Белые коробки побуреют?

В августе целлюлозно-бумажный комбинат «Выборгская целлюлоза», являющийся вторым по величине в России производителем белого топ-лайнера, объявил о повышении цен на свою продукцию на 60%, чем крайне взволновал рынок потребителей этого сырья – производителей гофротары.

Топ-лайнер, или белый картон для плоских слоёв гофрокартона – основное сырьё для производства так называемых белых коробок, пришедших в Россию из Европы и набравших популярность за последние десять лет. Основным российским поставщиком этого продукта с 1997 года является «Монди Сыктывкарский ЛПК» (Республика Коми), первым запустивший линию по производ-ству топ-лайнера на территории страны. «Выборгская целлюлоза» (Ленинградская область), ставшая предметом бурного обсуждения в сегменте гофротары, присоединилась к производству белого слоя позже – в 2010-м. Не считая небольшой доли импорта, два этих предприятия полностью покрывали потребность российских производителей картонной упаковки в топ-лайнере. Увы – до недавнего времени.

«В начале августа этого года «Монди Сыктывкарский ЛПК» объявил о прекращении отгрузки продукции в связи с крупной модернизацией производства, — рассказал Артём Савко, директор по информации и общественным связям Группы «Илим» — одного из основных производителей «белой» упаковки из гофрокартона. – Практически сразу за этим последовало и уведомление от «Выборгской целлюлозы», уже закончившей модернизацию производства, о повышении цен на топ-лайнер на 60%. До остановки «Сыктывкар-ского ЛПК» мы работали с обоими комбинатами, теперь же при столь высокой цене на сырьё нет смысла закупать его в России, проще перейти на импорт».

Руководство самой «Выборгской целлюлозы» никак не прокомментировало эту информацию, но повышение цен подтвердили ряд ведущих участников рынка гофротары. «Мы в курсе этой ситуации, — сообщил также исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко. – «Выборгская целлюлоза» одинаково повысила цены не только крупным производителям гофрокоробок, но и небольшим региональным предприятиям, клиенты которых уж точно не готовы к таким «нововведениям».

Заявленный срок остановки «Монди Сыктывкарского ЛПК» составляет около месяца, но с учётом обкатки и запуска нового оборудования он может продлиться. Поскольку «Монди» является крупнейшим производителем топ-лайнера, остановка повлекла за собой нешуточный дефицит белого слоя. «Его сейчас просто нет на российском рынке, поскольку «Монди» стоит, «Выборгская целлюлоза» тоже закрывалась на ремонт, из которого вышла с опозданием, — комментирует директор ОАО «Архбум» Алексей Дьяченко. – Поэтому неудивительно, что, выведя завод на полную мощность после установки нового оборудования, руководство изучило картину отрасли и, воспользовавшись ситуацией, подняло цены. Ничего не поделаешь – это рынок».  

Но рынок ли? Неожиданное повышение цен – не редкость для целлюлозно-бумажной отрасли: так, например, за последние полгода на 30% увеличилась стоимость крафта. Но пресловутые 60% озадачили всех. «Что самое удивительное в этой ситуации – спрос на саму упаковку уменьшается, соответственно не растёт и потребность в сырье для неё, — объясняет Александр Бойко. – По нашим данным, у ЦБК есть свободные мощности. И повышение цен не диктуется никакими законами рынка, разве что – рынка очень дикого».

По мнению производителей гофроупаковки, их клиенты не готовы к увеличению цены на конечный продукт. Но при повышении цены единственным российским производителем это практически неизбежно: доля сырья в себе-стоимости тары из гофрокартона составляет до 70%. Поэтому последствия ценового скачка для сегмента «белых коробок» могут быть весьма плачевными. «Помимо того, что это не очень приятно нам, гофропроизводителям, это, на мой взгляд, весьма губительно для рынка в целом, — считает Алексей Дьяченко. – Так резко повышая цены, «Выборгская целлюлоза», конечно, заработает сейчас. Но как только мы, гофропроизводители, о такой высокой стоимости белого гофрокартона объявим клиентам, они тут же перейдут на «бурые» коробки, и мы ничего не сможем с этим сделать.

В итоге «Выборгская целлюлоза», которая уже сейчас обладает большей мощностью, чем раньше, и «Монди», который закрылся на модернизацию именно чтобы увеличить производительность в сегменте топ-лайнера, обнаружат, что большая часть конечных по-требителей гофротары от этого сырья уже отказались. И когда они возвратятся на рынок в полной мощности, им придётся заново, через нас, производителей коробок, возвращать былую клиентуру. А это можно сделать только одним способом – опуская цены. В итоге всё, что «Выборгская целлюлоза» заработает сейчас, пользуясь своей монополией, она потеряет потом. Но лихорадить-то будет весь рынок».

Александр Бойко предвидит другой возможный вариант. «По-требитель очень быстро перейдёт на заграничную упаковку. Чехи, поляки, турки, украинцы, финны – все радостно примут российских заказчиков. Даже с учётом всех ввозных пошлин это будет дешевле, чем то, что смогут предложить российские производители белых коробок с учётом 60%-ного повышения цены», — уверен он.

Впрочем, есть и другие пути развития событий – более оптимистичные для упаковщиков, но далеко не столь радужные для российского целлюлозно-бумажного производства. «Сейчас дешевле заказывать топ-лайнер на Украине: пошлин на ввоз сырья из-за рубежа там нет, а в Россию готовый продукт ввозится по таможенным законам СНГ. По крайней мере, наше предприятие в данный момент склоняется к такому варианту», — заявил Артём Савко.

«Из реальных вариантов сейчас – либо покупать дорогую продукцию у «Выборгской целлюлозы», либо заказывать сырьё на Украине, либо переводить клиентов на бурые коробки. Я не могу предсказать действия всех производителей гофротары, но наше предприятие перешло на Украину, потому что закупать сырьё в Выборге по такой цене мы не готовы», — солидарен
с ним Алексей Дьяченко.

Многие участники рынка гофротары, не пожелавшие высказываться публично, придерживаются аналогичного мнения о развитии ситуации с топ-лайнером. Почему-то никто не рассматривает лишь один вариант – в котором цены российских производителей этого продукта будут адекватными.              

«Монди Сыктывкарский ЛПК» снова начнёт отгружать продукцию уже осенью – производители гофроупаковки полагаются на европейскую точность руководства комбината. Но уверенности в том, что это стабилизирует российский рынок топ-лайнера, нет ни у кого. Нет и согласия между предприятиями, которое могло бы помочь им избежать демпинга при продаже готовой продукции. Тем не менее, сплочение гофровиков против повышения цен «Выборгской целлюлозой» показало, что шансы договориться у наших упаковщиков всё-таки есть. А договариваться, так или иначе, придётся.

Артём АЛЕКСЕЕВ.

 

 


Дата публикации: 13 сентября 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий