Худшие предсказания учёных СПбГЛТУ сбываются...

На кафедру защиты леса, древесиноведения и охотоведения Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета часто звонят жители нашего города с вопросами о том, что происходит с деревьями? Что случилось с листьями конского каштана? Что за напасть появилась на черёмухе? Почему усыхают ели вокруг города и в парках? Что за страшные пятна на листьях клёна? И так далее…

Гибель елей в Санкт-­Петербурге и Ленинградской области, начавшаяся в прошлом году, встревожила многих жителей. Что же произошло?

В 2021 году началась очередная вспышка размножения короеда-типографа. Это жук, личинки которого развиваются под корой елей. Жуки и личинки повреждают луб, т. е. ткани дерева, расположенные во внутренней части коры. Сосудистая часть луба, флоэма, отвечает за транспорт органических веществ из кроны к другим частям дерева. Ходы поселившихся в коре короедов перерезают проводящие ткани, и питательные вещества перестают поступать к корням. Дерево неизбежно погибает.

Жуки короеда-типографа в нашем климате выходят с зимовки и начинают заселять деревья в мае. Заселённые деревья издалека могут выглядеть совершенно здоровыми. У них может быть достаточно густая, зелёная крона, но если подойти ближе, становится видна высыпающаяся буровая мука (бурые опилки) и, если дерево сопротивляется, то и натёки живицы (выделения смолы). Эти деревья уже не спасти. Развитие занимает примерно 2 месяца. В начале июля начинают появляться молодые жуки, которые будут заселять уже другие деревья.

Меры борьбы с вредителями были известны уже 150 лет назад. В библиотеке нашего университета достаточно публикаций конца XIX–начала XX века, описывающих эти методы. А в последние 50 лет разработан ещё добрый десяток методов и препаратов для контроля плотности популяций короедов. В чём же проблема? Что мешает справиться с этим вредителем?

Во-­первых, основа любого способа снижения численности – своевременное получение информации о нарастании численности или плотности популяции вредителя.

Во-­вторых – оперативное принятие решений и осуществление мероприятий по снижению численности вредителей.

Ни того, ни другого службам защиты леса сделать не удаётся. Необходимость проведения тех или иных защитных мероприятий определяется в процессе проведения лесопатологических обследований, а сами обследования жёстко регулируются документами: «Порядок проведения лесопатологических обследований и формы актов. Приказ МПР № 911 от 09.11.2020» и «Правила санитарной безопасности в лесах. Постановление Правительства РФ от 9.12.2020 № 2047». Отступление от этих документов может привести к открытию уголовного дела с плохо предсказуемыми последствиями.

Не будем углубляться в эти документы, замечу только, что если им следовать, то мероприятия по борьбе с вредителями мы сможем провести не раньше, чем через 6­-7 месяцев после начала подготовки к проведению лесопатологического обследования, а значит, уже зимой или ранней весной следующего года. Короеды за это время могут закончить развитие двух поколений, дополненных так называемыми сестринскими поколениями (жуки-­родители могут оставлять потомство 3 раза за сезон).

А осенью они отправятся на зимовку под кору деревьев или в лесную подстилку. И куда улетят жуки, и где будут заселять новые деревья – неизвестно. Соответственно, в том месте, где проводилось обследование и назначены санитарно-оздоровительные мероприятия, бороться будет уже не с кем. В процессе санитарных рубок будет убран старый сухостой, на котором уже нет короедов, ну и некоторое количество усыхающих деревьев.

Критерий для проведения санитарных рубок – отнюдь не наличие очагов вредителя, не численность короедов, а доля сухостоя и усыхающих деревьев в древостое («Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. Приказ МПР № 912 от 09.11.2020»). И это далеко не все проблемы нормативной базы.

В итоге проведение санитарно-оздоровительных мероприятий отнюдь не способствует снижению численности короедов в лесах Санкт-­Петербурга и Ленинградской области и, более того, создаёт условия для постоянного сохранения небольших очагов короеда-­типографа. Эти очаги, состоящие из 5-­15 заселённых деревьев, – резерв популяции вредителя, который, при наличии благоприятных условий, быстро перерастает во вспышку.

Благоприятные условия для короедов в нашей географической зоне – это, прежде всего, тепло. В 2021 году температура июня и июля была очень высокой. В наших северных условиях это очень важное подспорье для короедов.

В 2021 году мы начали исследование этой проблемы по гранту Российского научного фонда № 21­-16­-00065, https://rscf.ru/project/21-­16­-00065 / и обнаружили очаги короеда-­типографа в ельниках Ленинградской области и южной Карелии. Началась ожидаемая вспышка массового размножения. Ели заселялись короедом-типографом на сотнях гектар, но даже в августе мы могли видеть зелёную или бледно-зелёную крону на деревьях с облетевшей корой. Мы определили популяционные показатели и установили быстрый рост плотности популяции. Впервые на этой территории было зарегистрировано массовое появление второго поколения. Примерно половина потомства жуков-­родителей успело оставить ещё одно жизнеспособное поколение короедов. При этом жуки-родители после спаривания и откладки яиц питались и вновь приступали к размножению. Это могло повторяться несколько раз, обеспечивая появление всё новых и новых сестринских поколений.

В результате если на одном гектаре в мае заселилось на ели 150-190 тыс. жуков, то к концу вегетационного сезона появилось уже около трёх миллионов молодых жуков. Это огромная цифра. Стало понятно, что вспышка накроет большие площади ельников.

Летом 2022 года жители Санкт-­Петербурга и Ленинградской области увидели печальную картину усыхающих еловых лесов. Вспышка накрыла леса области, особо охраняемые территории Санкт-Петербурга – «Озеро Щучье», «Гладышевский», «Комаровский берег», проявилась в некоторых парках.

Мы повторили исследование состояния популяции короеда-типографа и на этот раз получили обнадёживающие результаты. Вспышка идёт на спад. Лето 2022 года было довольно прохладным, что не способствовало размножению этого вредителя. Численность перестала расти. В популяции короеда-­типографа стали размножаться хищники и паразитоиды. Если не будет резкого повышения температуры весной-­летом 2023 года, то очаги существенно расширяться не будут.

Высокая вероятность возникновения такой вспышки массового размножения и её возможные причины были рассмотрены в ряде публикаций. Прогноз подтвердился полностью. Скорее всего, вспышка размножения короеда-типографа в 2023-2024 затухнет. В погибших насаждениях будут проведены сплошные санитарные рубки, но популяция короеда-­типографа сохранится и будет ждать своего часа.

Предотвратить повторение вспышки можно, но это потребует заинтересованности всех участников лесных отношений.

А. В. Селиховкин, проф., д.б.н., зав. каф. защиты леса, древесиноведения и охотоведения Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета.


Пресс-служба СПбГЛТУ

pr@spbftu.ru


Дата публикации: 6 декабря 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №19(314)
Теги: Экология




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий