Лесной форум стал международным

Эффективное использование лесных ресурсов предполагает неистощительное и устойчивое лесопользование. Для этого необходимо:

- обеспечить равномерное изъятие древесины из лесов. Расчётная лесосека по сплошным рубкам сократилась на 3 млн. кбм. При этом общий размер расчётки сохраняется за счёт наращивания объёмов выборочных рубок. Такое решение заставит лесозаготовителей переходить на новые технологии.
Учитывая, что в лесфонде снижается доля хвойных насаждений, ЦБК планируют наращивать по-
требление лиственной древесины, а с развитием биоэнергетики увеличится спрос на низкокачественную древесину.

Необходимо сформировать разумный баланс лесопользования на территориях муниципальных образований, учитывая объём закреплённой аренды, причём лесфонд арендаторами должен эксплуатироваться в задекларированных целях.

На сегодня за арендаторами закреплён лесфонд с расчётной лесосекой 14,3 млн. кбм, из которых хронически не осваивается 2,5 млн. кбм. Среди слабо осваивающих расчётную лесосеку — и крупные лесные холдинги, и отдельные арендаторы.

Допущены просчёты в организации и деятельности подведом-ственного ныне министерству учреждения «Архобллес», реорганизация которого уже началась.

Особое внимание министерства будет уделяться договорам аренды, заключённым для реализации приоритетных инвестпроектов. Около 1,5 млн. кбм расчётки передаются пользователям на льготных условиях под развитие лесоперерабатывающих мощностей. Если регион не получит заявленных проектом доходов, лесфонд будет передан другим арендаторам. С каждым годом растут, но не осваиваются заявленные лимиты на лесфонд, отпускаемый муниципальным образованиям для удовлетворения потребности в древесине районов области.

Так, в 2008 году заявка муниципальных образований 3,3 млн. кбм, а освоено 1,8 млн. кбм, в 2009 году заявка муниципальных образований 2,6 млн. кбм, а освоено 1,9 млн. кбм. На 2010 год заявлено 2,4 млн. кбм.

Руководителям районов необ-ходимо проанализировать свои заявки и пересмотреть запрашиваемые объёмы древесины.

Лесной кодекс в прошлом году ограничил проведение аукционов по купле-продаже лесных насаждений. Государственный или муниципальный заказ на лесфонд – это не предмет бизнеса и спекуляций, это социальный заказ – дрова населению, ремонт жилья, инфраструктуры поселений.

Практика проведения аукционов по купле-продаже лесных насаждений рассматривается как временная мера, направленная на поддержку занятости населения в период финансового кризиса.

В области обостряется дефицит деловой древесины, её не хватает эффективным крупным переработчикам, добросовестному малому бизнесу. Однако в каждом муниципальном районе есть предприниматели, готовые взять в аренду лесные участки и организовать глубокую переработку древесины на современном техническом уровне. Поддержка властью эффективных предпринимателей целесообразна ещё и потому, что арендатор будет активно содействовать борьбе с незаконными рубками на арендованном участке.

Когда арендатор помещения не платит за аренду – такого халявщика выселяют, вот и из леса будут выселять халявщиков. Благодаря проделанной исполнительной властью региона работе арендаторы-недоимщики только в январе-феврале 2010 года заплатили в бюджет 46 млн. руб. Это ещё раз подтверждает, что лесной ресурс имеет высокую цену и стать кандидатом на выселение из леса никто не желает.

По словам руководителя министерства, Архангельская область – это не только богатый лесом регион, но и мощнейший лесоперерабатывающий комплекс – донор регионального бюджета. Следует быть объёктивными – ЛПК области держится на производственных мощностях, построенных в дореформенные времена. Основные фонды ЛПК устарели, модернизации проводятся точечные. Объёмы производства из года в год одни и те же, новых видов лесопродукции появляется мало. Как принято говорить, отрасль находится в многолетней стагнации. Соответственно и вклад ЛПК в региональный бюджет не сопоставим с объёмом оборота древесины.

Не внушают оптимизма и объёмы инвестиций – всего три миллиарда рублей на три крупных ЦБК, десяток ЛДК и лесозаводов. В последние годы инвестировали
в производство только ОАО «Группа Илим», ОАО «Архангельский ЦБК», ЗАО «Лесозавод-25», ООО «Устьянский ЛПК» и ООО «ХарвиСеверЛес». Вот, пожалуй, и всё.

Региональную власть не устраивают отношения с владельцами лесных активов, расположенных на территории области, а зарегистрированных за пределами Архангельской области. Обычно такие владельцы безразличны к развитию своего бизнеса, их предприятия раз за разом банкротятся, регистрируются новые и продолжают работать на той же сырьевой базе. Такие недобросовестные владельцы лесных предприятий вынуждают региональные власти решать их сырьевые проблемы, проблемы с топливом для котельных, объяснять людям, почему собственники предприятий не заплатили им за работу (тем самым используют принудительный труд, по формулировке ТК РФ). Подобная политика ряда владельцев, в том числе и крупных предприятий ЛПК, неприемлема для региональной власти. Министерство не намерено терять лидирующие позиции в ЛПК страны и в перспективе скатиться до уровня местной промышленности российской окраины.

Какие меры будут приняты министерством:

- лесопромышленным компаниям предложено представить в правительство Архангельской области стратегические планы развития бизнеса на территории области;

- после согласования планов будет предложено заключить соглашение о социально-экономическом партнёрстве с Архангельской областью.

Такой формат партнёрского сотрудничества области и бизнеса отработан и показал свою эффективность на примере соглашения между Архангельской областью и «Группой «Илим».

В случае нежелания бизнеса идти на контакт с региональной властью ему будет предложено уступить место компаниям, способным нести ответственность перед региональной властью, жителями области за свою деятельность.

Если же компания готова к сотрудничеству, но для этого нет финансовых возможностей, власть готова помочь в привлечении инвестора, решении иных проблем.

Так, в настоящее время совместно с министерством экономического развития Архангельской области рассматривается несколько инвестиционных предложений по созданию на территории области новых производств деревообработки и химико-термомеханической массы. Такие проекты вписываются в стратегические планы региона.

Архангельская область может серьёзно о себе заявить в сфере биоэнергетики. Предприятия области уже поставляют пеллеты на экспорт, готовится к реализации крупный проект на базе Устьян-ского ЛПК.

К концу апреля будет готов детальный анализ концентрации древесных отходов на территории области и проект правого акта, регламентирующего порядок обращения с древесными отходами.

Это делается с целью создать крупные сырьевые площадки и ориентировать на них заводы по производству пеллет и брикетов, котельные, работающие на этом современном топливе.

Такая работа ведётся в рамках концепции использования низкокачественной древесины и отходов лесопереработки в производстве биотоплива, которая предусматривает перевод теплоэнергетики ряда муниципальных образований на новый вид топлива.

По словам Юрия Трубина, растёт и заинтересованность малого бизнеса к биоэнергетике. Развитие биоэнергетики будет стимулировать и промышленное производство. Например, при заготовке древесины для котельных Лешуконского района формируется рынок пиловочного сырья, что при надлежащей организации позволит решить проблему обеспечения сырьём Мезенского лесозавода.

В конце своего выступления Юрий Германович предложил создать свою марку-брэнд «Архангельский лес». Это знак, узнаваемый как в России, так и за рубежом, которым будут награждаться лучшие предприятия, коллективы, самая качественная и высококонкурентная продукция ЛПК.

 

руководитель агентства

Своё выступление руководитель Агентства лесного и охотничьего хозяйства начал с цитирования Лесного кодекса: Лесным кодексом предусмотрено пятнадцать видов использования лесов (статья 25) — от заготовки древеси-
ны до осуществления религиозной деятельности. Архангельская область относится к регионам с моно-
лесопользованием, в основном
это лесозаготовки — подавляющее большинство считают именно так.

Да, безусловно, заготовка древесины – традиционный, основной вид использования лесов в нашей области, но практика передачи участ-ков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) за последние три года достаточно разнообразна по видам лесопользования. Из 674
существующих договоров аренды 425 — всего лишь 64% — относится к заготовке древесины. А есть ещё специфические договора постоянного бессрочного и безвозмездного срочного пользования под религиозные, научно-исследовательские цели, рекреацию.

За 2009 год количество договоров:

- для осуществления рекреационной деятельности выросло в 1,25 раза и достигло 30;

- по геологическому изучению и добыче полезных ископаемых –
в 1,62 раза (107);

- строительство линейных сооружений – в 2,75 раза (88);

- для переработки древесины – в 1,33 раза (4);

- для заготовки пищевых лесных ресурсов – в 2 раза с объёмом заготовки грибов и ягод 11,2 тонны в год.

И интерес к альтернативному использованию лесных ресурсов продолжает расти.

Но существенным препятствием на пути к многоцелевому использованию лесов является норма Лесного кодекса, предусматривающая наличие на лесном участке только одного арендатора. В нашем случае заготовке древесины отдаётся безусловный приоритет — и из-за развитого ЛПК, и из-за наличия огромного количества договоров аренды, действовавших до 2007 года и обременивших 70% территории на основаниях, заложенных прежним лесным законодательст-вом. Как следствие – на 60% упал объём заготовки живицы; в 2 раза сократилось использование лесов под оленьи пастбища.

По мнению Николая Степановича, необходимо подкорректировать эти положения закона, предложения направлены и в Рослесхоз, и в Минсельхоз.

Для Российской Федерации и Архангельской области в частности рациональное использование имущества (лесов), находящегося в ведении, это прежде всего сопоставление затрат на его содержание и доходов, получаемых от эксплуатации этого имущества.

Объёмы по рубкам ухода в молодняках следует увеличить до объёмов, установленных лесоустройством. Характеристика лесного фонда области такова, что без проведения масштабных рубок ухода, в первую очередь в молодняках, преобладание хвойных пород будет утрачено на четвёртой части лесной территории.

Рациональное использование лесов невозможно без полного освоения экономически доступной лесосеки. Про отсутствие лесной инфраструктуры, про дисбаланс по
выходу пиловочного сырья и сырья для ЦБП нет смысла говорить. Речь следует вести прежде всего об освоении расчётной лесосеки предприятиями-арендаторами. В области сложилась уникальная ситуация – осваивается примерно 50% расчётной лесосеки, и при этом лес на корню в дефиците. Причина одна – в аренду передано лесных ресурсов с ежегодным объёмом возможного изъятия более 14 млн. кбм, фактически арендаторами заготовлено 8,2 млн. кбм, или чуть более 52%. При этом хроническое неосвоение расчётки не является основанием для расторжения договоров, если арендатор исправно платит за лес. При низких ставках арендной платы платить
и не рубить не так уж затратно. По мнению агентства, необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность судебного расторжения договоров при неполном освоении расчётной лесосеки. Действующее лесное законодательство предоставляет арендатору полный спектр возможностей (субаренду, перенаём, подряд) для решения проблемы освоения лесных ресурсов.

Лес – ресурс возобновляемый, т. е. при грамотном подходе бесконечный. А при адекватной работе с ним – улучшающий своё состояние по истечении времени. И лесохозяйственная аксиома – вырубать нужно столько, сколько прирастает. По сравнению с 1950 годом расчётная лесосека в области уменьшилась почти в 3 раза — с 72 до 22 млн. кбм, но это отнюдь не означает, что троекратно снизилась продуктивность архангельских лесов. Просто в предыдущие годы ежегодный
объём изъятия определялся исхо-дя не из биологии леса, а из потребностей экономики.

В 2008-2009 гг. департаментом ЛК была проведена большая работа по установлению на территории области равномерной расчётной лесосеки, т. е. такого объёма ежегодного использования, который позволяет равномерно изымать спелые леса в течение всего оборота рубки. Все договоры аренды приведены в соответствие с новыми объёмами пользования. Этот процесс проходил шумно, со взаимными претензиями. Следует высказать признательность коллегам лесопользователям за активное и продуктивное участие в этой работе. Она могла быть проведена гораздо эффективнее, имей мы актуальные данные о состоянии лесных ресурсов. Наверное, самая большая проблема на сегодняшний день – отсутствие объективной информации о лесах. Последние лесоустроительные работы в области проводились в 2007 году, когда было устроено Березниковское лесничество. По состоянию на сегодня печальная статистика такова – только 32,5% лесоустроительных материалов (9 млн. га из 28,5 млн. га) имеют давность лесоустройства менее 10 лет. Затраты на проведение данного, основополагающего вида работ настолько велики, что бизнес не выдержит дополнительной нагрузки, исполняя эту некогда государственную функцию.

По поручению правительства области Агентство приступило к разработке областной целевой программы по устройству архангельских лесов. К 1 июня 2010 года её проект должны вынести на заседание правительства. Основа – принцип государственно-частного партнёрства. Заинтересованное участие бизнеса будет учитываться и при определении очерёдности проведения работ.

Следующий принцип – неистощительность. С переходом на равномерную расчётную лесосеку необходимо добиться непрерывности ухода за лесом, но без выполнения всего комплекса лесохозяйственных работ деградация качества лесных ресурсов будет продолжаться. О рубках ухода уже упоминалось. В области есть примеры, когда выборочные рубки на средневозрастных насаждениях не только экономически себя оправдывают, но и позволяют формировать перспективные насаждения с целевым выращиванием хвойного пиловочного сырья.

Но есть работы, которые лесопользователи относят к чисто затратным: посадки, уходы за лесными культурами и т. п. Эти работы выполняются (в 2009 году из 5,2 тыс. га культур – 4,4 тыс. созданы арендаторами своими силами и за счёт собственных средств), но зачастую арендаторы ведут эти работы «из-под палки», без нацеленности на конечный результат. Были попытки вывезти посадочный материал с Вологодчины на самый север нашей области, что обрекло саженцы на неприживаемость. В договоры аренды внесена норма, предусматривающая возможность расторжения договоров за невыполнение основных лесохозяйственных мероприятий. Это кнут, но нужен и пряник. И таким пряником может стать практическая расшифровка нормы, существующая в законодательстве пока в виде недействующего постулата. Имеется в виду право добросовест-ного арендатора на продление договора аренды на новый 49-летний срок. И тогда без введения частной собственности на леса можно вести речь о появлении в России лесных пользователей на реально долгосрочной основе – близкой к обороту рубки.

 

Гость из Норвегии

Выступления гостя из Норвегии генерального директора управляющей компании «Норд Тимбер Групп» Мартина Херманссона вызвало определённое оживление участников, когда тот, анализируя уровень лесовосстановления в нашей области, выразился примерно так: «У нас в Архангельской области…». В ходе обсуждения губернатор Архангельской области назвал Мартина Херманссона архангельским шведом, поскольку в нашей области тот находится гораздо больше времени, нежели у себя на родине.

Касаясь модернизации ЛПК, Мартин Херманссон отметил, что сегодня старые проблемы ЛПК требуют определённого механизма их решения. К примеру, выборочные рубки конца XIX века оставили погубленные лесные участки, исключающие возможность естественного возобновления. Не стоит забывать, что во время Великой Отечественной войны проводились сплошные рубки без лесовосстановления. Считается, что подрост — это фундамент новых поколений, хотя это не совсем верно. Проводилось частичное лесовосстановление без прикоммерческого и коммерческого ухода за посадками. По мнению Мартина Херманссона, леса в Архангельской области ещё можно спасти от полного исчезновения хвойных пород.

Лесной кодекс не даёт чёткой формулировки, как следует ухаживать за лесом.

До сих пор бытует наивное мнение, что власть когда-нибудь спасёт отрасль, обеспечит лесовосстановление. Можно увеличить прирост в 4 раза, используя современные технологии лесовосстановления, сэкономить на стоимости сплошных рубок, значительно сократить оборот рубки, спасти лесные посёлки как центры по созданию долгосрочных рабочих мест для проведения ухода.

Модернизация леспрома возможна и без субсидий, путём обеспечения возможности вести бизнес в долгосрочной перспективе.

Мартин Херманссон продемонстрировал срез сосны, срубленной в Швеции на территории, по погодным условиям схожей с Архангельской областью. По годовым кольцам среза отлично видно, что в те годы, когда проводился уход за лесом, когда дерево получало удобрения, прирост увеличился в 4-5 раз по сравнению с годом, когда ухода и удобрений дерево не получало. Как говорится, комментарии излишни.

Новая структура лесовосстановления предусматривает, что наиболее значительную часть займут саженцы, меньшую – сеянцы и семенные деревья.

Переход на новую систему лесовосстановления, считает Мартин Херманссон, позволит не только повысить интенсивность лесопользования, но и поднять экономику, повысить требования к лесопользователям.

 

Глава района

Глава МО «Шенкурский рай-он» Василий Андреевич Минин
в своём выступлении отметил, что ряд крупных предприятий, получивших лесфонд в районе, в том числе и под реализацию приоритетных инвестиционных проектов, осваивают расчётную лесосеку крайне неудовлетворительно, какой-либо помощи районным властям не оказывают, в социальных программах района не участвуют.

В то время как местным предпринимателям не хватает лесфонда для успешной работы и потенциал районных лесозаготовителей и лесопереработчиков используется не в полной мере.

Именно местные предприниматели создают рабочие места, оказывают помощь местным властям в решении социальных проблем.

Крупный бизнес не должен ос-тавлять после себя лишь пустыню от вырубок, разбитые дороги и негативные воспоминания о своей деятельности у местного населения. И крупный бизнес должен быть социально ответственным, а получив лесфонд по инвестпроектам, не должен уподобляться «собаке на сене» — и сами не заготавливают лес, и другим не дают.

 

советник

Советник генерального директора ОАО «Группа Илим» Дмитрий Чуйко своё выступление начал с того, что основой диалога «Группы Илим» с властью являются инвестиции. Размер же инвестиций ОАО «Группа Илим» по Архангельской области с 2007 по 2014 годы — более 14,9 млрд. рублей.

В 2008-2009 годах в связи с мировым финансовым кризисом объёмы инвестиций снизились, причём это временное снижение было согласовано с региональными властями. В 2010 году планируется увеличение инвестиций, как и увеличение поставок на ЦБК древесины из Архангельской области.

В рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта ОАО «Группа Илим» в 2009 году пущен в эксплуатацию крупнейший в Европе завод нейтрально-
сульфитной полуцеллюлозы мощностью 310 тыс. тонн в год, что в свою очередь позволяет более полно использовать лиственную и низкосортную древесину.

Говоря о взаимодействии ОАО «Группа Илим» с региональными властями, Дмитрий Дмитриевич отметил и конструктивное сотрудничество с Рослесхозом.

Одновременно было отмечено, что инвестпроекты не в полном объёме обеспечены лесными ресурсами.

А для усиления дорожного строительства необходимо и увеличение объёмов финансирования со стороны федеральных властей.

Важнейшим фактором взаимодействия с местными властями являются социальные инвестиции ОАО «Группа Илим» в сумме 36 млн. рублей, сконцентрированные в фонде «Илим-Гарант», которые реализуются в 8 муниципальных образованиях Архангельской области пропорционально объёмам арендованного «Группой Илим» на их территории лесфонда.

Социальные инвестиции направляются на образование, развитие детского спорта, поддержку ветеранских организаций, помощь инвалидам и малоимущим и пр.

В конце своего выступления Дмитрий Дмитриевич сообщил, что советом директоров ОАО «Группа Илим» принято решение о строительстве в Коряжме новой бумагоделательной машины – это 250 тыс. тонн продукции в год, это 7,5 млрд. руб. инвестиций. Начало строительства – апрель 2010 года. Срок строительства 28 месяцев, есть возможность сократить этот срок до 23 месяцев.

Временно привлекаемый персонал для проведения строительно-монтажных работ – 1500 человек, у архангельских транспортных и строительных организаций есть возможность принять участие в тендерах и использовать свой потенциал на строительстве новой бумагоделательной машины.

Также по решению совета директоров ОАО «Группа Илим» новое предприятие будет зареги-стрировано на территории Архангельской области, а значит, больше налогов останется в регионе.

 

Генеральный

Генеральный директор ООО «ПКП «Титан» Михаил Николаевич Папылев начал с того, что нельзя рассматривать вопросы арендных отношений отдельно от лесопереработки. Использование древесины, а точнее глубокую переработку хвойной и лиственной низкокачественной древесины, обеспечивают лишь ЦБК.

Делить арендаторов, как прозвучало в некоторых выступлениях, на положительных и недобросовестных не совсем верно, как неверным будет отбирать лесфонд
у одного арендатора и передать через аукцион другому.

Большая часть лиственного сырья, заготавливаемого в области, поступает именно на местные ЦБК. Не имея возможности сбывать его, леспромхозы вряд ли станут работать эффективно. Заслуга ЦБК и в том, что холдинги, образованные на их основе, наиболее активно строят лесные дороги, проводят техническое перевооружение своих лесозаготовительных и лесоперерабатывающих мощностей. Таким образом, именно ЦБК как фундамент лесной экономики должны быть в полной мере обеспечены лесфондом.

Далее Михаил Николаевич высказал мнение, что инвестпроекты, направленные на развитие лесопиления, не обеспечат полного и эффективного использования сырья и лишь обострят дефицит хвойного пиловочника в регионе.

Львиная доля сырья, в том числе и от предприятий малого бизнеса, также поступает на ЦБК; как видим, деятельность малого бизнеса опять же завязана на ЦБК.

По словам Михаила Папылева, лесным министерством должны быть сформулированы требования региональной власти к деятельнос-ти крупных лесных холдингов.

 

председатель

Председатель Совета директоров ОАО «Соломбальский ЦБК», заведующий кафедрой менеджмента института экономики и бизнеса АГТУ Александр Пластинин в своём выступлении отметил, что идея с приоритетными инвестиционными проектами была очень своевременной и актуальной, пришлась ко двору и в холдинге «Соломбалалес», поскольку каждое предприятие, входящее в него, имело свой перспективный план развития, инвестпроект дал возможность сформировать общий план развития холдинга.

В рамках инвестиционных проектов создаются условия для модернизации лесоперерабатывающих мощностей. Инвестиции в первый период реализации ХК «Соломбалалес» шли опережающими темпами, в первую очередь в лесозаготовку, затем в переработку древесины. В период кризиса инвестиционная активность снизилась.

Все возникшие в отрасли проблемы, по словам Александра Викторовича, можно разделить на объективные и субъективные. Объективные — вне нашей воли и желания. Субъективные – просчёты и ошибки предпринимателей. Нельзя преуменьшать влияние кризиса на ЛПК, все показатели отрасли снизились, но не может быть такого, чтобы разом все предприятия стали работать хуже. Если в АГТУ дыхание кризиса не ощущается, то приехав на предприятие видишь, что рынок лесопродукции обвалился. Становится страшно за судьбу людей, поскольку производимая ими продукция не пользуется спросом. И теперь стратегия развития переходит в стратегию выживания, и первой жертвой этой стратегии становятся инвестпро-екты.

Ключевые пункты для реализации инвестпроектов, по мнению Александра Викторовича, следующие: разработка и формирование механизма государственных гарантий банкам для предприятий, реализующих инвестпроект; совер-
шенствование механизма заключения договоров аренды под инвестпроекты; увеличение государ-
ственного финансирования строительства лесовозных дорог круглогодового действия. Проблем с реализацией инвестпроектов немало, и решать их можно только совместными усилиями бизнеса и власти.

 

От редакции.

Нынешний форум стал событием для лесной отрасли. В этом году он не был площадкой для чтения докладов, самоотчётов, аналогией заседания прежних партхозактивов. Губернатор области не раз останавливал выступающих, отклонявшихся от обсуждения проблем ЛПК, чтобы все желающие имели возможность выступить.

Было видно, что форум вырос из формата четырёхчасового заседания и есть интерес и намерение сделать форум не только международным и межрегиональным, но и проводить его в течение двух дней, чтобы собравшиеся имели возможность на «круглых столах» более детально обсудить накопившиеся проблемы, поделиться опытом, идеями.

Особенно порадовало нашу редакцию два предложения, прозвучавших на форуме: о создании союза или ассоциации лесопромышленников Архангельской области и предложение главы района возродить в качестве эксперимента молевой сплав. Понятно, что молевой сплав может возродиться лишь на основе новой техники и технологии.

Вероятно, эффективность ведения лесозаготовок можно определять не только процентом освоения расчётной лесосеки, но и показателями – сколько с каждого заготовленного кубометра выплачено налогов в бюджеты всех уровней, платежей в различные фонды, зарплаты, сколько перечислено на различные социальные программы. Открытость бизнеса включает в себя максимальную открытость производственных и экономических показателей – это первый шаг к сотрудничеству с властью, к взаимопониманию.

Участники отметили хорошую организацию форума, оценили демократичность его проведения, когда каждый желающий имел право голоса и возможность отстаивать своё мнение.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 11 мая 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий