Лесные дороги станут законными

В России впервые появится чётко регламентированное понятие «лесная дорога» – в конце прошлого года в Государственную думу РФ внесли законопроект, включающий новый пакет изменений в Лесной кодекс.

Он призван отрегулировать всё, что касается строительства, содержания и эксплуатации лесных дорог. В перспективе это даст возможность сделать зелёные трассы частью лесной инфраструктуры России. Сейчас законопроект находится в стадии обсуждения.

На Севере страны грядущие изменения Лесного кодекса откроют новые каналы для наполнения региональных бюджетов. И не только региональных: ведь основной лесной доход России приносят именно регионы Северо-­Запада.

Главным источником пополнения региональной казны сфера ЛПК остаётся и в Архангельской области: в общем объёме промышленного производства она занимает практически 40%. Достаточно сказать, что бизнес Поморья берёт сегодня в аренду около 20 млн. гектаров лесных угодий. Причём лишь малая часть находится рядом с транспортными артериями региона – ради освоения большинства участков нужно строить специальные пути для заготовительной техники.

Глава комитета Архангельского областного Собрания по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов говорит, что сегодня лесное законодательство России должным образом не регулирует эту сферу.

Так, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся созданием и эксплуатацией лесных дорог. К тому же их строительство фактически невозможно за пределами арендуемых лесных участков, что ограничивает транспортировку древесины.

По официальным данным, объём годовой потребности в лесном дорожном строительстве составляет сегодня более 9,3 тыс. километров – это касается только дорог сезонного действия. А постоянных нужно ещё минимум 2 тыс. километров. Отметим, что пока ежегодно сдаётся почти в 2 раза меньше – 6 тыс. лесных километров.

По мнению парламентариев, притормаживают развитие отрасли именно пробелы законодательства. Не случайно представители власти и бизнеса в Архангельской и Вологодской областях, в Республике Коми многократно возвращались к этой теме на самых разных федеральных площадках, добиваясь, чтобы профильные структуры правительства РФ внесли необходимые изменения в Лесной кодекс.

Обязанность строить дороги новые поправки возлагают на тех, кто использует леса, причём для вывоза как древесины, так и других лесных ресурсов. А для создания, содержания и эксплуатации дорог предлагается допускать выборочные и сплошные рубки и деревьев, и кустарников.  

В настоящее время законопроект проходит обсуждение, собираются отзывы. И со стороны представителей ЛПК звучат положительные оценки, однако есть и предложения по дополнению и усовершенствованию законопроекта. В любом случае это долгожданный документ, в котором нуждается лесной комплекс.

До принятия поправок в Лесной кодекс, а также до вступления их в силу пройдёт не менее года. Тем не менее, с 1 января 2024-­го самые дальние лесные арендаторы получают преференции: для них вводится меньший коэффициент ставок платы за использование угодий.

Как рассказали в Рослесинфорге, с 1 января по-­новому определяется такса за заготовку древесины. Если раньше расстояние вывозки рассчитывалось от центра лесного квартала до ближайшего пункта погрузки и перевозки древесины по железной дороге, водным транспортом или сплавом, то в новой редакции расстояние будет учитываться или до погрузочного пункта, или до ближайшей автомобильной дороги федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.

Одним словом, преимущества при решении этого сложного транспортного уравнения получит бизнес, который заготавливает лес дальше от автодорог с твёрдым покрытием.

Кстати, то, что лесные дороги нужны только для уничтожения природных богатств, – всеобщее заблуждение. Именно эти пути используются сегодня для проведения лесовосстановительных и противопожарных работ. То есть они помогают не только увеличить объём заготовки, но и защитить тайгу: повысить уровень охраны и воспроизводства зелёного достояния России.


Татьяна СУХАНОВСКАЯ.


Дата публикации: 23 января 2024
Опубликовано в "Лесной Регион" №01(334)
Теги: Дороги




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий