Лесная амнистия

Рослесхоз подвёл промежуточные итоги лесной амнистии. Северо-Западный федеральный округ занял 2-­е место в стране с показателем 96%. Это означает, что почти все земельные участки на пересечении с лесфондом в регионах СЗФО проверили на предмет того, можно ли их «амнистировать». В целом по РФ изучено уже 84% таких территорий.

Лесную амнистию запустили в 2017 году, и сегодня специалисты отмечают, что в целом она удалась. А 6 лет назад очень многие – от экологов до чиновников – выступали против этого инструмента. Они опасались, что новшество позволит незаконно застраивать земли лесфонда.

Напомним, что к 2017 году накопилась спорная территория в 2 млн. гектаров: в Государственном лесном реестре (ГЛР) эти участки числились как боры и рощи, а в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) – как земли населённых пунктов или сельхозназначения. На многих участках у опушки леса давно стояли дачи или частные дома, в которых жили люди. Но из-­за путаницы в учёте они либо не могли зарегистрировать свою недвижимость, либо рисковали в любой момент потерять право на неё.

Неразбериха возникла по ряду причин. В советские годы земли, на которых строили дачные посёлки, можно было не выводить из гослесфонда. Кроме того, с 2001 года действовал упрощённый порядок учёта зелёных участков.

Лесная амнистия установила приоритет данных ЕГРН для тех случаев, когда права на участок возникли до 1 января 2016 года. При соблюдении условий его выводят из лесфонда. Тем самым люди сохраняют право на участки и постройки.

В Вологодской области на момент запуска лесной амнистии 215 участков состояли на двойном учёте. С такими же проблемами сталкивались в республиках Карелии и Коми, в Поморье и Мурманской области.  

Амнистия должны была завершиться в 2023 году, но её продлили до 2026-­го. Кроме того, недавно этот механизм упростили. У владельцев участков, которые пересекаются с лесом, появилось ещё больше оснований для амнистирования.

Так, землю исключат из лесфонда при наличии на ней объекта недвижимости, не связанного с использованием лесов, – это может быть частный дом. Но есть условия: права на него должны быть зарегистрированы в Росреестре, а площадь пересечения участка и лесфонда занимать менее 0,1 гектара.

«Дополнительные критерии позволяют добросовестным гражданам амнистировать свои участки, – отметил заместитель руководителя Рослесхоза Вячеслав Спиренков.  – Это касается тех случаев, когда при выявлении пересечений с лесфондом не нашлось оснований исключить земли из ГЛР и в то же время оставлять их там нецелесообразно из-­за невозможности вести лесное хозяйство. Поэтому понадобилась разработка дополнительных критериев для амнистирования.

Как отмечают в Рослесхозе, этот механизм также защищает сами леса от незаконной застройки. После его применения в ЕГРН автоматически меняются границы лесничеств. В результате любой желающий может посмотреть, где строить нельзя.


Марина ЛЕДЯЕВА.


Дата публикации: 23 октября 2023
Опубликовано в "Лесной Регион" №16(330)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий