Лесной форум стал международным

Учитывая интерес лесного сообщества к форуму, редакция постаралась наиболее полно привести выступления участников

В начале апреля в Архангельске состоялся 4-й лесной форум, который по составу участников стал международным, поскольку в нём приняли участие гости из Финляндии и Швеции.

На следующий день после форума в редакцию звонили из разных уголков области, интересовались – кто присутствовал на форуме, о чём шла речь, какие решения приняты.

 

Губернатор

В своём вступительном слове глава региона Илья Михальчук отметил, что за истекший год вопросов для обсуждения накопилось немало.

Состав участников форума подтверждает, что лесная тема исключительно важна для региона, и было предложено взять для обсуждения не известную фразу «Лес – наше богатство», а провести форум под лозунгом: «Лес – наше конкурентное преимущество».

По словам Ильи Филипповича, прошедший год был сложным для отрасли, и хотя древесины в 2009 году было заготовлено почти на 8% больше, чем в докризисном 2008 году, всем ясно, что лесной сектор экономики региона находится в состоянии стагнации. Но списывать всё на кризис смысла нет, скорее всего нынешний мировой финансовый кризис ещё раз высветил слабый уровень управления бизнесом.

Региональной властью были приняты непростые для областного бюджета решения об отсрочке уплаты лесных арендных платежей, что позволило предприятиям частично решить свои финансовые проблемы. Более того, федеральный бюджет впервые за последние два десятка лет субсидировал часть процентных ставок по кредитам, взятым для создания межсезонных запасов древесины. При этом Архангельская область получила треть суммы, выделенной на эти цели для регионов России.

В результате многие предприятия ЛПК своевременно распла тились с долгами по арендной плате, смогли успешно подготовиться к зимнему лесозаготовительному сезону. Однако нашлись предприятия, которым господдержка не пошла впрок, они сработали настолько «эффективно», так «разумно» вели бизнес, что их задолженность даже увеличилась. Региональной властью сделан ответный ход – принято решение о расторжении почти 60 договоров аренды лесов с недобросовестными арендаторами, а на освободившиеся участки лесфонда должны прийти новые арендаторы, у которых есть ресурсы, желание и умение работать. Без таких жёстких действий не ликвидировать задолженности по арендной плате, не избавиться от хронического неосвоения расчётной лесосеки. Продуманная, взвешенная политика эффективного использования сырьевых ресурсов остаётся важнейшим направлением работы региональных властей.

Будут приняты меры воздействия к тем арендаторам, которые, заключив договоры аренды лесов, не ведут сами лесозаготовку, а передают лесные участки другим предприятиям, получая солидный доход без всяких усилий.

Эффективная и конкуренто- способная экономика – вот цель как для бизнеса, так и для власти. Сегодня проявляет себя проблема неэффективности и неразворотливости архангельского ЛПК. Слишком медленно обновляются основные фонды, слишком мало вводится в строй лесоперерабатывающих мощностей по выпуску новых видов продукции. Архангельская область проигрывает другим регионам в привлечении инвестиций в ЛПК.

Для области желателен бизнес, который развивает производст венные мощности, вкладывается в современные технологии. Так, в последнее время растёт спрос на строительные деревянные детали, бумагу с улучшенными свойствами, биотопливо.

Ключевое значение для ЛПК имеет строительство лесовозных дорог. В 2009 году на эти цели области было выделено 72,5 млн. рублей федеральных средств, на 2010 год запланировано 115 млн. рублей. Архангельская область в состоянии освоить и больший объём федерального финансирования, привлекать на строительство дорог и внебюджетные средства.

По-прежнему на особом контроле региональных властей развитие индивидуального строительства на селе, а также обеспечение дровами местного населения. Лес должен работать в интересах людей, проживающих в нашем лесном крае. И совсем недопустима порочная практика доведения недобросовестными владельцами леспромхозов до банкротства, ре зультат которого — громадные дол ги по зарплате и плачевное состояние лесных посёлков. По словам руководителя региона, у власти есть инструменты воздействия на таких владельцев таких предпри ятий, и они будут применяться в соответствии с законодательством.

Будет продолжена борьба с незаконными рубками леса, которые в некоторых регионах приобрели угрожающие размеры. Было пред ложено подвести итоги борьбы с «чёрными» лесорубами и «чёрными» лесопильщиками, спланировать дальнейшие шаги в этом направлении деятельности власти и бизнеса.

Ещё одна тема для обсуждения на форуме – взаимодействие власти и бизнеса в рамках частно-государственного партнёрства. В области разрабатывается ряд законов, направленных на создание механизма такого сотрудничества. Партнёрами власть видит не только крупный, но и средний, и малый бизнес.

Региональной власти интересны предприниматели, работающие на экономику области, а не уводя щие налоги за пределы региона, те, кто сполна и в срок вносят арендную плату за лесфонд, успешно развивают свой бизнес.

 

Руководитель Рослесхоза

В своём выступлении на фо руме руководитель Рослесхоза Алексей Савинов отметил, что немалую часть областного бюджета Архангельской области формирует ЛПК. В некоторых регионах РФ снижение объёмов заготовки леса составило до 40%, а вот Архангельская область сумела даже нарастить объёмы заготовки леса. ЛПК имеет большие претензии и к региональной, и федеральной власти, как, впрочем, и у властей всех уровней есть претензии к бизнесу. Форум — и есть та площадка, где возможно поговорить открыто, начистоту.

За 2009 год недоимка по арендной плате Архангельской области выросла в 2,5 раза по сравнению с 2008 годом, но поскольку не произошло резкого падения объёмов производства, есть надежда, что долги по аренде будут выплачены.

Политика федеральных властей — развитие арендных отношений. В некоторых регионах РФ идёт переориентация с арендных отношений на договоры кратко- срочного пользования лесфондом, что недопустимо.

Пока арендатор и лесопользователь, работающий по договорам купли-продажи древесины на корню, находятся в неравных условиях, поскольку на арендатора возложены обязанности по ведению лесного хозяйства, что вызывает значительные затраты.

По мнению Алексея Иванови ча, необходимо устранить эту несправедливость и освободить арендатора от ведения лесного хозяйства, а если арендатор готов заниматься таким видом деятельности, государство должно компенсировать ему эти расходы.

Максимальный срок аренды – 49 лет, этого времени не достаточно, чтобы вырос новый лес, поэтому добросовестный арендатор, выполняющий условия договора аренды, должен иметь право рассчитывать на пролонгацию договора аренды ещё на 49 лет. Срок аренды почти сто лет будет стимулировать арендатора работать на перспективу, вкладывать средства в уход за лесом, чтобы лес рос быстрее и того породного состава, который требуется для ведения бизнеса.

Неправы арендаторы, которые считают, что, заплатив арендную плату, они выполнили свои обязательства перед арендодателем. Арендатор обязан выполнять все условия, оговорённые в договоре аренды, включая освоение расчётной лесосеки и ведение лесного хозяйства. Неисполнение этих условий влечёт за собой расторжение договора аренды.

Качество архангельского леса очень высокое, и арендатор должен ценить имущество (лес), переданное ему в аренду.

Не секрет, что действующий Лесной кодекс не устраивает ни власть, ни бизнес, в результате —постоянные поправки в лесную конституцию. Совершенствование Лесного кодекса будет продолжено и впредь.

О строительстве лесных дорог говорилось много лет, и недаром сказано, что вода камень точит. Сейчас внесены необходимые из менения в законодательство, и федеральная власть получила возможность выделять субъектам средства на строительство лесных дорог. Ежегодно на эти цели для ЛПК России требуется не менее 2,5 млрд. рублей, но выделяется всего 600 млн. рублей.

Существуют серьёзные про блемы и с проведением лесоуст-ройства. Сейчас на эти работы средств выделяется недостаточно, и нет достоверной информации о качественном и количественном состоянии лесфонда.

Сейчас вносятся поправки в за конодательство, и станет возможно финансирование лесоустройства из трёх источников: федерального, регионального, бизнеса.

Одна из главных забот Рослес хоза – развитие семеноводства. Для этих целей планируется построить в России до 40 селекци онных центров с новейшей технологией выращивания саженцев и сеянцев.

Рослесхоз заинтересован в пол ном и эффективном освоении лесных ресурсов, одно из перспективных направлений — производство биотоплива для использования его в муниципальных котельных. Незачем везти каменный уголь за тысячи километров, когда рядом не находит сбыта и применения низкокачественная древесина.

Производство биотоплива позволяет решить несколько проблем: экологическую, занятости населения, экономическую.

За рубежом использующим пеллеты компенсируется до 40% затрат.

Арендатор становится главной фигурой лесных отношений и, по мнению Рослесхоза, обязан принимать на работу специалистов лесного хозяйства, с тем чтобы на арендованной территории обязанности по ведению лесного хозяйства исполнялись в полном объёме и с должным качеством.

 

Руководитель министерства

И. о. министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Юрий Трубин в начале выступления рассказал о реорганизации структуры исполнитель ной власти Архангельской области, остановившись на задачах министерства по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования. Сфера полномочий министерства довольно широка: экология, лесные отношения ЛПК, охрана и использование животного мира. В ведении министерства находятся два агентства: лесного и охотничь его хозяйства, природных ресурсов и   экологии.

Так, агентство лесного и охот ничьего хозяйства исполняет функции по управлению государ ственным имуществом (лесом) Архангельской области и оказанию государственных услуг, т. е. в контакте с юридическими и физическими лицами реализует государственную политику в установленной сфере. Кроме того, агентству переданы контрольные полномочия, которые прежде исполняла специализированная лесная охрана.

Анализируя итоги работы ЛПК за 2009 год, Юрий Германович отметил: экономика, в том числе и ЛПК, понесла большие потери от экономического кризиса. Почти по всем показателям объёмы производства в 2009 году оказались ниже показателей 2008 года, за исключением производства картона и лесозаготовок.

С началом кризиса резко упали цены на мировом рынке на целлюлозу, бумагу, фанеру, пиломатериалы. Можно сказать, что 2008-2009 годы стали для ЛПК региона повторением депрессии середины 90-х прошлого века.

За последние два года отрасль потеряла почти 2 млн. кбм производства деловой древесины, свыше 600 тыс. кбм пиломатериалов; по объёму варки целлюлозы область вернулась в 1998 год и впервые получила отрицательный финансовый результат. Численность работников в сфере крупного и среднего бизнеса сократилась на 11 тыс. человек (30%). Объективности ради следует отметить, что здесь сыграла свою роль и модернизация производства.

Региональный бюджет потерял в кризис 4% доходов от ЛПК, только за 2009 год финансовые потери бюджета составили 1 млрд рублей.

В 4 квартале 2009 года ситуация несколько изменилась к лучшему, а уже в январе-феврале 2010 года статистика зафиксировала рост промышленного производства.

По мнению Юрия Германовича, положительным опытом взаимодействия бизнеса и власти стало региональное антикризисное соглашение. Не всё записанное в этом соглашении удалось выполнить, и всё же власть сумела предоставить лесопользователям отсрочку по арендным платежам, оказать финансовую поддержку из федерального бюджета для строительства лесных дорог и создания межсезонных запасов древесины.

Со своей стороны, бизнес сохранил трудовые коллективы. Но вынужден был свернуть производственные и инвестиционные программы.

ЛПК потерял темп в развитии, но сумел сохранить производст венные мощности и приобрёл опыт решения антикризисных задач.

Правительством области принята Стратегия социально-эконо мического развития Архангельской области до 2030 года, и лесной комплекс признан приоритетным сектором экономики региона.

Для обеспечения доступа к природным ресурсам и их эффективного использования планируется упростить нормативные процедуры согласований и разрешений при оформлении прав на природопользование. Для ЛПК это крайне важно, поскольку связано с получением разрешений на разработку карьеров при строительстве лесных дорог. Несмотря на кризис, отрасль стала строить дороги гораздо активней, только холдинги в 2009 году построили 320 км дорог круглогодового действия, чего не было в докризисные годы.

Предприятия закупают дорожно-строительную технику, создают дорожно-строительные участки. В планах на 2010 год построить 420 км дорог, а это уже строительные объёмы времён СССР.

Заслуга Рослесхоза в том, что создан и работает механизм финансирования строительства лесных дорог. И как результат – в 2008 году за счёт субвенций в сумме 72,5 млн. руб. на условиях долевого участия построено 31,7 км дорог, в 2009 году за счёт субвенций построено уже 60,5 км дорог. Такую динамику важно сохранить в перспективе.

Окончание в следующем номере.

 



Дата публикации: 26 апреля 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №

Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий