Что сдерживает развитие ЛПК

Санкции оказали влияние на лесную промышленность, стимулируя предпринимателей искать новые логистические пути. В поиске рынков сбыта, замене поставщиков (в условиях, когда уже купленное оборудование западные партнёры отказывались поставлять в Россию) лесной бизнес СЗФО сумел «взять», казалось бы, непреодолимые барьеры.

Вместе с тем для стабильного развития в новых экономических условиях отрасли необходимы новые решения на уровне госкорпораций и федеральных органов власти.

Так, поставку леса на недавно обретённые рынки сбыта сегодня серьёзно тормозят логистические «заторы». Об этом говорилось в Архангельском областном Собрании депутатов на встрече руководителей лесного бизнеса Северо-­Запада с представителями Совфеда РФ и парламента Поморья.

В первую очередь речь шла о поставках продукции железнодорожным транспортом: сегодня «лесные» вагоны идут на Восток с нарушением сроков, даже если заявки на их отправку заранее согласованы. Это может привести к вынужденному простою предприятий ЛПК.

- Потребность компаний в контейнерных железнодорожных составах в сентябре составляет 66 поездов. Вместе с тем только за июль не было отгружено 53% грузов от запланированного объёма, а в августе этот показатель составил 36%, – сообщил на встрече министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игорь Мураев.

По его словам, сроки доставки до потребителя затягиваются часто потому, что продукция лесопромышленников не является приоритетной. Проблема и в том, что поток грузов по железной дороге сегодня распределяется недостаточно эффективно. К примеру, Красноярск и Иркутск в поисках новых рынков сбыта везут продукцию на Запад, тогда как Архангельск – на Восток. Необходим масштабный анализ транспортных потоков и новые решения для их оптимизации.

Можно ли возить лес зарубежным поставщикам морем? Основной сдерживающий фактор в том, что многие судовладельцы подпали под санкции и не имеют права работать за рубежом. Одновременно значительно подорожали суда под иностранными флагами.

- Система перевозок должна быть гарантированной, – резюмировали участники встречи, предложив установить для каждого предприятия сферы ЛПК ежемесячную квоту на отправку прямых поездов в Китай и в порты Дальнего Востока.

Тема перегруженности железнодорожных путей обсуждалась недавно и на площадках Восточного экономического форума. Речь шла о предприятиях ЛПК Северо-­Западного региона, вынужденных переориентировать европейские потоки в сторону Азии.

- Объём заявок на перевозку многократно превышает существующие возможности. Проблема ещё и в том, что на погранпереходах имеется согласованный с китайскими коллегами объём грузов по номенклатурам. Например, два поезда в сутки – уголь, два поезда – лесная продукция. Изменить соотношение этих грузов в пользу одного или другого нельзя. Поэтому нужны другие решения, в частности формировать комбинированную с морем логистику, – говорилось во время сессии ВЭФ «Лес: от сырья к конечному продукту».

В Рослесинфорге подчеркнули: экспортёрам помогает то, что для облегчения внешней торговли в сфере ЛПК многое было сделано заранее. Так, увеличено количество пунктов пропуска для вывоза пиломатериалов, открыт вывоз пеллет и щепы через все пункты пропуска, экспорт шпона через морские пункты пропуска Дальнего Востока, запущена процедура выдачи транспортной субсидии.

В ведомстве также считают, что с учётом роста интереса дальневосточных переработчиков к экспорту в Азию их сегодня ждёт высокая конкуренция с предприятиями Северо-­Запада, которые обеспечивают более качественную обработку леса.

Вместе с тем конкуренцию Востока и Запада тормозят цены: затраты крупных лесоперерабатывающих холдингов СЗФО на отправку продукции ежемесячно доходят до миллиарда рублей. Причём двух-­трёхкратный рост расходов на логистику – как железнодорожную, так и морскую – отмечают все предприятия сферы ЛПК.

Хотя транспортная субсидия теперь есть, её лимит составляет 300 млн. руб. в год, причём она может покрывать до 80% понесённых расходов. Для малого бизнеса это очень серьёзная поддержка, но крупные холдинги считают помощь недостаточной и просят увеличить субсидирование, сняв ограничения. Есть также предложение предоставлять субсидию ежеквартально.

Необходимо и новое решение по реализации на Северо-­Западе «лесных» инвестпроектов, ведь заявленный ранее в этих проектах рост производства был рассчитан совсем на другие экономические условия.

- Мы просим перенести на три года все требования по ним, – предложил глава парламентского комитета Поморья по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Александр Дятлов.

Тем временем представители сферы ЛПК настаивают на том, чтобы платить государству аренду только за фактически вырубленный лес, а не за всю установленную договором расчётную лесосеку. Просят и не повышать ставки аренды в условиях снижения доходов. Отмечают: в «тучные» годы, когда конъюнктура на лесном рынке комфортная, возможно введение повышающих коэффициентов на ставки аренды, а когда ситуация в экономике ухудшается, коэффициент должен быть понижающим.

Одним словом, лесному бизнесу и государству ещё предстоит найти компромиссные решения: те, что позволят поддерживать баланс интересов для стабильной работы отрасли и одновременного наполнения государственной казны, высокая конкуренция с предприятиями Северо-Запада, которые обеспечивают более качественную обработку леса.

1294 тыс. кубометров лесопродукции Поморья было досмотрено и сертифицировано за восемь месяцев 2022 года для отправки на экспорт в Египет, Израиль, Китай и другие страны.


Татьяна Сухановская.


Дата публикации: 10 октября 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(310)
Теги: Санкции




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий