ДЕПУТАТЫ ИЩУТ «СТРЕЛОЧНИКОВ»

Госдума оценивала работу регионов по лесным полномочиям

На первом пленарном заседании открывшейся осенней сессии Госдумы депутаты в рамках «парламентского часа» рассмотрели вопрос «Об оценке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений».

Основных докладчиков бы-ло трое: председатель Комитета нижней палаты Федерального Собрания по природным ресур-
сам, природопользованию и экологии Наталья Комарова (главный автор нового Лесного кодекса и последующих поправок к нему), замминистра сельского хозяйства РФ Александр Петриков и руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Алексей Савинов.

Центральным в оценке качества работы регионов по управлению лесами стало выступление Натальи Комаровой.

Лесной кодекс предполагал, объяснила предком, что основным механизмом получения пра-
ва на разработку лесных богатств в предпринимательских целях станет аренда, и обязанности арендатора лесных участков по восстановлению насаждений прописаны очень подробно. Но многие региональные власти почему-то делают упор на договорах купли-продажи лесных насаждений, которые не налагают на покупателя почти никаких природоохранных обязательств. Например, в одном из субъектов Федерации в 2008 году заключили лишь 15 договоров аренды лесных участков и 1394 договора купли-продажи леса с общим изъятием объёма древесины в семь раз больше!

Наталья Комарова критико-вала регионы также за недостаточное использование пищевых и недревесных ресурсов леса, хотя они в экономическом отношении не менее привлекательны. По её мнению, продукция переработки этих ресурсов пользуется большим спросом как на внутреннем рынке, так и на мировом. Правовые возможности для вовлечения этих ресурсов
в оборот прописаны в лесном законодательстве, однако арендаторы лесных участков препятст-вуют доступу туда граждан.

В своём докладе замглавы Минсельхоза Александр Петриков сообщил депутатам, что экстенсивное лесопользование себя исчерпало, необходим переход на интенсивное, с усилением работ по лесоустройству. Только
работы по таксации лесов по-зволят определить их стоимость, сказал он. Однако государственный кадастровый учёт проведён только в 10% лесов России, находящихся в федеральной соб-ственности. Замминистра также высказал обеспокоенность работами по воспроизводству лесов, главная задача — восстановление лесов опережающими темпами в связи с вырубкой, гибелью от пожаров, вредителей и болезней. Ставка на арендаторов в этом отношении пока себя не оправдывает. В законодательстве отсутствует понятие «незаконная рубка», и этим пользуются.

Руководитель Рослесхоза Алексей Савинов отметил в своём выступлении, что наи-больший вред лесному хозяй-ству приносят пожары, многие субъекты федерации не могут содержать авиацию и тушат их наземными средствами. Поэтому функции лесного контроля и надзора следовало оставить за Рослесхозом.

Депутаты, как говорится, за словом в карман не полезли. Так, коммунист Николай Харитонов предложил главе Рослесхоза подать в отставку, поскольку в прошлом году из 6,5 млрд. рублей бюджетных затрат на лесное хозяйство освоено только 1,8 млрд. Алексей Савинов в ответ заявил, что он «работает не за страх, а на совесть, сельские леса он не отдаст и, если понадобится, в отставку уйдёт». Коммунисты наседали. Депутат Владимир Кашин заявил, что объёмы лесовосстановления в десять раз меньше понесённых потерь, в некоторых регионах уже не осталось спелых лесов. В целом по стране потери в лесопользовании достигают 14 млрд. рублей, поэтому регионы и не могут осуществлять переданных им полномочий...

В общем, федеральные чиновники и депутаты хором исполнили старую песню, не сознавая, что сами её и написали. Они будто не понимали, что лесная экономика страны давно находится в глубочайшем кризисе. Спад промышленного производства в отрасли достиг критических отметок. По мнению ведущих учёных, специалистов отрасли, лесное хозяйство России почти полностью разрушено бестолковыми реформами последнего десятилетия, начавшимися с ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомитета по охране окружающей среды Российской Федерации и заканчивая последними преобразованиями, связанными
с введением нового Лесного кодекса.

До недавнего времени отраслевым руководителям удавалось делать вид, что они держат ситуацию под контролем, а негативные явления в лесном хозяй-стве представляют собой лишь временное явление, связанное с мировым кризисом. Однако у них всё хуже и хуже получается делать вид, что лесное хозяйство ещё живо. Очевидно, наступает новая фаза лесных реформ — поиска «стрелочников» (или «крайних»). Тех, на кого будет возложена ответственность за разруху в российском лесном хозяйстве. И сегодня федеральные чиновники, депутаты неуклюже пытаются переложить ответственность за сложившуюся в лесном хозяйстве ситуацию на органы государственной власти субъектов РФ. Видимо, поэтому Госдума и рассматривала вопрос не о том, как работает новое лесное законодательство и основанная на нём система органов государственной власти в целом (включая Минсельхоз и Рослесхоз), а о том, как справляются с переданными полномочиями региональные органы власти.

На этом фоне диссонансом выглядит заявление президента Дмитрия Медведева, cделанное им на недавнем совещании в Сибирском федеральном округе. Глава государства косвенно признал, что новый Лесной кодекс — непригодный для использования закон, будет правильнее и честнее этот кодекс откорректировать, чем «пытаться изображать, что мы этот закон применяем». Постоянную критику
в адрес издаваемых нормативно-правовых актов, вносящих только сумятицу в работу, он постоянно слышит от представителей как крупного бизнеса, так и среднего, и малого.

Новый Лесной кодекс корректируется с завидной регулярностью. За время, прошедшее после принятия этого документа, в него было внесено восемь наборов поправок, из которых семь уже вступили в силу. Ещё как минимум четыре набора находятся на разных стадиях подготовки в федеральных органах государственной власти. В том, что слова президента ускорят процесс внесения поправок в новый Лесной кодекс, сомневаться не приходится. Вопрос в том, получится ли у федеральных органов госвласти организовать процесс таким образом, чтобы новые поправки хотя бы немного улучшили ситуацию с лесами, их охраной и пользованием. Пока надежды на это весьма призрачны. Ни один из органов госвласти, вовлечённых в процесс правки Лесного кодекса, просто не обладает необходимыми интеллектуальными силами, а привлекать к этой работе независимых специалистов у отечественных чиновников хронически не получается.

В общем, ситуация печальная. Чтобы её как-то исправить, необходимо как можно быстрее заставить власть начать работу по исправлению ошибок нового лесного законодательства и по-следствий бестолковых админи-
стративных реформ, а также обеспечить дополнительное целевое финансирование важнейших мер по сбережению лесов (в частности, восстановить государственную лесную охрану).

Этого добиться трудно, но другого выхода нет: иначе лесному хозяйству грозит судьба динозавров...

Валерий ЩИПУНОВ.


Дата публикации: 5 октября 2009
Опубликовано в "Лесной Регион" №-


Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий