Плот со Сважского острова

Один из рабочих дней у автора этих строк начался около полуночи — позвонил директор ООО «Норд» Николай Васильевич Гусаров и сообщил, что пора двигаться к берегу Северной Двины для посадки — теплоходы на подходе к Верхней Тойме.

От нашей деревни до реки не больше двух километров по лесной дороге. Помнится, в прошлом году на этой самой дороге нам средь бела дня встретился годовалый медведь. «Хозяин» очень недружелюбно посмотрел на нас, прежде чем уйти в лес. Дикие кабаны, не отличающиеся мирным нравом, также облюбовали эту дорогу для своих путешествий, и поэтому я постарался поскорее проскочить этот лесной участок пути.

В ожидании теплоходов разговорился с местным рыбаком, ловящим налимов, о видах на летнюю рыбалку. Вскоре, ориентируясь в темноте на рыбачий костёр и шаря по берегу лучом прожектора, подошёл теплоход.

На палубе сидела молодая пара; молодой человек, обнимая свою подругу, что-то тихо говорил ей. Оказалось, молодые супруги опоздали на последний паром и с 9 вечера сидели на левом берегу. Молодой женщине «приспичило» рожать, а тут как назло проблема с переправой, а на берегу — ни избушки, ни навеса, где бы можно подождать утреннего парома.

Почему бы местным предпринимателям не предложить услуги водного такси (мотолодки) на такие экстренные случаи, когда любые деньги отдашь, лишь бы переехать.

Молодая пара сошла в Верхней Тойме, а два наших теплохода направились на плотбище «Сваж-ский остров».

Самое крупное в европейской части РФ зимнее плотбище – Большая Свага стало предметом разногласий между ООО «Двин ской леспромхоз» и ООО «Двина». В доперестроечные времена плот бище принадлежало Корнилов-скому ЛПХ (после акционирова ния сменившему название на ОАО «Двинские лесопромышленники») и использовалось почти на 100%. Сейчас ООО «Двинской леспром хоз» арендует лишь часть этого плотбища, объёмов заготовки леса не хватает, чтобы использовать его полностью, поэтому в ООО «Двина» и решили сформировать здесь несколько своих плотов.

Руководитель ООО «Двинской леспромхоз» Алексей Репицкий посчитал, что у плотбища должен быть один хозяин. У руководителя ООО «Двина» Ивана Хабарова было несколько иное мнение: на какую часть плотбища заключён договор аренды, там арендатор и является хозяином. Оставшаяся часть плотбища свободна от аренды – и любой желающий может взять площади в аренду.

Разрешить эти разногласия смог лишь глава района, опытный юрист Анатолий Малеев, который, пригласив обоих руководителей леспромхозов, изложил свою точку зрения на суть разногласий и своей властью заставил их найти общий язык. В итоге два предприятия успешно сформировали плоты зимней сплотки на плотбище Большая Свага. На этот раз два наших теплохода направлялись к другому плотбищу, расположенному выше плотбища Большая Свага.

Чтобы забрать плот пиловоч ника для Архангельского ЛДК № 3, к плотбищу подошли ещё затемно – около часу ночи. Сплавщики довольно долго возились, отдавая последнюю скобу выноса, удерживающую плот. А ведь уже много лет назад и сотрудниками кафедры водного транспорта леса АГТУ, и просто умельцами придуманы разные конструкции откидного замка (наподобие замка на борткомплектах, только более мощного) именно для отдачи плотов. Нужно лишь сбить «собачку» на таком замке, чтобы замок раскрылся и плот освободился. Выбивать палец сплавной скобы, когда на выносе висит весь плот, занятие не только долгое, но и опасное, поэтому в таких случаях желательно использовать безопасные и надёжные откидные замки.

Наконец сплавщикам удалось отдать этот последний вынос, удерживающей плот, и тот, почувствовав свободу, медленно пошёл вниз по течению.

Прибрежные кусты цепляются за плот, словно не желая его отпускать. Всегда существует опасность, что не хватит глубины, чтобы всплыли все пучки, может подвести и такелаж. В этом году у одной фирмы уже случилась авария с плотом — лопнул бортлежень. Поэтому когда плот трогается с места, возрастает напряжение, смолкают шутки-прибаутки. И лишь когда весь плот на ходу, все выдыхают с облегчением, благодарят всевышнего и природу за высокую воду. Теперь можно полюбоваться восходом солнца , понаблюдать, как судоводители управляются с плотом.

Головной теплоход и наш контрольный вдвоём аккуратно оттащили плот на середину плотбища, и вскоре он вышел на фарватер.

Всегда существует опасность , что пойдёт что-то не так, поэтому сплавщики и судоводители — самые суеверные люди. У каждого есть собственные приметы и особый порядок действий, следуя которым можно надеяться на успех в буксировке плотов. На реке ничего не спрогнозировать, не предугадать. Как говорил один судоводитель перед ответственным делом, «не как хочется, а как получится». Северная Двина река с характером, не терпит пустых слов и обещаний, а сплавщики и судоводители — народ малоразговорчивый, и не дождёшься от них, чтобы поделились планами или дали какой-то прогноз. Вот закончится буксировка плота, тогда во всех подробностях расскажут о прошедшем рейсе.

Не особенно разговорчив был и мой собеседник Николай Васильевич, отвечал уклончиво, стараясь не касаться тем, не входящих в его компетенцию. Тем не менее пока наш теплоход добирался до плотбища, удалось выяснить, что предприятие ООО «Норд» образовано осенью прошлого года предпринимателями Иваном Хабаровым и Александром Истоминым, учредителями ООО «Двина», работающего на заготовке леса на территории Верхнетоемского района, где главный вид транспорта леса — водный. Ежедневно силами ООО «Двина» к сплаву готовится около десятка плотов, которые надо отбуксировать в сжатые сроки. Как считает Николай Васильевич, для работы в ООО «Норд» приглашены самые опытные судоводители Верхнетоемского и соседних районов, имеющие солидный стаж на проводке плотов.

Весьма важным Николай Гусаров считает тот фактор, что теплоходы (пока 4 единицы) ООО «Норд» на зимовку не будут уходить в Архангельск или Котлас, а останутся в Зеленнике. Это позволит сразу после ледохода не упустить большую воду, взять плоты на буксир, а в случае необходимости переставить их с «высоких» плотбищ на более глубокие участки реки, чтобы избежать обсушки.

Новое предприятие не только создало рабочие места, но и расширило возможности лесозаготовителей ООО «Двина». Не исключено, что в эту навигацию возрастут объёмы летней сплотки, а значит, буксиры будут заняты всю навигацию.

Жители Зеленника рады, что новые владельцы местного леспромхоза Иван Хабаров и Александр Истомин работают на перспективу, вкладывают средства в развитие производства. Так, совсем недавно построен подъезд с твёрдым покрытием к Северной Двине, и мощные погрузчики смогут сбрасывать пучки в воду для последующей формировки плотов; приобретается новая техника, строятся дороги.

Зимний отстой и ремонт судов ООО «Норд» в Зеленнике позволит создать новые рабочие места. К тому же если бы теплоходы ООО «Норд» оставались на зимний отстой в Архангельске или Котласе, это не только удорожало бы ремонт, создавало неудобства для судоводителей (жить во время ремонта в отрыве от семьи) — главное, терялось бы драгоценное весеннее время, когда буксиры не могут пробиться в район из-за заторов во время ледохода. Тем более в Зеленнике плотбище с самыми высокими водосъёмными горизонтами в районе, и здесь главное — не прозевать, когда всплывут плоты, иначе намаешься с перевозкой и перегрузкой леса.

Опыт 2006 года, когда обсохли все плоты, сплавщики и речники в ближайшие 100 лет вряд ли забудут.

По словам Николая Васильевича, навигация для ООО «Норд» началась 27 апреля. Был и неприятный сюрприз — поставщики всучили такой судовой двигатель, который «сдох» после нескольких часов работы. Пришлось в аварийном порядке менять двигатель, это сделали очень быстро – почти за сутки, и в скором времени теплоход снова был в работе. Это ещё раз подчеркивает, что специалисты ООО «Норд» знают своё дело, нацелены на результат, а в случае необходимости готовы работать не считаясь со временем, сознавая, что лесозаготовители почти полгода готовили плоты и теперь только от оперативной, слаженной работы ООО «Норд» зависит успех общего дела.

Руководитель Верхнетоемского района Анатолий Малеев в бе седе с нашим корреспондентом дал положительную оценку де ятельности ООО «Двина», отметив, что предприниматели Иван Хабаров и Александр Истомин пришли в район почти 10 лет назад, начали с небольших объёмов заготовки леса. Со временем объ ёмы заготовки в ООО «Двина» увеличились до 90 тыс. кбм в год, предприятие растёт, развивается, и создание собственной судоход н ой компании «Норд» нагляд но показывает желание предприни мателей не останавливаться на достигнутом, наращивать производственные мощности и тем самым увеличивать свой вклад в экономику Верхнетоемского района.

Через несколько суток, когда автор этих строк уже был в Архангельске, на реке увидел знакомые теплоходы «Двиносплав-353» и «Архлеспром-195», которые, закончив буксировку «нашего» пло та, поднимались вверх по течению за новым. Уровни воды по Северной Двине начали падать, и надо было спешить.

Сергей Кондратьев.


Дата публикации: 1 июня 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий