Одиннадцатая навигация — второе десятилетие

Приближается День работников морского и речно­го флота (первое воскресенье июля), завершилась кампания по буксировке плотов зимней сплотки, что и стало поводом для обращения к директору судоходной компании «Норд­Вуд» Александру Батракову – рассказать о работе судоводителей.

Как человек редкой скромности Александр Викторович не стал рассказывать о своей работе, а предложил нашему корреспонденту спуститься вниз по Двине в качестве пассажира на теплоходе, буксирующем плот. От такого предложения трудно отказаться, и вот в районе посёлка Брин­Наволок автор этих строк пересел из легкового автомобиля на теплоход «Гарант», который и доставил на теплоход «Владимир Нечаев» (названный в честь бывшего руководителя Архангельской ремонтноэксплуатационной базы флота), буксировавший на тот момент плот пиловоч­ника (объём 11282 кбм) Ленского ЛЗУ в адрес ОАО «Лесозавод № 3».

Первое мнение, как говорят, обманчиво. На взгляд досужего пассажира работа у капитана — лучше некуда. Сиди себе в удобном кресле, любуйся красотами природы да управляй плотом, в хвосте которого к тому же стоит т/х «Гарант» и помогает повернуть плот на извилистых участках реки. Однако все шесть часов вахты проходят в напряжении.

В весенний период навигации скорость течения реки, уровни воды — высокие, и данное обстоятельство не позволяет расслабляться, т. к. имеется ряд причин, по которым вахтенный судоводитель должен быть внимателен: это затяжные и свальные течения в несудоходные протоки, наличие песчаных кос, скрытых под водой, неблагоприятные метеоусловия и многое другое. Поэтому для снижения возникновения аварийных ситуаций теплоход «Владимир Нечаев» оборудован всеми средствами контроля. За глубиной реки следит эхолот, за направлением движения и местоположением – локатор и GPSнавигатор, на экране которого светящейся точкой обозначен теплоход, а сам плот — крохотным эллипсом. Тонкими линиями на экране прочерчены предыдущие пути следования теплохода.

На Двине немало участков, через которые провести плот требуется высокое мастерство судоводителя. Особенно в мае нередки сильные ветра, снежные бури, а при высокой парусности плота и сильном ветре плот ведёт себя непредсказуемо.

Обзор из рубки больше 3600, поэтому автор этих строк не отказал себе в удовольствии всю дорогу любоваться окружающими красотами Северной Двины.

7 июня в 4 утра густой туман ограничил видимость и ориентацию, и без дополнительного оборудования, и пока ветер не разогнал туман к берегам, пришлось держать ориентиры по локатору и навигатору. У речников есть старая шутка, когда молодого курсанта речного училища капитан на полном серьёзе посылает на нос теплохода с метлой и поручает важное дело – разгонять туман. Неопытных матросов на теплоходе не было, а навигатор позволял видеть на экране монитора курс теплохода, а на экране локатора чётко «отбивались» берега, острова и навигационные знаки.

Кажется, что река похожа на большую многополосную дорогу. Однако в отличие от автодороги, где «подрезать» обычное дело, а грубость водителей становится нормой, встречные и обгоняющие теплоходы вежливо по радиостанции запрашивали у т/х «Владимир Нечаев» разрешение на расхождение с плотовым составом.

В отличие от буксирного флота, следующего транзитом по реке, теплоход речной инспекции запрашивает разрешение на подход к борту плотовода, и после перехода инспектора на борт т/х «Владимир Нечаев» продолжает движение на солидном расстоянии, чтобы не мешать в работе плотовода. После проверки документов государственный инспектор, пожелав удачи, возвращается на борт своего судна.

Так же несуетливо по реке двигается путейский флот (бригады обстановочников), в ведении которых находится обслуживание знаков судоходной обстановки: буи, плавучие вехи, створные знаки.

Для контроля за движением флота и оперативного регулирования службой района водных путей организованы операторские (контрольные) пункты (Котлас, Усть­Морж, Ухострово), проходя которые судоводитель должен доложить, что за судно, куда направляется, в чей адрес буксирует плот. Приятно было слышать, когда в Ухострово, приняв отчёт нашего теплохода, приветливый женский голос поздравил команду с праздником Святой Троицы.

Чего нет на водной дороге, так это превышения скорости транспортными средствами. Если в районе Брин­Наволока наш плот двигался со скоростью 6,4 км в час, в районе Усть­Пинеги, где скорость
течения меньше, — 5 км в час, то в Архангельском порту, где кроме всего прочего начался прилив — скорость упала до
4 км в час.

По­черепашьи поднимаются вверх по течению порожние баржи за очередной партией леса или песка, который со дна реки поднимает перегружатель. Лишь частные скоростные катера носятся по реке «сломя голову».

Прошли посёлок Боброво, где в социалистические времена ставили крупнейший в области сплоточно­формировочный рейд. Здесь принимались плоты бессортной сплотки, пучки размолёвывались, сортименты сортировались, вновь сплачивались в пучки
и отправлялись потребителю. Не осталось и следов от Бобровского рейда, давно нет запани в Усть­Пинеге. Турдеев
ская лесобиржа, в 7080е годы принимавшая до 300 тыс. кбм леса в плотах, сейчас представляет собой пустынный берег с остовами раскряжёвочных линий.

По словам Александра Батракова, встречавшего теплоход ночью в Архангельском порту, эта навигация выдалась напряжённая. Теплоходы «Норд­Вуд» работали на Вычегде, Пинеге, продолжают работу на Северной Двине. Поздний ледоход — это одна проблема, вторая — ограниченное стояние водосъёмных горизонтов уровней воды по Двине и боковым рекам. Поэтому владельцы древесины требовали срочно отправлять буксиры в их адрес, иначе плоты могли вот­вот обсохнуть. Были серьёзные опасения, что низкие уровни не дадут вывести плоты и баржи с Пинеги.

Заместителю директора ООО «Норд­Вуд» Владимиру Белесову приходилось тщательно анализировать уровни на основных реках, прогнозировать, где вода ещё постоит, а где вскоре начнёт скатываться – именно туда в первую очередь и направляли флот.

Тревожит Александра Батракова начало меженной навигации. Лесозаготовители в надежде на рост цен на пиловочник, балансы не в полную силу отгружают лес потребителям, объёмы древесины складируются на промежуточных точках (верхний и нижние склады). Нет полного понимания той ситуации, что в меженный период уровни воды будут близки к минимальным, и это приведёт к дополнительным затратам по перевалке леса, а также неэффективному использованию барж т. к. они будут грузиться на 5060% от возможного объёма, что приведёт к увеличению тарифов на перевозку сырья.

Сейчас основные потребители древесины — ЛДК и ЦБК получили сырьё в плотах зимней сплотки и баржах. Проблемы дефицита сырья отошли на второй план, в связи с этим и отправители, и получатели древесины отслеживают состояние сырьевого рынка и, заняв позицию ожидания, согласовывают стоимость сырья практически только после погрузки леса на баржи. Поэтому не исключено, что навигация будет тяжёлой, и уже в осенний период флот компании «Норд­Вуд» в условиях производственного риска вынужден будет напряжённо работать при снятой судоходной обстановке, поставляя сырьё в порт Архангельск.

Тем временем плот зашёл в границы Архангельского морского порта. У речников не принято говорить «последний плот», и чтобы не нарушать негласные правила, назовём его крайним плотом зимней сплотки навигации­2009, а если и будут ещё плоты, то уже плоты летней сплотки.

Чтобы посмотреть, как крайний плот навигации подходит к Архангельску, на борт «Владимира Нечаева» высадился целый десант: две телекомпании, руководство «Норд­Вуд» — три человека: Александр Батраков, Владимир Белесов, капитан­наставник Владимир Попов, а также заместитель генерального директора ОАО «Лесозавод № 3» Александр Колтыпин.

При таком обилии руководителей постановкой плота управлял один человек — капитан­наставник Владимир Попов. Остальные наблюдали, высказывали своё мнение, делились впечатлениями, но не более того, в работу капитана теплохода и капитананаставника не вмешивались.

Плот успешно миновал опоры автомобильного моста через Двину и послушно встал на место, указанное Александром Колтыпиным. Рабочие водного цеха потащили по плоту вынос, а все участвующие в остановке плота вздохнули с облегчением, а наблюдающие
— с одобрением и пониманием.

По словам Александра Батракова, как только рабочие поставят на плот второй вынос, все суда «Норд­Вуд», получив новые распоряжения, отправятся вверх по течению. Впереди летняя (меженная) навигация и начало «баржевой» программы транспортировки леса!

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Р.S. На момент выхода статьи компанией «Норд­Вуд» отбуксировано и выгружено в адрес лесопереработчиков Архангельска и Новодвинска 38 барж с пиловочным и балансовым сырьём.

Редакция «Лесного региона» поздравляет коллектив компании «Норд­Вуд» с профессиональным праздником. Здоровья, благополучия и семь футов под килем!


Дата публикации: 3 июля 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий