«Расползание» углеродного налога ЕС

Минэкономразвития видит риски от введения Евросоюзом механизма трансграничного углеродного регулирования в распространении этой практики в других странах и пытается противостоять этому на международных площадках. Так прокомментировала РБК запуск переходного этапа европейского механизма директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова.

Механизм пограничной корректировки углеродных выбросов (CBAM), вступивший в силу с 1 октября (первый в мире в своём роде), обязал на первом этапе импортёров некоторых видов продукции в ЕС ежеквартально отчитываться о её углеродном следе. С 1 октября 2026 года импортеры должны будут платить за выбросы, образовавшиеся при производстве данных товаров, через покупку специальных сертификатов.

Норма затрагивает поставщиков цемента, чёрных металлов, алюминия, электроэнергии, удобрений и водорода. Механизм, по объяснениям европейских регуляторов, призван устранить диспропорцию в фискальной нагрузке между европейскими производителями, которые обязаны покупать квоты на выбросы парниковых газов в европейской системе, и импортёрами.

«Очевидно, что с помощью пограничного корректирующего углеродного механизма ЕС стремится распространить на другие юрисдикции применение своей системы торговли квотами на выбросы и методологию ценообразования на углерод. Цель очевидна – защитить свою промышленность от внешней конкуренции», – подчеркнула Майорова.

По её словам, «эти планы противоречат нормам Всемирной торговой организации (ВТО) и ведут к росту протекционизма, разрушая многостороннюю торговую систему».

В качестве одного из рисков введения данного механизма Минэкономразвития видит распространение применения аналогичных механизмов.

«Для недопущения «расползания» такой практики на регулярной основе убеждаем наших торговых партнёров в необходимости противодействовать ей на международных площадках, в том числе ВТО, Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других», – отметила Майорова.

 

Переориентация на Восток

После введения европейских санкций и переориентации значительной части российской внешней торговли на новые рынки степень потенциального влияния механизма пограничной корректировки углеродных выбросов на российский экспорт снизилась, утверждает Майорова.

Однако Минэкономразвития постоянно ведёт мониторинг имплементации этой нормы для защиты российских экспортёров, «развивает собственную повестку и подходы к декарбонизации — как на внутреннем треке, так и в контактах с дружественными странами».

По оценке Kept (бывшая KPMG), наибольшая среднегодовая дополнительная финансовая нагрузка на экспортируемые в ЕС и Великобританию товары в период с 2026 по 2030 год придётся именно на Россию. Среднегодовые издержки импортёров из России могут составить от 3,4 млрд. евро до 6,3 млрд. евро. Для сравнения: издержки Китая оцениваются в диапазоне от 2,3 млрд. евро до 4,5 млрд. евро в год.

До введения санкций объём импорта из России, потенциально подпадающего под CBAM, оценивался в 8,5 млрд. евро. В 2022 году экспорт из России в ЕС и Великобританию подпадающих под CBAM товаров значительно сократился, пишет Kept. Так, в 2022 году по сравнению с 2019 годом объём поставок алюминия уменьшился на 30%, удобрений – на 32%, импорт железа и стали из России сократился на 48% к 2021 году.

Центр макроэкономических исследований Научно-­исследовательского финансового института Минфина оценивал потери от CBAM в 0,17% ВВП России. Если исходить из прогнозируемого объёма ВВП России на 2026 год, когда «углеродный налог» в ЕС вступит в силу, в размере 202 трлн. руб., такие потери эквивалентны примерно 340 млрд. руб. в год, или около 3,4 млрд. евро.

Китай тоже применяет систему торговли квотами на выбросы CO2, но китайская система в значительной мере отличается от европейской, отмечает Майорова. «Эти различия касаются как товарного охвата системы, механизма предоставления бесплатных квот, так и самой системы ценообразования на углерод, а также иных элементов системы. Введение каких-либо дополнительных механизмов, со слов наших китайских партнёров, пока не рассматривается», – подчёркивает она.

Китайская система торговли выбросами (China ETS) действует с 2021 года. Пока она покрывает сектор энергетики, но в ближайшем будущем в неё войдут нефтехимическая и химическая отрасли, производство стали, цветных металлов, стройматериалов, целлюлозно-­бумажное производство и авиация.

Глава департамента Минэкономразвития также заметила, что введение европейского трансграничного углеродного регулирования или аналогичных ему систем «неминуемо приведёт к удорожанию [любого] экспорта и, следовательно, потере его конкурентоспособности на мировом рынке».

Хотя другие страны пока не намерены вводить свои трансграничные углеродные тарифы, углеродное регулирование ужесточается и в странах Азии и Ближнего Востока, писали эксперты Kept в 2022 году.

По их оценке, издержки российских экспортёров от ужесточающегося углеродного регулирования в государствах Азии и Ближнего Востока могут составить 875 млн. долл. в среднем за год (в основном на рынках Турции и Китая). Самые крупные издержки понесут российские экспортёры чёрной металлургии (500 млн. долл.), производители удобрений (156 млн. долл.) и нефтяной сектор (106 млн. долл.).


Дата публикации: 7 ноября 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(331)
Теги: Экономика, Санкции




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий