
Строить дороги в лесу стало невыгодно
17 февраля 2025
Лесопромышленные компании СЗФО, работающие на территориях Архангельской, Вологодской областей, республики Карелии предложили разрешить бизнесу свободную добычу материалов для строительства лесных дорог.
Речь идёт об использовании для их прокладывания песчано-гравийных смесей: возможность брать песок и гравий рядом с дорогами значительно снижает материальные и временные затраты на строительство лесных магистралей. Это важно не только для бизнеса – проложенные предприятиями ЛПК дороги служат не только для вывозки зелёных ресурсов, но имеют и социальное значение.
Летом лесные дороги нужны государству для доставки в объятую пламенем тайгу техники и пожарных. Требуются они и для отправки в лес специалистов, а также оборудования, необходимого для проведения учёта зелёных ресурсов и ухода за ними. Обращения лесного бизнеса и депутатского корпуса СЗФО с предложением разрешить безвозмездную добычу песка и гравия направлены в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Отмечается также, что компании не претендуют на землю, которая находится за границами их пользования. Лесопромышленники просят предоставить только песок и гравий, которые можно добывать в пределах арендованных земельных участков.
«Возможность безвозмездной добычи подобных ископаемых распространяется в случае использования их в личных, бытовых, технологических и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, – говорит глава комитета Заксобрания Поморья по ЛПК, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов. – Но формулировка статьи 19 Закона «О недрах» не позволяет сделать однозначный вывод о том, относится ли к собственным нуждам лесозаготовителей использование ими песка и смесей для строительства лесных дорог».
Отсутствие чёткого законодательного определения приводит к судебным спорам, а в итоге бизнесу отказывают. Подобные ситуации имели место в Республике Коми, где против использования общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд одной из компаний выступило министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики.
Точку в этом судебном споре поставил Верховный суд, посчитавший, что пользование недрами предполагает государственный контроль. «Законом установлен разрешительный порядок пользования недрами: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование участком», – говорится в постановлении ВС. Суд также признал, что бизнес обязан заниматься восстановлением участков добычи и платить за их использование, напомнив про «условия рекультивации земель и «условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами».
Бизнес парирует: от момента, когда арендатор принимает решение о необходимости получения лицензии и до начала фактической добычи песка и гравия проходит в среднем полтора года.
Такой длинный срок связан с обязательными согласованиями документов, в том числе на федеральном уровне. А также с изыскательскими работами, составлением документации, прохождением множества экспертиз. Плюс к этому необходимо заключение договоров аренды на участки разработки полезных ископаемых, создание ПСД для освоения лесов: одним словом, ворох бумаг, куча времени и расходов, делающих строительство лесных дорог нерентабельным в принципе.
Депутаты и бизнес предлагают внести изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «О недрах»: это позволит отнести производственные и технологические нужды предприятий, использующих гравий и песок для строительства и содержания лесных дорог, к их собственным нуждам – а значит, лицензии можно будет не оформлять.
Правда, есть и альтернативный вариант: эксперты предлагают сегодня вместо лицензии ввести лимиты на добычу общераспространённых полезных ископаемых – это позволит государству контролировать компании ЛПК, не создавая дополнительных административных преград.
Татьяна СУХАНОВСКАЯ.
Опубликовано в "Лесной Регион" №03(355)
Другие новости по теме: