Image

«КАМАЗ» держит курс на лес?

17 июня 2025

Мы уже рассказывали нашим читателям о том, как помогает российским лесопромышленникам справляться с дефицитом спецтехники друг нашей страны – белорусский «Амкадор». Но есть и среди российских предприятий те, кто хотел бы зайти на лесные делянки.

В первую очередь, это «КАМАЗ», который и так довольно популярен в лесном хозяйстве России. Однако продукция этого производителя из Татарстана обычно использовалась только для вывозки леса. Теперь же можно ожидать техники с тем же логотипом, но с более сложным функционалом.

Осенью прошлого года ПАО «КАМАЗ» и холдинг Segezha Group провели техническую конференцию по статусу реализации совместного проекта по производству, тестированию и поставкам специализированной техники.

Мероприятие состоялось в Набережных Челнах, в здании генеральной дирекции «КАМАЗа». В технической конференции участвовали заместитель директора департамента лёгкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Григорий Гусев, главный конструктор по автомобилям ПАО «КАМАЗ» Игорь Валеев, директор департамента маркетинга ПАО «КАМАЗ» Сергей Колесников, директор по продвижению Segezha Group Иван Семкин, главный механик Segezha Group Денис Савин и другие руководители.

Лесопромышленный холдинг рассматривает приобретение в 2025 году пяти лесозаготовительных комплексов (ЛЗК) с возможным увеличением объёма закупки в дальнейшем до 20 единиц в рамках решения проблемы импортозамещения ЛЗК и лесовозов.

В рамках конференции представители Segezha Group посетили ряд профильных производственных объектов предприятия-партнёра: завод двигателей, главный сборочный конвейер автомобильного завода, завод каркасов кабин и ряд других площадок ПАО «КАМАЗ». Представители компании дали машиностроителям обратную связь по итогам тестирования опытных образцов. Речь идёт о доработке опытных образцов, об эргономике, содержании и эксплуатационных настройках.

Полевые испытания отечественных лесных машин, призванных заменить ЛЗК производителей, ушедших из России, уже проходят в Карелии, на территории аренды филиала по лесным ресурсам АО «Сегежский ЦБК» в Сегежском лесничестве.

В течение 2023-2024 годов партнёры тестировали харвестер КАМАЗ-­1010, форвардер КАМАЗ­-1011 и сортиментовоз КАМАЗ 6х6 и 6х4 для перевозки лесоматериалов. Эти машины разработаны ПАО «КАМАЗ» совместно с МГТУ имени Н. Э. Баумана в рамках комплексного проекта «Создание производства многофункциональных энергоэффективных и экологически безопасных лесных машин путём использования цифровых технологий в лесозаготовительных операциях.

Харвестер КАМАЗ-­1010 может спиливать деревья толще 60 см, обрезать сучья, раскряжёвывать стволы на сортименты, выполнять подсортировку. Форвардер КАМАЗ­-1011 ведёт подбор сортиментов, сортирует древесину, транспортирует сортимент на склад и укладывает её штабелями.

Основной фокус взаимодействия компаний – совместная работа по созданию и развитию отечественного лесного машиностроения. В настоящее время ПАО «КАМАЗ» и Segezha Group наладили регулярный обмен информацией для выработки оптимальных инженерных и конструкторских решений.

- «КАМАЗ» располагает большим потенциалом в сфере разработки и производства широкого спектра автотехники, востребованной в разных отраслях промышленности страны. В современных реалиях, когда остро стоит проблема импортозамещения лесозаготовительной техники, от которой зависит работа отечественного лесопромышленного комплекса, мы направили усилия на решение актуального вопроса и развитие линейки лесозаготовительной автотехники. Уверен, что сотрудничество с российскими лесозаготовителями повысит эффективность нашей работы по развитию отечественного лесного машиностроения: в результате взаимодействия с партнёром на российский рынок будет выведена автотехника, протестированная в реальных условиях эксплуатации и доработанная с учётом пожеланий потребителей, – прокомментировал генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

- Харвестер и форвардер являются незаменимой техникой лесозаготовителей. После ухода из России западных производителей встал вопрос импортозамещения этих мощных машин, и мы рассчитываем, что сможем его решить благодаря усилиям отечественного автопрома. Сейчас на лесосеке машины КАМАЗ проверяются в различных условиях эксплуатации, в том числе в экстремальных, включая климатические и технологические нагрузки на различных типах местности.

Можно сказать, что у российских машиностроителей хороший потенциал, и разработчиками взят правильный вектор. Тестируемая нами техника работает по нашим стандартным нормативам и вполне привычна в управлении и обслуживании. Мы поддерживаем готовность российских автопроизводителей максимально быстро наладить серийное производство необходимых для лесопромышленного комплекса машин, – говорит президент Segezha Group Александр Крещенко.

По оценке аналитиков, дефицит лесозаготовительной техники приводит к падению заготовки леса в России. Раньше в год ввозилось около 1,1 тыс. машин, но после начала СВО эта цифра стала значительно ниже. Коэффициент технической готовности технологического парка падает довольно стремительно – с 85-­90% до менее чем 50%.

В феврале уже этого года ПАО «КАМАЗ» с деловым визитом посетили руководители Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Основная цель визита – переговоры по совместным стратегическим проектам ПАО «КАМАЗ» и МГТУ им. Н. Э. Баумана.

В рамках визита гости посетили Научно-исследовательскую площадку НТЦ компании, где ознакомились с выставкой современных автомобилей КАМАЗ.

«Сейчас в работе ряд совместных проектов, многие в этом году подходят к этапу коммерческого освоения. Нам интересно в этом участвовать. Мы хотим, чтобы наши студенты и сотрудники участвовали в работе не только на ранних стадиях проектирования, но и на стадиях освоения производства и эксплуатации техники. Для нас это важно. Хорошим конструктором можно стать тогда, когда видишь своё изделие в эксплуатации», – прокомментировал ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана Михаил Гордин.

Руководитель одного из ведущих технических вузов страны также отметил эффективность совместной работы и выразил удовлетворённость сотрудничеством.

«КАМАЗ» – один из наших основных партнёров. Для нас важно это взаимодействие, потому что оно подчёркивает суть организации нашего образования – мы работаем в тесном сотрудничестве с реальным производством. Связь с индустрией даёт нам возможность давать самые современные, востребованные знания и воспитывать инженеров для российской промышленности», – отметил Михаил Гордин.

В 2020 году на базе старейшего технического университета страны был открыт научно-образовательный центр, который работает под проекты «КАМАЗа», ориентированные на укрепление технологического суверенитета России. В последующие годы был трёхкратно увеличен объём инновационных научно-­исследовательских и опытно-­конструкторских работ (НИОКР) в интересах «КАМАЗа» и страны.

Также в рамках профориентационной работы на «КАМАЗе» регулярно проводятся ознакомительные экскурсии и производственная практика для студентов знаменитой Бауманки.

Что ж, будем надеяться, что союз науки и производства в конце концов предоставит российским лесопромышленникам свою, отечественную, недорогую и надёжную лесную технику. И тогда забавно будет посмотреть на зарубежных производителей, коварно «кинувших» своих постоянных клиентов, – после снятия санкций им просто некуда будет возвращаться, потому что российские леса будут полностью заняты «КАМАЗом» и «Амкодором». Мне очень хочется в это верить. А вам?


Пётр ЗАНОЗИН.


Опубликовано в "Лесной Регион" 10(362)

Другие новости по теме:

Другие новости

image
8 мая 2024
Техника КАМАЗ проходит испытания
Читать >
image
1 апреля 2013
Цель - не стоять на месте!
Читать >
image
18 сентября 2020
Парк ЦБК пополнился спецтехникой
Читать >
image
27 января 2012
Компания "Балтийский лизинг" продает лесовозную технику
Читать >