Губернатор об ЛПК региона

Близится к завершению чрезвычайно сложный для лесной отрасли год, и в преодолении последствий мирового финансового кризиса крайне важны совместные слаженные действия   бизнеса   и   власти.

Наш корреспондент обратился к губернатору Архангельской области Илье Михальчуку с просьбой ответить на вопросы, которые волнуют лесной бизнес.

 

- Илья Филиппович, что планируется сделать для развития биоэнергетики в области, не останутся ли масштабные планы лишь на бумаге?

- Для развития биоэнергетики в Архангельской области Департаментом лесного комплекса совместно с Департаментом ТЭК и ЖКХ Архангельской области и при участии автономной некоммерческой организации «Архангельский областной центр энергетической эффективности» разработан проект концепции использования низкокачественной древесины и отходов лесо- переработки в производстве биотоплива.

Проект предусматривает реконструкцию и строительство котельных с применением технологии, основанной на сжигании кородревесных отходов, а также строительство заводов по производству топливных гранул и брикетов, с организацией лесозаготовительных предприятий. Общая стоимость проекта – 5 млрд. рублей. Источники финансирования: инвесторы – 50%, областной бюджет – 11%, средства Инвестиционного фонда РФ – 39%.

Безусловно, планы по реализации проекта не останутся только на бумаге, поскольку для их осуществления ведётся активная работа.

Концепция проекта рассмотрена и одобрена Федеральным агентством лесного хозяйства, отраслевыми министерствами РФи Правительством РФ. Для разработки и реализации данного проекта создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители отраслевых министерств РФ и правительства Архангельской области. (Руководителем межведомственной рабочей группы является губернатор Архангельской области И. Ф. Михальчук. – Прим ред.) Проведено несколько совещаний указанной группы. Кроме того, ход реализации проекта рассматривается на заседаниях Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ.

К 30 ноября 2009 года ФГУ «С анкт-Петербургский НИИ лесного хозяйства» будет выполне на научно-исследовательская ра бота «Разработка научно-мето- дического обоснования програм мы использования древесной биомассы для производства биотоплива и развития биоэнергетики на примере Архангельской области».

Одновременно ведётся постоянная системная работа по подбору инвесторов. С этой целью проект презентуется на международных и российских встречах, форумах и конференциях. В настоящее время предложения  модернизации котельных и строительстве заводов по производству древесных топливных гранул и брикетов рассматривают несколько иностранных и российских компаний, заинтересованных в участии в нашем проекте в качестве инвесторов.

 

- Малоэтажное домостроение ещё не получило должного развития в нашем регионе. Что планируется предпринять, чтобы сдвинуть дело с мёртвой   точки?

- В Архангельской области имеется достаточный сырьевой и промышленный потенциал для обеспечения малоэтажного дере- вянного домостроения. Массовое р азвитие строительства сдерживают проблемы при подборе и закреплении земельных участ ков под комплексную застройку и крайне слабое инфраструктурное обустройство таких участков. В некоторых районах дей ствующие мощности коммуналь ной инфраструктуры не способ ны обеспечить значительный объём жилищного строительства. Для развития массового деревянного домостроения необходимы консолидированные усилия региональных и местных властей.

Разработана и реализуется д олгосрочная целевая программа «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2011 годы. Основными задачами программы являются: оказание финансовой поддержки гражданам для строительства домов, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилищном фонде, не отвечающем современным требованиям, дополнительное вовлечение в трудовую деятельность местного населения, повышение спроса на продукцию лесопромышленного комплекса.

Комплекс мероприятий про граммы включает также поддержку индивидуальных застройщиков органами государственной и муниципальной власти в части обеспечения их земельными участками, древесиной, а также проектными решениями, необходимыми для строительства. В настоящее время в десяти муниципальных образованиях на земельных участках под точечную застройку уже начато строительство 28 домов. В Вельском районе развёрнуто комплексное строительство 23 индивидуальных домов. Всего в рамках программы планируется оказать поддержку более чем 200 семьям.

 

- На федеральном уровне много говорится о поддержке малого бизнеса. В то же время принимаются поправки в Лесной кодекс, исключающие проведение аукционов по краткосрочному пользованию. Как всё-таки не оставить малый бизнес без лесфонда?

- Лесной кодекс РФ ориентирует лесопользователей на долгосрочные арендные отношения. При этом на арендатора возлагаются обязательства по ря ду лесохозяйственных и противопожарных мероприятий. Однако практика показывает, что в условиях низкой рентабельности лесозаготовительных ра бот долгосрочное арендное пользование лесными участками с дополнительными обязанностя ми под силу лишь крупным и средним лесопромышленным предприятиям, имеющим в своей структуре и лесозаготовку, и последующую переработку древесины. Такие предприятия могут обеспечить долгосрочные финансовые вложения, в том числе в пользование и содержа ние арендуемого лесного участка.

На сегодня это является общегосударственной политикой в освоении лесов. К сожалению, лесозаготовительные предприятия малого бизнеса не обладают такими ресурсами. В нашей области проблема усугубляется дефицитом экономически доступного лесного фонда для передачи его в арендное пользование. Свободные от закрепления лесные участки в настоящее время труднодоступны или имеют низкие качественные и объёмные характеристики.

Тем не менее, предприятия малого бизнеса не должны оставаться без государственной поддержки в части обеспечения необходимыми ресурсами. Решение этой задачи должны взять на себя региональные органы государственной власти. В Архангельской области Областным законом от 27 июня 2007 года № 368-19-ОЗ (в ред. от 24.06.2009 г. № 54-4-ОЗ) предусмотрена заготовка древесины в исключительных случаях для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений при реализации мероприятий, включённых в долгосрочные целевые или ведомственные целевые программы Архангельской области. В настоящее время уже проведены аукционы по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в рамках долгосрочной целевой программы «Активизация индивидуального жилищного строительства в Архангельской области» на 2009-2011 годы. При этом победитель аукциона получает в краткосрочное пользование лесной участок для заготовки древесины и одновременно получает заказ на производство и поставку пиломатериалов участникам программы (застройщикам).

Дополнительно прорабатывается организация аукционов по краткосрочному пользованию в рамках областных программ по поддержке предприятий агропромышленного комплекса и обеспечение занятости населения Архангельской области.

 

- В соседних областях и республиках созданы и успешно работают союзы лесопромышленников. Как вы считаете, необходим ли такой союз в   Архангельской   области?

- Необходимость создания о бщественной организации, представляющей интересы лес опромышленного комплекса, должны определить сами пред приятия. Безусловно, региональ ные органы государственной власти заинтересованы, чтобы в области существовал такой союз с целью установления эффективного диалога для решения проблем отрасли.

 

- Планируется ли проведение лесного форума в следующем году?

- Правительство Архангельской области всегда готово вести диалог со всеми заинтересованными лицами в сфере лесного комплекса. Кроме постоянного взаимодействия власти с лесным бизнесом и общественными организациями существует необходимость в проведении больших дискуссионных мероприятий, на которых имеется возможность о бсудить наиболее значимые события в лесном комплексе региона, проблемы, возникающие как у лесного бизнеса, так и у органов государственной власти в сфере лесного комплекса, а также обсудить планы по развитию на ближайшую перспективу. Поэтому на 2010 год запланировано подобное мероприятие, но сейчас сложно сказать, какую форму оно будет иметь – форума, круглого стола или конференции.

 

- Ваше видение – в каком направлении должен в Архангельской области развиваться ЛПК, основные задачи крупного, среднего и малого бизнеса.

- Лесной сектор региона многие годы формировался как мощный специализированный центр лесопереработки, рассчитанный на лесные ресурсы североевропейской части России. В международной торговле лесом Архангельская область позиционируется как поставщик продукции из древесины разной степени переработки, среди которых хвойные пиломатериалы и целлюлоза всегда были основными. Лесоперерабатывающий комплекс Архангельской области формировался много лет назад и требует обновления и модернизации. Эта задача в первую очередь стоит перед крупными предприятиями. Предприятия среднего и малого бизнеса должны переходить от первичной обработки древесины к более комплексному использованию сырья. Для этого необходимо осваивать новые технологии и выпуск конкурентоспособной продукции.

 

- Какова роль региональных властей в поддержке ЛПК в период кризиса?

- В сегодняшних финансово-экономических условиях областной бюджет ориентирован в первую очередь на выполнение социальных обязательств. Роль региональных властей в поддержке ЛПК в период кризиса заключается в создании условий, при которых предприятия сохранят свои производственные мощности, кадровый потенциал, а также содействие ЛПК в получении федеральной финансовой помощи.

В настоящее время осуществляются мероприятия по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса. Из областного бюджета субсидируются процентные ставки по кредитам в российских кредитных организациях и часть лизинговых платежей по договорам лизинга. Принимаются меры по обеспечению малых предприятий лесными ресурсами.

Организовано получение из федерального бюджета компенсации части затрат лесопромышленных предприятий на создание межсезонных запасов древесины, а также субсидирование процентных ставок по кредитам, привлечённым на техническое перевооружение.

Сохранены льготные ставки арендной платы для предприятий, реализующих на территории области приоритетные инвестиционные проекты в освоении лесов, в условиях значительной корректировки сроков реализации и объёмов инвестиций в данные проекты.

Ведётся строительство лесных дорог на участках лесного фонда, переданных в аренду предприятиям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в освоении лесов, с привлечением федеральных финансовых средств в рамках частно-государственного партнёрства.

В регионе реализуется программа, направленная на снижение напряжённости на рынке труда. Программа призвана помогать работодателю сохранить трудовые ресурсы в условиях сложного финансово-экономи ческого положения предприятия.

Региональная власть и даль ше будет оказывать всю возможную в нынешних условиях комплексную поддержку ЛПК, а также помогать в решении проблем каждого предприятия в отдельности.

Сергей КОНДРАТЬЕВ.

 


Дата публикации: 23 ноября 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий