Валерий Рощупкин побеседовал с отраслью

В доперестроечные времена селекторные совещания проводились довольно часто. Лесопромышленники со стажем помнят, как в специальных студиях на междугородних телефонных станциях у микрофонов собирались руководители производственных объединений, лесных предприятий всего Советского Союза, выслушивали требование союзного министра выполнить производственные планы, отчитывались о своей работе.

За низкие производственные показатели, за упущения, за неисполнительность можно было не только получить от министра строгий выговор, но и лишиться занимаемой должности. Теперь подобные мероприятия с отчётами, разносами, выговорами и оргвыводами остались в далёком прошлом.

В конце мая состоялось всероссийское селекторное совещание, в котором приняли участие руководители федеральных и региональных лесных ведомств, УВД, МЧС, Росприроднадзора. К сожалению, Архангельской области за все два часа селекторного совещания так и не предоставили слова. А руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин, проводивший совещание, лишь два раза упомянул наш регион.

Первый раз было сказано, что недоимка по арендной плате в области составляет
29 млн. руб., однако, как нам позже сообщили в департаменте лесного комплекса, за 2007 год, когда области были переданы полномочия по управлению лесами и обязанности по сбору арендной платы, недоимки нет, а задолженность образовалась за предыдущие годы, когда лесами управлял и контролировал поступление арендной платы сам федеральный центр.

Второй раз упоминая Архангельскую область Рощупкин дал высокую оценку деятельности департамента лесного комплекса, персонально отметилзаместителя губернатора Александра Давитиашвили за оперативную работу по организации межеванию лесных участков и постановке на кадастровый учёт лесов в Архангельской области.

Начиная совещание Валерий Павлович подчеркнул, что завершается первое полугодие и у регионов возникло немало вопросов с реализацией Лесного кодекса.

В ближайшее время состоится заседание правительства РФ, где впервые будут подведены итоги того, как субъекты РФ реализуют переданные им полномочия, на 6 июня намечено заседание Совета Федерации с аналогичной повесткой дня.

Из первоочередных задач переходного периода по реализации положений Лесного кодекса станет формирование лесничеств, предстоит сложный и болезненный процесс – преобразования лесхозов.

Субъектам РФ необходимо будет приступить к разработке лесных планов, лесохозяйственных регламентов, формированию лесных участков, постановке сельских лесов на кадастровый учёт.

Реформы лесного хозяйства невозможны без финансирования. В настоящее время разработан бюджет на 20082010 годы из федерального бюджета регионы ежегодно дополнительно получат 8 млрд. рублей.

Наступает лето и главной задачей регионов становится тушение лесных пожаров. Следует отметить, что в 2006 году 75% лесных пожаров по России ликвидировались в день обнаружения, в этом году только 50%. Средняя площадь пожара в 2006 году составляла менее 20 га, в этом году – 40 га. Как видим, не во всех регионах тушение лесных пожаров производится оперативно.

По результатам космического мониторинга на территории регионов фиксировалось одно количество пожаров, а с мест в центр поступала информация о гораздо меньшем их количестве. Как выяснилось в ходе совещания спутник фиксировал сельхозпалы (горящая сухая трава) как лесные пожары, чем и вводил в заблуждение федеральный центр.

Второй проблемой останется борьба с нелегальны оборотом древесины. Теневые потоки незаконно заготовленного леса как мощным насосом откачивают лес. Так в Читинской области китайские предприниматели организовали сотни приёмных пунктов по скупке древесины у населения, что спровоцировало бурный рост воровства леса. А органы лесного хозяйства УВД, прокуратуры, местная власть, Росприроднадзор словно не замечают грубейших нарушений законодательства.

В каждом вагоне с лесом из Читинской области, направляемой в Китай, от 3 до 13 кбм контрабандной древесины. За год незаконно заготавливается и отгружается в Китай до 2 млн. кбм хвойной деловой древесины. Обычно при незаконных рубках используется только комлевая часть ствола, вершинная оставляется в лесу, что приводит к его захламлению, усилению пожарной опасности, созданию условий для распространения лесных вредителей и болезней леса.

Пока не создана четкая система транспортировкой древесины, пресечению перевозок автотранспортом незаконно заготовленной древесины. Так при погрузке лесоматериалов на ж/д транспорт никаких документов, подтверждающих легальность их заготовки не требуется. Отсутствует практика проверки подлинности документов не перевозимую древесину. В результате лес везут на чем угодно (в том числе на легковых автомобилях и мотоциклах) и с какими угодно сопроводительными документами.

Правительством РФ принят план по борьбе с незаконным оборотом древесины, с этой целью создан межведомственный совет куда вошли все силовые ведомства, подобные советы должны быть созданы в регионах.

Лесной кодекс в 2007 году позволяет лесхозам осуществлять весь комплекс лесохозяйственных мероприятий. С 1 января 2008 года меры по охране, защите и воспроизводству лесов будут осуществлять арендаторы, на участках не переданных в аренду – органы исполнительной власти регионов.

Именно органы исполнительной власти будут размещать заказы на выполнение всех лесохозяйственных мероприятий путём проведения торгов.

Следует отметить, что субвенции из федерального бюджета на охрану, защиту и воспроизводство лесов, находящихся в аренде (100 млн. га активного лесопользования) выделяться не будут.

Как видим, субвенции представляют возможность широкий спектр действий по реализации переданных полномочий. Поэтому при формировании лесничеств важно определить – какие работы относятся к управленческим. Почему­то многие относят к управленческой деятельности отвод лесосек под различные виды рубок, охрану и защиту лесов, такое мнение противоречит статьям Лесного кодекса о разделении полномочий.

К управленческим полномочиям лесничеств в первую очередь относится государственный контроль за соблюдением лесного законодательства, формирование лесных участков, сбор информации для государственного лесного реестра, организация проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка или договоров купли­продажи древесины на корню, если такое право делегировано лесничеству органом исполнительной власти. А также обеспечение реализации лесного регламента.

Далее глава федерального лесного агентства сообщил, что подходит к завершению работа по установлению границ лесничеств, лесопарков, а также по определению их количества. Установлен график рассмотрения представленных регионами материалов и к 10 июня Федеральным агентством лесного хозяйства будет приказ об установлении границ лесничеств и лесопарков.

Подавляющее число субъектов РФ понимают реформу как смену вывески «лесхоз» на «лесничество» при том же их количестве и с 10% сокращением численности работающих.

Так в республике Карелия около 80% лесфонда передано в аренду, а структура управления лесным хозяйством предусматривает сохранить все лесхозы уже в качестве лесничеств.

Что делать с сельскими лесами?

Принято решение те сельские леса, где они значатся землями лесного фонда и зарегистрировано право государственной собственности — включить в состав лесничеств. Если же лесфонд сельских лесхозов располагается на землях сельхозназначения, то в соответствии с законодательством необходимо провести перерегистрацию — на земли лесного фонда, после чего сельские лесхозы включить в состав лесничеств.

Особое внимание созданию лесничеств обусловлено тем, что именно они станут структурой при организации освоения лесов и разработке лесохозяйственных регламентов. Такое внимание лесохозяйственному регламенту уделяется потому, что это основа осуществления использования и воспроизводства лесов.

Без лесохозяйственного регламента невозможно разработать проект освоения лесов, заключить договор аренды лесного участка и договора купли­продажи лесных насаждений, осуществлять уход за лесом, его охрану и защиту.

Лесохозяйственный регламент разрабатывается органами государственной власти за счет субвенций федерального бюджета. Многие регионы приравняли регламент к лесоустроительному проекту, а его разработку возлагают на лесоустроительные предприятия.

Следует осознать, что лесохозяйственный регламент вовсе не лесоустроительный проект, для его разработки не требуется проведения очередного лесоустройства. А исходя из позиции, что все леса России «устроены» с той или иной степенью давности и объективности, то эти материалы могут быть использованы при разработке лесохозяйственного регламента.

В зависимости от интенсивности ведения лесного хозяйства при определении нормы лесопользования в лесной регламент могут вносится изменения.

Лесохозяйственный регламент разрабатывается не только лесоустроительной экспедицией, а любой организацией выигравшей конкурс на его разработку. В регламенте должны быть учтены все требования по обеспечению непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов в пределах лесничества.

На федеральное агентство лесного хозяйства возложен контроль и надзор за исполнением регионами переданных им полномочий по управлению лесами, который будет осуществляться через систему государственной инвентаризации лесов, будут проводится тщательные проверки всех документов лесного планирования, включая лесные планы субъектов РФ, лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, а также отчетности и ведения государственного лесного реестра.

Далее были заслушаны отчеты и выступления руководителей ряда регионов. Архангельской области, как было сказано выше, слово предоставлено не было.

Необходимо отметить, что совещание прошло в деловой доброжелательной атмосфере, однако Валерий Рощупкин мягким голосом предупредил региональный руководителей, что спрос за ненадлежащее исполнение переданных полномочий, за реализацию Лесного кодекса будет весьма жестким.


Дата публикации: 1 июня 2007
Опубликовано в "Лесной Регион" №


Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий