Лесникам увеличат зарплаты
19 августа 2024
Для улучшения ситуации в лесоперерабатывающем комплексе, который серьёзно пострадал из-за природных пожаров, разработали стратегию развития сроком до 2030 года. Как её будут реализовывать и какой региональный опыт следует масштабировать на федеральный уровень, рассказали эксперты.
В структуре валового внутреннего продукта нашей страны доля лесопромышленного комплекса при всех его богатствах составляет около 5%. Хотя потенциал отрасли аналитики оценивают в 30% и выше.
- Самые главные показатели эффективности, которые мы закладываем в стратегию, – это увеличение в ближайшие шесть лет уровня валовой добавленной стоимости в лесной промышленности не менее чем на 40%. Ещё один важный аспект – рост несырьевого экспорта на две трети по сравнению с предыдущими периодами, – рассказал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Олег Кувшинников. – Также мы делаем упор на развитие внутреннего потребления. Для этого нужно более активно строить как малоэтажные, так и многоэтажные деревянные дома и создавать кластеры по глубокой переработке древесины.
Последнее особенно важно. Сегодня Россия не может полностью обеспечить себя белёной целлюлозой. Внушительная часть этой продукции импортируется. По этой причине решили создать сразу четыре перерабатывающих кластера, которые займутся в том числе производством целлюлозы и процессами импортозамещения. В оборот возьмут низкосортную лиственную балансовую древесину.
Если с бумагой всё довольно просто, то для выпуска собственного оборудования потребуется время. Этот пункт также нашёл отражение в стратегии развития отрасли. Сегодня практически вся техника, которую используют в лесах, – импортная. Причём речь идёт не только о тяжеловесных погрузчиках и валочных машинах, но даже о пилах.
Парламентарии совместно с федеральным правительством уже разработали соответствующую дорожную карту. «Мы проводим лесные советы в тех регионах, где обратным инжинирингом начинают выпускать харвестеры и форвардеры. Эта техника уже российского производства заметно облегчит жизнь лесникам», – заключил Олег Кувшинников.
Первая машина нужна для того, чтобы обхватить ствол дерева. Затем она его валит, прогоняет через специальные «пальцы», попутно срезая сучки, и распиливает на так называемые сортименты разной длины. Вторая машина – форвардер – идёт следом и собирает полуготовую древесину в пучки, автоматически их сортирует и грузит в тележку.
Впрочем, если в лесу некому будет работать, то реализовать планы не получится. В отрасли сегодня занято свыше 70 тыс. человек, а зарплата некоторых из них не дотягивает даже до 30 тыс. рублей в месяц. С такими заработками сложно удержать людей в профессии.
Многие, по словам представителей леспрома, работают исключительно на энтузиазме и патриотизме. Отсюда – высокий возрастной ценз. Молодёжь не стремиться работать в лесах, считая профессию бесперспективной, а зарплату – низкой. Создание привлекательной и конкурентной отрасли – одна из задач стратегии.
На первом этапе федеральные власти потратят 4,5 млрд. рублей, чтобы поднять заработную плату до уровня минимального размера оплаты труда. Следующий шаг – их увеличение до средних показателей по конкретному региону. На эти цели готовы выделить 54 млрд. рублей.
Повышение будет происходить плавно. Если всё пойдёт по задуманному плану, зарплату будет расти на 6,5% в год. К 2030-му сотрудник лесхоза будет получать 56 тыс. рублей в месяц, метеоролог – 59 тыс. рублей, а специалист Росприроднадзора – около 105 тыс. рублей.
Разница между «контролёрами» и рабочими существенная, однако парламентарии объясняют это высоким разрывом на местах. Процентовка стратегии его несколько усугубила, и над этим еще будут работать.
К слову, отдельные российские регионы предусмотрели дополнительные выплаты на местах, чтобы мотивировать лесников. Этот опыт хотят сохранить даже после планового повышения зарплаты на федеральном уровне.
На работе лесопромышленного комплекса негативно сказываются пожары. В этом году они уже сгубили сотни гектаров лесов по всей стране. Здесь может помочь уникальный опыт Вологодской области. В прошлом году в регионе сгорело около 250 гектаров лесных массивов. В 2024-м эта цифра составила уже 40 гектаров. Шестикратного снижения удалось достичь благодаря инновационной системе мониторинга.
Здесь в комплексе работают спутники, авиация и собственный программный комплекс «Лесохранитель» – 82 камеры кругового обзора, установленные на вышках сотовой связи. Они работают круглосуточно и при обнаружении огня сразу передают информацию диспетчеру. Это помогло Вологодчине войти в топ-5 регионов страны по противодействию лесным пожарам. Данный опыт, убеждены эксперты, нужно тиражировать на всю страну.
Денис Гонтарь.
Опубликовано в "Лесной Регион" №12(345)
Другие новости по теме: