Переход на двухуровневую систему лесоустройства – осознанная необходимость

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года определено, что целью его реформирования является рациональное управление лесами и обеспечение внутреннего спроса на продукцию лесного комплекса на основе повышения его прозрачности, эффективности и конкурентоспособности.

Одним из средств достижения этой цели является цифровизация лесного комплекса, предусмотренная Федеральным законом от 04.02.2021 № 3-ФЗ.

Главным инструментом цифровизации служит лесоустройство, призванное обеспечить получение актуальной и достоверной информации о лесах и лесных ресурсах, используемой в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению и использованию лесов.

Нерешённой государственной проблемой является очевидная неэффективность лесоустройства.

Действующая в нашей стране система лесоучётных работ на детальном (повыдельном) уровне представлена четырьмя направлениями:

Направление 1. Таксация лесов с составлением таксационных описаний лесоустройства.

Направление 2. Отвод и таксация лесосек с составлением таксационных описаний лесосек, составление проектов ухода за лесами и проектов лесовосстановления.

Направление 3. Составление отчётов об использовании лесов, отчётов о воспроизводстве лесов и лесоразведении, отчётов о защите лесов, отчётов об охране лесов от пожаров и актов окончательного осмотра лесосек.

Направление 4. Ведение государственного лесного реестра.

Все четыре направления между собой взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому задачу совершенствования системы лесоучётных работ необходимо решать с учётом этого обстоятельства.

Первичным и системообразующим лесоучётным направлением является таксация лесов. Этапами лесоустроительных работ по таксации лесов, определяющими качество лесоустроительной документации, являются:

• коллективная тренировка;

• установление границ лесотаксационных выделов;

• контроль качества установления границ лесотаксационных выделов;

• определение качественных и количественных характеристик лесотаксационных выделов;

• контроль качества определения качественных и количественных характеристик лесотаксационных выделов.

Следует сделать первый очень трудный, но совершенно необходимый шаг и признать на высоком уровне очевидный факт – в настоящее время все качествообразующие этапы работ выполняются с грубыми нарушениями установленных правил или совсем не выполняются. В результате главный таксационный и экономический показатель – общий запас древесины по материалам лесоустройства на 35,6% ниже запаса, полученного по результатам проведения первого цикла государственной инвентаризации лесов (Рослесинфорг, 2022).

Такое расхождение многократно превышает допустимые систематические ошибки определения запаса при таксации лесов. Поэтому в государственном лесном реестре и в проектах освоения лесов содержатся недостоверные сведения о количественных и качественных характеристиках лесов.

ВЫВОД: Действующая в Российской Федерации система лесоустройства является неэффективной. Основная причина неэффективности системы лесоустройства заключается в том, что она основана на ложных целях и представлениях.

Ложная цель: создание информации о лесах на детальном (повыдельном) уровне в масштабах страны посредством проведения таксации лесов преимущественно наземными способами с завышенной, практически недостижимой точностью.

Ложное представление о том, что цель достигнута: качество (точность) таксации лесов соответствует требованиям Лесоустроительной инструкции и, соответственно, в государственный лесной реестр внесена достоверная информация о количественных и качественных характеристиках лесов.

 

Основные негативные последствия неэффективности лесоустройства:

• В государственном лесном реестре и в проектах освоения лесов содержатся недостоверные сведения о количественных и качественных характеристиках лесов.

• Общие запасы древесины, общий объём древесной биомассы и, соответственно, поглощающая способность российских лесов занижены не менее чем на 30%.

• Расчётные лесосеки занижены в среднем не менее чем на 20%.

• Ошибка в Лесном кодексе (п. 1 ст. 26 «Лесная декларация»): «Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов».

Данное определение Лесной декларации является ошибочным, так как оно основано на ложном представлении о том, что в государственном лесном реестре и, следовательно, в проектах освоения лесов содержатся достоверные сведения о количественных и качественных характеристиках лесов.

• Ошибка в Лесном кодексе (п. 3 ст. 234 «Таксационное описание лесосеки»):

«…в случае несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в распоряжении у органа государственной власти… такими органами в обязательном порядке проводится предварительный осмотр лесосеки».

Приведённая законодательная норма является ошибочной, так как она основана на ложном представлении о том, что в распоряжении у органа государственной власти может иметься информация о фактическом состоянии конкретной лесосеки до отвода и таксации этой лесосеки.

Указанные законодательные ошибки стимулируют лиц, использующих леса, подгонять таксационные описания лесосек под таксационные описания лесоустройства, содержащиеся в проектах освоения лесов, и, таким образом, способствуют образованию на легальных лесосеках неучтённой (незаконной) древесины в объёме не менее 40 млн. кбм в год.

• Общий экономический ущерб составляет оценочно – не менее 10 млрд. рублей в год.

 

Что делать?

Для успешного решения задачи повышения эффективности лесоустройства необходимо соблюдение следующих условий:

• Компетентность и ответственность лиц, принимающих решения.

• Осознание, что для условий Российской Федерации доминирование современных дистанционных способов таксации лесов – НЕИЗБЕЖНО.

 

Объективные предпосылки доминирования дистанционных способов таксации лесов:

- Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации – 1,2 млрд. га;

- Ежегодная потребность проведения таксации лесов с организацией лесотаксационных выделов – 30-40 млн. га;

- Точность определения основных таксационных показателей при дистанционном аналитико-­измерительном способе таксации не уступает наземному глазомерному способу;

- При дистанционном аналитико-измерительном способе таксации сезонная производительность труда в 2­-3 раза выше, а удельная стоимость в 2­-3 раза ниже, чем при наземном способе таксации;

- Требование п. 4 ст. 691 ФЗ от 02.07.2021 № 304-ФЗ о включении материалов фотофиксации лесных насаждений в состав лесоустроительной документации создаёт труднопреодолимый барьер широко распространённому технологическому мошенничеству при проведении таксации лесов наземными способами и стимулирует развитие современных дистанционных способов таксации лесов;

- Федеральным законом от 02.07.2021 № 304-­ФЗ созданы необходимые предпосылки для внедрения в нашей стране широко распространённой в мировой практике двухуровневой системы лесоустройства.

 

Предложения по реформированию системы лесоучётных работ

Шаг 1. Первое, что надо сделать – выполнить лесотаксационное районирование (зонирование) всех лесов Российской Федерации в составе целых лесничеств по интенсивности освоения лесов на две зоны и для каждой из них подготовить, утвердить и опубликовать 10-­летние государственные планы проведения таксации лесов.

Зона интенсивного освоения лесов, где таксация лесов должна проводиться преимущественно дистанционным способом с организацией лесотаксационных выделов (повыдельный уровень) с периодичностью 10 лет. Общая площадь этой зоны оценочно – 300-400 млн. га;

Зона перспективного и экстенсивного освоения лесов, где таксация (инвентаризация) лесов должна проводиться исключительно автоматизированным дистанционным способом без организации лесотаксационных выделов (поквартальный уровень) с периодичностью 10 лет. Общая площадь этой зоны оценочно – 800-900 млн. га.

Шаг 2. Для зоны интенсивного освоения лесов перейти на двухуровневую систему таксации лесов (непрерывное лесоустройство), где:

1-­й уровень.

Массовая сплошная таксация лесов при лесоустройстве в отношении лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков преимущественно дистанционным способом с составлением таксационных описаний лесоустройства.

Таксационным описаниям лесоустройства, содержащимся в ГЛР, проектах освоения лесов, и, соответственно,  проектным решениям по сохранению и использованию лесов, содержащимся в проектах освоения лесов, придать правовой статус «предварительные данные», которые требуют уточнения в ходе организации и ведения текущей хозяйственной деятельности в лесах.

2­-й уровень.

Обязательная адресная наземная инструментальная таксация силами аттестованных специалистов (инженеров-­таксаторов, техников-­таксаторов) в межревизионный период всех лесотаксационных выделов и (или) их частей, вовлекаемых в хозяйственную деятельность с финальным проектированием мероприятий по сохранению и использованию лесов. Результаты такой таксации и соответствующие проектные решения должны иметь приоритетный правовой статус по сравнению с данными, содержащимися в ГЛР и проектах освоения лесов. При этом внесение соответствующих изменений в ГЛР и проекты освоения лесов не требуется. Внесение изменений в ГЛР должно осуществляться на основании отчётов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и актов заключительного осмотра лесосек.

Шаг 3. Для зоны перспективного и экстенсивного освоения лесов разработать технологию автоматизированной таксации (далее – инвентаризация) лесов с использованием материалов космической съёмки высокого пространственного разрешения на основе следующих принципиальных положений:

1. Объектом работ инвентаризации лесов принимается лесной район в составе лесничеств, входящих в зону экстенсивного и перспективного освоения лесов. По предварительным оценкам, площадь объектов работ может составлять от 5 до 30 млн. га.

2. Минимальной единицей учёта принимается минимальная лесохозяйственная единица, имеющая постоянные натурные или естественные границы – лесной квартал (принимаемый за условный лесотаксационный выдел).

3. Полный цикл работ основан на трёхступенчатой стратифицированной схеме выборки:

• первая ступень выборки – полевые работы на ключевых участках в полосе маршрутной аэросъёмки с целью формирования объектов обучающей и контрольно-­тестовой выборки для последующей стереоскопической таксации лесов;

• вторая ступень выборки – сплошная стереоскопическая таксация лесов в полосе маршрутной аэросъёмки с целью формирования объектов обучающей и контрольно-­тестовой выборки для последующего машинного обучения и автоматизированной инвентаризации лесов с использованием космических снимков высокого пространственного разрешения;

• третья ступень выборки – машинное обучение и автоматизированная инвентаризация лесов на всей территории объекта работ.

4. С целью обеспечения репрезентативности и надёжности выборки используется ландшафтный подход (площадь ПТК ранга ландшафт по накопленному опыту инвентаризации резервных лесов фотостатистическим методом составляет от 3 до 15 млн. га.

5. Определение местоположения объектов обучающей и контрольно-тестовой выборки (первая и вторая ступени выборки) в конкретной пространственной системе координат (координатная привязка) должно быть обеспечено с точностью ± 2 метра.

6. Основные выходные документы:

- таксационное описание на каждый лесной квартал объекта работ в виде унифицированной формы, сопоставимой с Формами № 1-­ГЛР и № 2-ГЛР государственного лесного реестра;

- серия цифровых тематических лесных карт (картограмм) поквартального уровня.

При сопоставимой стоимости предлагаемая технология имеет очевидное преимущество перед действующей в настоящее время технологией ГИЛ и может стать ей полезной альтернативой, так как она позволяет получить достоверную и актуальную атрибутивную и картографическую информацию о лесах по любому произвольному набору лесных кварталов объекта работ.

Обязательным условием эффективности новой технологии является гарантированное и своевременное обеспечение материалами космической съёмки требуемого качества со стороны Госкорпорации «Роскосмос».

Шаг 4. Установить оптимальные по соотношению цена/качество классы точности в отношении лесотаксационных выделов:

3­-й (низший) класс точности – при проведении массовой сплошной таксации лесов при лесоустройстве в отношении лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков;

2-­й (средний) класс точности – при проведении в межревизионный период работ по отводу и таксации лесосек, лесопатологическом обследовании, составлении проектов ухода за лесами и проектов лесовосстановления;

1-­й (высший) класс точности – при составлении отчётов об использовании лесов, отчётов о воспроизводстве лесов и лесоразведении, отчётов о защите лесов и отчётов об охране лесов от пожаров, актов заключительного осмотра лесосек.

Шаг 5. Не разделять лесные насаждения по их происхождению (естественное или искусственное) при таксации лесов по причине информационных пороговых ограничений дистанционных способов таксации лесов, а также из-за коррупционных рисков.

Количественные и качественные характеристики лесных насаждений искусственного происхождения должны определяться не один раз в 10-­20-30 лет при лесоустройстве, как это происходит сейчас, а в постоянном и регулярном (регламентном) режиме исключительно наземными способами специалистами лесничеств в ходе ведения специального раздела государственного лесного реестра.

Шаг 6. Создать вместо формально действующей системы контроля (по сути, существующая система только имитирует видимость контроля) принципиально новую систему контроля качества таксации лесов, состоящую из 2-­х частей:

- внутриведомственный контроль;

- независимый аудит.

 

Внутриведомственный контроль

Установить, что при внутриведомственном контроле качества таксации лесов проверяются следующие шесть параметров:

- установление на материалах ДЗЗ местоположения границ лесных кварталов;

- установление на материалах ДЗЗ границ лесотаксационных выделов;

- определение преобладающей породы (группы пород) и хозяйства лесного насаждения (хвойное, мягколиственное, твердолиственное);

- определение группы возраста лесного насаждения (четыре группы возраста – молодняки, средневозрастные, поспевающие, спелые и перестойные);

- определение группы полноты лесного насаждения (три группы полнот – низкополнотные, среднеполнотные, высокополнотные);

- определение группы классов бонитета лесного насаждения (три группы – высокопроизводительные, среднепроизводительные, низкопроизводительные).

Ошибки (превышения допустимых отклонений) в определении на материалах ДЗЗ местоположения границ лесных кварталов считать недопустимыми.

Качество таксации лесов, выполненной отдельным инженером-­таксатором (техником-­таксатором) признаётся удовлетворительным, если количество случаев правильного определения каждого из проверяемых параметров (кроме установления местоположения границ лесных кварталов) составляет не менее 75% от числа проверенных лесотаксационных выделов при количестве проверяемых лесотаксационных выделов (покрытых лесом) не менее 30.

Качество таксации лесов проверяется глазомерно-измерительным способом независимо от способа таксации, применяемого исполнителем работ.

 

Независимый аудит

По завершении таксации лесов по каждому объекту работ следует выполнять независимыми аудиторами по специальной федеральной методике оценку точности определения общего запаса древесины.

Предлагаем разработать такую федеральную методику на основе следующих принципиальных положений:

•  Оценка точности определения общего запаса древесины должна осуществляться на основе выборочного статистического обследования лесотаксационных выделов, сгруппированных в соответствующие лесные страты. Для этих целей лесотаксационные выделы объекта работ группируются в лесные страты, в соответствии с Таблицей.

• Объекты контрольной выборки – лесотаксационные выделы выборочной совокупности в количестве не менее 25 лесотаксационных выделов на каждую лесную страту подбираются и размещаются аудитором на территории объекта работ случайным или систематическим способом.

• Контрольная таксация объектов контрольной выборки выполняется аудитором наземным глазомерно-измерительным способом в присутствии представителя исполнителя работ. При осуществлении контрольной таксации производится координатная фотофиксация соответствующих лесных насаждений проверяемых лесотаксационных выделов в соответствии с требованиями п. 71 Лесоустроительной инструкции (2022 г.), материалы которой включаются в состав акта проверки.

• В случае выявления систематических ошибок, превышающих допустимое значение, уполномоченный орган государственной власти принимает одно из двух возможных решений (в зависимости от величины систематической ошибки):

Решение 1: обязать исполнителя устранить систематические ошибки методом групповой корректировки.

Решение 2: признать качество таксации лесов неудовлетворительным и обязать исполнителя переделать работу.

Шаг 7. Устранить ошибки в Лесном кодексе (п. 1 ст. 26 «Лесная декларация», п. 3 ст. 234 «Таксационное описание лесосеки») и убрать требование соответствия Лесной декларации проекту освоения лесов и требование соответствия (допустимые отклонения) таксационных описаний лесосек таксационным описаниям лесоустройства.

Вместо этого установить требования соответствия (допустимые отклонения) отчётов об использовании лесов таксационным описаниям лесосек.

Шаг 8. Установить следующие случаи (исчерпывающий перечень) несоответствия таксационного описания лесосеки таксационному описанию лесотаксационного выдела, образованного при лесоустройстве, которые обязывают представителей уполномоченных органов государственной власти провести предварительный осмотр лесосеки:

Первый случай: несоответствие в определении коэффициента состава преобладающей породы лесного насаждения, повлёкшее изменение в определении хозяйства (группы пород): хвойное, мягколиственное, твердолиственное;

Второй случай: несоответствие в определении класса возраста преобладающей породы лесного насаждения, повлёкшее изменение в проектировании мероприятия по сохранению лесов или мероприятия по использованию лесов;

Третий случай: несоответствие в определении относительной полноты лесного насаждения в отношении лесотаксационных выделов, находящихся в возрасте проведения рубок ухода, повлёкшее изменение в проектировании мероприятия по сохранению лесов или мероприятия по использованию лесов.


В. И. Архипов, инженер лесного хозяйства, заслуженный лесовод Российской Федерации.



Дата публикации: 5 декабря 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №19(314)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий