаны эти виды деятельности.

Ещё одна нерешённая проб-лема — межевание и кадастровый учёт лесных участков с 1 января 2012 года. В связи с невозможностью выполнить это решение в установленные сроки — следует рассмотреть вопрос о продлении до 1 января 2015 года действующего в настоящее время порядка.

Следующая проблема. Лесовосстановительные работы проводятся на основании размещения госзаказа в соответствии с 94-ФЗ. Вполне назрела необходимость внести изменения в приказ Мин-экономразвития РФ от 5 июля 2010 года № 270 «Об особенностях размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов», чтобы иметь возможность изменять условия контракта и срок его действия на проектируемый финансовый период, а желательно — на 10 лет.

Специфика лесохозяйственных и лесозаготовительных работ заключается в том, что не все виды работ могут быть выполнены крупным бизнесом. Здесь неоценимую роль играет малый бизнес, дополняя и усиливая экономическое развитие всего лесного комплекса. Но при проведении лесных торгов малый бизнес не конкурентоспособен с крупным. Поэтому было бы целесообразно разработать меры государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, работающего в лесопромышленном комплексе.

Так, в статьи 78—80 Лесного кодекса, предоставляющие возможность проведения аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков, необходимо включить норму, что эти аукционы проводятся исключительно для субъектов малого бизнеса.

В «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов» следует включить отдельную группу инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого бизнеса, установив более низкий суммарный объём вложений, а также передав на региональный уровень полномочия по ведению перечня приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого бизнеса.

Успешное развитие лесного комплекса и лесного хозяйства в громадной степени зависит от  лесного законодательства, которое, как видим, ещё далеко от совершенства и требует внесения изменений, продиктованных практикой.


Беседовал Ярослав Амосов.


Дата публикации: 13 февраля 2012
Опубликовано в "Лесной Регион" №02 (107)


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий