Владимир Шишов: нынешний год лёгким не будет

В самый разгар новогодних праздников наш корреспондент встретился с заместителем губернат ора Архангельской области по управлению природными ресурсами, агропромышленному комплексу и экологии Владимиром Шишовым, чтобы задать ему несколько вопросов, интересующих лесное сообщество региона.

По словам Владимира Васильевича, хотя он для ЛПК региона человек новый, однако некоторое время назад был заместителем главы администрация Архангельской области. В Архангельской области на различных должностях трудится с 1973 года – сначала главным инженером колхоза «Память Ильича» (Вельский район), затем председателем этого же колхоза, в 1990 году был избран председателем Вельского райисполкома. В 1994 году глава администрации Архангельской области Павел Балакшин пригласил на работу в Архангельск, поначалу первым заместителем председател я правительства Архангельской области, после реорганизации Владимира Шишова назначили заместителем правительства и директором департамента агропромышленного комплекса администрации Архангельской области.

В то время сельхозпредприятия имели собственные сельские леса, а в департаменте агропромышленного комплекса существовало управле ние сельскими лесами. Сельхозпредприятия занимались не только лесозаготовкой, но и лесопереработкой, строительством жилья, промышленных объектов, ведением лесного хозяйства в собственных лесах.

В 2002 году Владимир Шишов был приглашён руководителем контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ по Архангельской области, затем руководителем федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В конце 2009 года губернатор Архангельской области Илья Михальчук предложил занять пост заместителя губернатора.

По словам Владимира Василь-евича, круг обязанностей у него сейчас широкий — и сельское хозяйство, и ЛПК, и лесное хозяйство, и рыболовство, и экология. Что касается лесного хозяйства, здесь первую скрипку будет играть агентство лесного и охотничьего хозяйства, где сформирован профессиональный коллектив, способный решать поставленные перед ним задачи.

Можно сказать, произошла революционная реформа лесного хозяйства. Идёт постоянная доработка Лесного кодекса, и в этих условиях лесопользователям приходится оперативно реагировать на все новации законодателей. Задача власти — не только создать условия для обеспечения лесфондом малого, среднего и крупного бизнеса, но и жёстко контролировать исполнение обязательств по договорам аренды. Ряд крупных арендаторов не осваивают расчётную лесосеку, имеют крупную задолженность по арендной плате. Губернатор области потребовал в случае пропуска двух сроков по уплате арендных платежей – начинать процедуру расторжения договоров аренды. А в нынешних условиях потерять лесфонд – значит потерять бизнес. Лесопользователям были предоставлены отсрочки по арендным платежам, теперь пришло время платить по счетам.

По мнению Владимира Шишова, на основании только статистических данных сложно представить целостную картину состояния дел в ЛПК региона. Чтобы вникнуть во все детали и тонкости отрасли, целесообразно провести ряд совещаний по районам области, встретиться с лесопромышленниками, специалистами лесного хозяйства, представителями местных властей.

В нынешних рыночных условиях стабильная работа предприятия определяется политикой его собственника: нацелен он на сиюминутное получение личного дохода или на перспективное развитие своего бизнеса. Как никогда возрастает роль р уководителя предприятия, его умения принимать верные решения, эффективно работать даже в условиях кризиса. Власть не может и не должна управлять бизнесом, однако влиять на бизнес обязана. Это касается выполнения бизнесом обязательств по уплате налогов и платежей, соблюдения законодательства о труде. В то же время власть должна создавать условия для работы и развития бизнеса.

Нужен и полезен для обеих сторон постоянной диалог. К примеру, в соседних областях и республиках успешно работают союзы лесопро мышленников, аккумулирующие все проблемы ЛПК и взаимодействующие с различными органами власти в интересах лесной отрасли. Наверное, необходимо создать аналогичный союз и в Архангельской области, поскольку лесопромышленники не должны действовать разрозненно, а должны вырабатывать единую политику.

Власть несёт ответственность за людей: за их трудоустройство, своевременную выплату зарплаты, пенсий, пособий. И для властей всех уровней далеко не безразлично, нас колько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, что необходимо сделать, ч тобы создать условия для устойчивой,   стабильной   работы.

В руках власти немало рычагов для влияния на деятельность бизнеса, и важно правильно пользоваться этими возможностями.

Среди основных проблем ЛПК – переработка древесины. Довольно много предприятий региона десятил етия не меняли технологию лесопиления, не проводили модернизацию отрасли. Нынешний финансовый кризис показал, кто на что способен. Ведущие лесопильные предприятия Лесозавод-25, Онежский ЛДК успе ли до кризиса провести техническое переоснащение и пережили кризис с меньшими потерями, нежели лесозаводы, использующие прежнюю рамную технологию лесопиления.

В выигрыше оказались те предприниматели, которые своевремен но вложили средства в развитие сортиментной технологии заготовки леса, что позволило снизить себестоимость лесозаготовок.

Примечательно, что ряд предприятий нашли возможность строить новые лесоперерабатывающие м ощности — это филиал ОАО «Группа Илим» в Коряжме, ООО «Усть янский ЛПК» и ООО «ХарвиСеверЛес».

Острой проблемой остаётся незаконная рубка леса. Борьба с «чёрными» лесорубами ведётся различными ведомствами. И хотя объёмы незаконных рубок снижаются, говорить о том, что их удалось искоренить, пока не приходится.

Не удаётся решить проблему с п роведением лесоустройства, средст в на эти цели выделяется недостаточно, в результате нет полной картины лесных запасов области.

По словам Владимира Васильевича, не совсем верно, когда при рас пределении лесных ресурсов п редпочтение отдаётся крупному бизнесу. Как показала практика, некоторые холдинги осваивают едва ли не половину расчётной лесосеки, а предприятия малого и среднего бизнеса лишены возможности вести заготовку леса. Во многих районах области именно малый и средний бизнес порой становится главным р аботодателем, главным плательщиком налогов и платежей как в районный, так и в областной бюджеты. В такой ситуации и бизнесу, и власти надо находить возможности для взаимовыгодного сотрудничества.

В начале года возникла проблема с обеспечением лесфондом малого и среднего бизнеса, и областные зак онодатели сочли возможным вновь разрешить заключать договоры краткосрочного пользования.

Впервые за многие годы лесоп ромышленники получили право на компенсацию процентных ставок по кредитам, взятым для создания межсезонных   запасов   древесины.

Всё это свидетельствует, что власть и бизнес слышат друг друга, и такое сотрудничество обязательно должно продолжаться.

Ведь, судя по всему, нынешний год   лёгким   не   будет.

Александр СЕРГЕЕВ.

 


Дата публикации: 25 января 2010
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий