Кадровый дефицит: за кем будущее ЦБП в России?

Политико-экономические события последних лет кардинально изменили вектор развития современного рынка трудовых ресурсов в сфере промышленности. С 2020 года и по настоящее время компании находятся в режиме краткосрочного планирования.

Основными факторами изменения рынка труда и его структуры стали: демографический кризис 90-­х годов, период пандемии сovid­-19, во время которого люди были вынуждены пересмотреть приоритеты в выборе профессии, а также острые геополитически события последних двух лет.

Формирование и развитие современного кадрового потенциала на предприятиях ЦБП зависит от ряда специфических условий отрасли: отсутствие возможности удалённой работы, наличие опасных условий труда, острая нехватка персонала технических специальностей и пр.

Вопрос «кадрового голода» остаётся нерешённым и требует от участников отрасли совместных усилий в выработке эффективных управленческих решений. В данном материале представлены экспертные мнения по преодолению кризиса на рынке трудовых ресурсов в отрасли ЦБП.

 

Обстановка на рынке труда в цифрах

По данным Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара в июле 2023 года дефицит сотрудников испытывали 42% промышленных компаний, в том числе предприятия ЦБП. Подобный уровень дефицита кадров стал максимальным с 1996 года, сообщается в материале РБК. Проблема отсутствия кадров признаётся и на государственном уровне. На международной выставке «Иннопром»­-2023 в Екатеринбурге замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков отметил, что в обрабатывающей промышленности (в том числе ЦБП) дефицит труда составляет более 600 тыс. человек.

По мнению Василия Осьмакова, нехватка специалистов связана не только с влиянием политических событий последних лет, но и с перегрузом имеющихся промышленных мощностей. Последнее связано с тем, что компании продолжали наращивать мощности в условиях переориентации на внутренний рынок и активизации программ импортозамещения.

Институт Гайдара приводит показатели производственных мощностей: по данным специалистов учреждения, рост составил 76,7% за прошлый год. Наибольшие показатели загрузки мощностей зафиксированы в производстве бумаги и бумажных изделий (83,6%).

Работодатели готовы предложить соискателям вакантные места, однако кадровый ресурс остаётся ограниченным. Согласно данным Росстата, в мае 2023 года зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы – всего 3,2%. В январе 2023 года уровень безработицы достигал 4,6%. Такая тенденция к снижению уровня является тревожным сигналом.

Исследования крупнейшего в России рекрутингового портала hh.ru. подтверждают нарушение баланса между спросом и предложением на отраслевом рынке вакансий.

Так, в III квартале 2022 года российские работодатели сферы «Лесная промышленность и деревообработка» (куда hh.ru относит ЦБП) опубликовали более 10,5 тыс. вакансий. В отчёте сервиса hh.ru «Карта вакансий» по итогам III квартала 2022 года наибольшее число вакансий разместили:

- RFP Group (лесопромышленный холдинг, специализирующийся на переработке и заготовке древесины)

- Группа компаний «УЛК» (российский лесопромышленный холдинг по заготовке леса и производству пиломатериалов)

- Segezha Group (вертикально интегрированный лесопромышленный холдинг)

- Группа «Илим» (вертикально интегрированная компания целлюлозно-бумажной отрасли)

- «Кама» (предприятие целлюлозно-­бумажной промышленности)

- Пермская целлюлозно-­бумажная компания (вертикально интегрированная компания в целлюлозно-­бумажной отрасли)

- Группа компаний «Титан» (многоотраслевой холдинг, объединяющий 11 лесозаготовительных подразделений) и другие.

Уровень спроса специалистов в промышленных отраслях постоянно растёт. Так, по информации сервиса, этот показатель на 15% больше, чем во II квартале 2022 года, и на 25% больше, чем в III квартале 2021 года.

Также аналитики выявили, что у работодателей сохраняется потребность в инженерах, машинистах и кладовщиках. Растёт спрос на специалистов по логистике и ВЭД, поскольку компании перестраивают и адаптируют бизнес-­процессы под азиатский рынок на фоне санкций.

Так, в августе 2023 года на площадке круглого стола «Лесопромышленный комплекс Прикамья: новые стратегии» представители компании «Кама» отметили, что активно осваивают импортозамещение и новые технологии производства мелованного картона, а также легкомелованной бумаги.

Однако, как отмечает руководитель отдела оценки и развития персонала «Кама» Наталья Князева, системная подготовка необходимых специалистов отсутствует, а учебная подготовка оторвана от реального производственного цикла предприятий.

Для решения проблемы компания предлагает создать отраслевой центр образовательных компетенций целлюлозно-­бумажной промышленности. Спикер отмечает, что это позволит привлечь молодёжь в отрасль и объединить усилия по усовершенствованию учебного процесса, а после – трудоустройству.

 

Факторы кадрового дефицита в ЦБП

Промышленные предприятия задействуют различные стратегии и ресурсы в решении проблемы «кадрового голода». HR-­Руководители ведущих предприятий ЦБП рассказали UpackUnion о проблемах в работе с подготовкой и развития персонала, а также о возможностях предприятий и эффективных методах в этом направлении.

Санкционная политика и её последствия являются ключевой проблемой для работодателей промышленных предприятий. В данной ситуации бизнес вынужден пересматривать кадровое направление, учитывая контекст новых глобальных условий:

«Идёт серьёзный этап развития промышленности во всех ключевых отраслях страны, что, конечно, приводит к перенастройке кадрового потенциала», – отметила директор по персоналу «ПЦБК» Ольга Коршунова.

По мнению специалиста по персоналу «Кузбасский СКАРАБЕЙ» Алины Будянской, в условиях глобального кризиса и интенсивного роста экономики уже формируется тренд на привлекательность профессий в отрасли:

«Ситуация будет меняться. Будущее страны напрямую связано с перезагрузкой промышленности и наращиванием технологического суверенитета. Профессии будут повышаться в рейтинге и станут высокооплачиваемыми», – считает Будянская.

Технологический суверенитет становится главной темой на повестке отраслевых мероприятий. В его рамках также рассматривается кадровое направление в российской промышленности, то есть комплекс мер, направленных на обеспечение, развитие и удержание внутри России молодых специалистов.

Кроме этого, на фоне глобальных факторов бизнес подвержен влиянию других устоявшихся тенденций, что в значительной степени усложняет привлечение молодых кадров.

Руководитель отдела персонала компании «БумХимИнвест» Татьяна Раковская отметила фактор демографического кризиса конца 90-­х–начала 2000-­х как сдерживающий для рынка труда. Устойчивая диспропорция между количеством молодого населения и людьми среднего возраста значительно осложняет работу бизнесу:

«Сегодня в активном работоспособном возрасте находятся люди, рождённые на рубеже веков. За эти десятилетия страна потеряла около 6 млн. населения, и на этот фактор объективно нельзя повлиять», заявила спикер.

По данным Росстата, в 2022 году уровень естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родившихся) составил почти 600 тыс. человек. В это время уровень сокращения числа родившихся увеличился по сравнению с 2020–2021 годами. Рождаемость снизилась на 6,9%, до 1,306 млн. человек, став минимальной с 2000 года, сообщается в источнике РБК.

Обращаясь к расчётам Росстата коэффициента рождаемости (число родившихся детей в расчёте на одну женщину), за несколько десятилетий показатели сократились на 55,75%. Если в 1960 году показатель составлял 2,540, то по итогам 2022 года он упал до 1,416.

Демографический тренд значительно усложнил работу по формированию кадровой политики бизнеса. Также забвение «брэнда» промышленных специальностей существенно снизило количество выпускников профессионально-технических учебных заведений.

Заместитель генерального директора по персоналу компании «Волга» Светлана Горбунова рассказала, что в системе современного образования наблюдается структурный сдвиг, когда молодёжь наиболее заинтересована в «престижных» специальностях:

«Образовательные учреждения выпускают в огромных количествах юристов, экономистов и менеджеров всех направлений. Престиж технических профессий и специальностей остаётся низким», – отметила эксперт.

Также Горбунова добавила, что возраст сотрудников на предприятиях значительно «стареет», поскольку молодые специалисты мигрируют в городские центры и не рассматривают вакансии в отдалённых районах:

«Крупные промышленные компании расположены зачастую в «депрессивных» городах. Молодые люди ищут перспективы в крупных центрах, куда сначала едут поступать в учебные заведения, а затем находят работу и заводят семьи», – продолжила Светлана Горбунова.

Развивая тему переориентации образовательной сферы, директор по персоналу «Троицкая бумажная фабрика» Юлия Левченко дополнила, что на сегодняшний день недостаточно развита привлекательность ЦБП для будущих студентов. Они заинтересованы в наиболее высокооплачиваемых профессиях IT отрасли.

В настоящее время рынок технических профессий по-прежнему остаётся малопривлекательным, а образовательная сфера не готова предложить ресурс для обучения, поэтому создаётся дисбаланс между высоким запросом предприятий на кадры и предложением со стороны отраслевых учебных заведений:

«В России мало учебных заведений, которые готовят специалистов для бумажной отрасли. Остаётся либо растить специалистов на месте, либо привлекать из других регионов», – говорит специалист по персоналу «Кузбасский СКАРАБЕЙ» Алина Будянская.

В текущих реалиях для решения проблемы кадрового дефицита недостаточно стандартных методов. В условиях глобального кризиса работодатель должен проявить гибкость и рассмотреть новые форматы привлечения молодых сотрудников.


Дата публикации: 7 ноября 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(331)
Теги: Промышленность




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий