Итоги 2010-го и планы на 2011-й

Для людей старшего поколения министерство – это мощная государственная структура, способная в установленные сроки, а если потребуется, и с опережением, выполнить любое решение партии и правительства —построить хоть ЦБК, хоть ЛПХ, хоть железную дорогу.

В прошлые времена Минлес-пром управлял от имени государства всей лесной отраслью. В деньгах Минлеспром не нуждался – сколько требуется по проекту на тот или иной объект – столько и выделит. Помню, как-то приехал наш лесной министр на Турдеевскую лесобиржу, так к его приезду на местном подсобном хозяйстве поросят не только посытней накормили (чтобы хрюкали веселей), но и тщательно вымыли. Ведь обычно министр не только производственные объекты посещал, но и объекты социального значения контролировал.

Теперь иные времена. В собственности нынешнего областного министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса (далее в тексте министерство) нет не то что ЦБК – даже захудалого лесопункта. И тем не менее указанное министерство обязано, в рамках действующего законодательства, влиять на работу лесной отрасли, решать стратегические задачи ЛПК.

Надо сказать, что нынешнее министерство создано в марте прошлого года не на пустом месте, а на базе Департамента ЛК. Поэтому времени на раскачку не потребовалось.

Сегодня наш корреспондент попросил министра Юрия Труби-на рассказать, что из намеченного удалось сделать в прошлом году, и поделиться министерскими планами работы на год нынешний.

По словам Юрия Германовича, министерство координирует работу двух агентств – лесного и охотничьего хозяйств, а также природных ресурсов и экологии.

На 2010 год министерством было определено четыре основных направления деятельности.

Первое. Выстраивание взаимоотношений с предприятиями, занимающимися добычей природных ресурсов, а также с предприятиями ЛПК. Было предложено создать своеобразную дорогу с двухсторонним движением: министерство двигается в направлении поддержки инвестиционной деятельности, обеспечивает ресурсную поддержку предприятий, содействует привлечению федеральных средств; промышленники в свою очередь двигаются навстречу власти и участвуют в социальных программах Архангельской области.

Второе. Отбор и утверждение новых заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов.

Третье. Реализация программы строительства лесных дорог за счёт средств федерального и регионального бюджетов и лесных компаний.

Четвёртое. Вовлечение отходов лесопереработки, торфа для производства биотоплива и использование биотоплива в муниципальных котельных.

На двух заседаниях правительства Архангельской области были рассмотрены вопросы «О приоритетных инвестиционных проектах в освоении лесов и ходе их реализации», «О состоянии ЛПК региона и стратегии его развития».

Как оказалось, при решении поставленных министерству задач довольно сложно найти основу для договорённостей между бизнесом и властью. Что касается ЛПК, то здесь основой этих договорённостей стал повышающий коэффициент к минимальным ставкам платы за древесину на корню (далее – коэффициент). Сейчас принято решение, что этот коэффициент будет 1,7. Этот коэффициент может быть снижен, если компания готова направить средства, сэкономленные от снижения коэффициента, на инфраструктурные проекты (дороги общего пользования, мосты, лесные питомники), и если эти проекты совпадают с интересами Архангельской области, подписывается соглашение между правительством и бизнесом, где подробно прописываются обязательства обеих сторон.

Лес вывозится и по дорогам общего пользования, мостам, а большегрузные автомобили их разрушают, и будет вполне логично, если лесная компания вложит средства в ремонт этих дорог и мостов. Только вот в чём проблема – эти расходы лесной компании не могут быть включены в себестоимость продукции, а значит, компания вынуждена на эти цели расходовать свою прибыль.

Однако и здесь можно найти выход и при снижении коэффициента учесть, что лесная компания использует на социально значимые инфраструктурные проекты свою прибыль. Проще говоря, учесть налог на прибыль при определении расходов лесной компании на строительство, ремонт дорог и мостов общего пользования.

К примеру, область заинтересована в круглогодичном автомобильном сообщении между Кар-погорами и Архангельском, для этого необходимо построить так называемую Сийскую перемычку — соединить две технологические дороги. Таким образом, компания «Соломбалалес» получает возможность круглый год использовать дорогу в своих производственных целях, а жители северных районов —   надёжную связь с областным центром.

Также область заинтересована в ремонте автодороги Ильинско-Подомское–Быково–Павловск– Фоминский. А предприятия ОАО «Группа Илим» именно по этой дороге вывозят лесопродукцию на ЦБК. В 2010 было заключено и успешно реализовано соглашение между правительством Архангельской области и предприятиями ОАО «Группа Илим» о снижении коэффициента и направлении сэкономленных за счёт этого средств на строительство и ремонт дороги И.-Подомское— Фоминский.

Участие ЛПК в ремонте и строительстве дорог общего пользования даёт и мультипликативный эффект – дополнительные заказы получают дорожники, имеющие и специалистов, и необходимую технику.

У министерства были планы построить в Устьянском районе дорогу Молочиха—Илиза. Однако пока не нашлось лесной компании, заинтересованной в строительстве этой дороги.

Что касается новых инвест-проектов, то две компании уже прошли отбор — это ООО «Устьянский ЛПК» и ОАО «Онежский ЛДК». Сейчас несколько изменился порядок согласования инвест-проектов, теперь в нём участвует и Рослесхоз. В скором времени обе заявки на утверждение инвестпро-ектов будут отправлены в Москву. Очень важно, что и Вологодская область даёт согласие на использование своих лесных участков под реализацию инвестпроекта Устьянского ЛПК. Партнёрские отношения по обмену лесфон-дом складывают и с Республикой Коми.

В 2010 году министерство усиленно занималось проблемой переработки отходов лесопиления и деревообработки, низкосортной древесины в биотопливо. Необходимо создать условия для увеличения объёмов переработки. Так, депутатами внесены изменения в региональное законодательство, которое установило приоритетным использование отходов. Министерством разработан «Типовой порядок обращения с отходами в муниципальных образованиях».

В программу охраны окружающей среды на 2009-2011 годы были включены мероприятия по созданию в Шенкурском и Плесецком районах мест временного хранения (не путать со свалками!) древесных отходов. Хранение — это только первый этап. Следующим должно стать их использование. А место временного хранения отходов должно стать местом хранения топлива для котельной, либо складом сырья цеха по производству биотоплива. Оператором места временного хранения могут быть и МО, и бизнес.

Создав запас древесных отходов, власть гарантирует МО, бизнесу обеспечение сырьём. Более того, власть предлагает бизнесу не только собирать, перерабатывать древесные отходы в пеллеты и брикеты, но и пойти дальше — строить котельные и обеспечивать население теплом.

У лесопильщика и деревооб-работчика выбор небогатый: везти отходы на свалку, что весьма накладно, либо использовать их для производства биотоплива, тепла. Те предприниматели, что занимаются производством биотоплива, тепла – имеют возможность оплачивать лесопильщикам, деревооб-работчикам их расходы по транспортировке древесных отходов к местам складирования.

Таким образом, выстраивается вся технологическая цепочка: получение древесных отходов, их транспортировка, переработка, производство тепла. И все звенья этой цепочки становятся привлекательными для бизнеса.

В Шенкурском районе реализуется проект использования древесных отходов, координатором которого выступил депутат областного Собрания депутатов Сергей Мышковский. Лесопильщики и деревообработчики района стали операторами места временного складирования древесных отходов, и они же берут в управление муниципальную котельную, которую за счёт собственных средств переводят с угля на древесное топливо, и реализуют тепло населению по утверждённому властями тарифу.

Этот опыт со временем должен распространиться на другие районы. Уже сейчас несколько районов выразили готовность участвовать в программе по использованию древесных отходов в муниципальных котельных.

В нынешнем году планируется разработать четыре долгосрочные целевые программы:

-   расширение минерально-сырьевой базы региона;

- охрана и использование водных объектов (серьёзные ресурсы на эти цели выделяются из федерального центра);

-    обращение отходов производства в потребление (включая и бытовые отходы);

-    охрана окружающей среды на 2012-2014 годы.

Продолжается взаимодействие министерства с Рослесхозом по строительству лесного семеноводческого центра (лесного питомника) в Устьянском районе на границе с промплощадкой Устьянского лесопромышленного комплекса. Руководитель УЛК Владимир Буторин согласен содействовать строительству этого лесного питомника.

Одна из острейших проблем последного времени – обеспечение лесфондом малого бизнеса. Действующее законодательство предусматривает обеспечение лес-фондом лишь через аукцион.

Получить лесфонд под реализацию приоритетного инвестпро-екта малый бизнес не в состоянии, поскольку сумма инвестиций должна быть более 300 млн. руб.

Поэтому министерством разработан законный путь обеспечения лесфондом малого бизнеса, при котором будут учитываться интересы и МО, и населения, и бизнеса. Предложено министерством и поддержано советом глав МО Архангельской области перевести

лесные участки с расчётной лесосекой в 1 млн. кбм из зоны местного потребления в зону аренды. Для этого потребуется внести изменения в Лесной план Архангельской области в части зонирования лес-фонда.

Известно, что в зоне местного потребления находится 3 млн. кбм, однако ежегодно осваивается не более 2-х млн. кбм. В то время как краткосрочное лесопользование по обеспечению нужд сельхозпроизводителей, для индивидуального жилищного строительства, занятости населения ведётся и в арендной зоне. То есть зона местного потребления используется неэффективно.

Если лесные участки с годовым объёмом в 1 млн кбм выставят на аукцион, малый бизнес вряд ли будет в числе победителей этого аукциона. Есть единственный путь обеспечить малый бизнес лесфондом и не нарушить действующее законодательство, а именно: лесфонд с 1 млн. кбм расчётки передать под приоритетные инвестпроекты, которые будут реализовывать представители малого бизнеса. Эта идея не нова, она уже успешно реализована в Вологодской области.

Планируется зарегистрировать ОАО «Архобллес» со 100% уставным капиталом в Архангельской области, которое и будет арендатором лесных участков с расчёткой в 1 млн кбм. При этом варианте и МО становятся полноправными участниками лесных отношений, ведь в МО лучше известно, какие социально ответственные предприятия малого бизнеса способны реализовать свой микроинвест-проект. Именно из таких микро-инвестпроектов по освоению лесов и будет состоять приоритетный инвестпроект ОАО «Архобллес».

Практика показала, что для выживания в условиях рынка предприятия малого бизнеса вкладывают значительные средства, в том числе и привлекая кредиты, в техническое перевооружение, глубокую переработку древесины, выпуск новой продукции.

Нет сомнения, что малому бизнесу по силам разработать свои микроинвестпроекты, а ОАО «Арх-обллес» под реализацию микро-инвестпроектов станет передавать малому бизнесу лесфонд в субаренду.

Таким образом, область получит социально ответственный, динамично развивающийся малый бизнес; МО удовлетворят свои потребности в дровах, лесоматериалах, тепле; малый бизнес будет обеспечен лесфондом на длительную перспективу, получит возможность развиваться не беспокоясь об обеспечении сырьём.

Если предприниматель по какой-либо причине откажется вкладывать инвестиции в своё производство, договор субаренды лесного участка будет расторгнут, а лесной участок передан ОАО «Архобллес» в субаренду другому предпринимателю. Такой вариант рационального использования лесов, решения муниципальных проблем, обеспечения лесфондом малого бизнеса нашёл поддержку у исполнительной и законодательной власти муниципалитетов. Скорее всего этот вариант будет поддержан и малым бизнесом — потому что иного пути просто нет.

Сергей КОНДРАТЬЕВ


Дата публикации: 24 января 2011
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий