Есть ли выход?

Продолжать экспорт пеллет в Европу, обходя санкции, или развивать внутренний рынок – насущный вопрос, который сегодня волнует многих производителей биотоплива. А может быть, стоит подумать о сбыте на рынки Южной Кореи и Японии?

Экспорт древесной продукции, в частности, пеллет, брикетов и щепы, был прекращён в страны ЕС 10 июля 2022 года. Не прошло и месяца, как европейцы начали говорить о нехватке данной продукции. Ведь с уходом России стало не только меньше на 3 млн. тонн пеллет и брикетов, но также уменьшился объём производства этой продукции в странах Балтии и Финляндии из-за прекращения поставок российской древесины на эти рынки.

Предпринимали нашли выход: добавление 10% лузги или костры льна к древесине превращает древесную гранулу в агро-гранулу и снимает европейские санкции на её экспорт в Европу. Итальянцы уже вовсю закупают такую продукцию, а датчане просят правительство отменить сертификаты качества, чтобы последовать их примеру.

Однако далеко не все смогли перестроиться на данный вид гранул, и не все покупатели готовы закупать такую продукцию. Сейчас российские производители пеллет снижают объёмы выпуска продукции, уговаривая отечественных чиновников заняться развитием внутреннего рынка потребления биотоплива.

Пеллетные производства стали останавливаться, поясняет директор НП «Национальное биоэнергетическое содружество», руководитель ИАА «ИНФОБИО» Ольга Ракитова. «Сейчас многие заводы объявляют об остановке производства, – говорит эксперт. – Но фактически это закрытие. Некоторые компании, работавшие на экспорт, увольняют сотрудников и продают пеллетные линии. И возврата к ситуации, которая была раньше, не будет».

Летом 2022 года Минпромторг провёл несколько заседаний по поводу необходимости развития внутреннего рынка потребления пеллет, однако к осени ничего сделано не было. Гранулы используются в тех регионах, где крупные производители сами позаботились о рынке сбыта, установив котельные в муниципальных округах, куда и сбывают свою продукцию. Это Архангельская область, где в основном активно работают «Лесозавод 25» и ГК «УЛК».

В Республике Коми развивается потребление топливных брикетов. Но в этих регионах биоэнергетика была сильна и до санкций! Новых же регионов-­потребителей пеллет и брикетов в России за полгода не прибавилось.

Какой ещё может быть выход – уход на восток? Переориентировать предприятия из Северо-­Запада на восточное направление – довольно сложно. Перевозка по железной дороге стоит дороже, а рынок потребления Южной Кореи намного меньше, чем европейский. Японцы же не очень активно работают с Россией в закупке пеллет. До введения санкций они только заявляли о своих намерениях, но реальные закупки не делали.

Глядя на карту, многие могут воскликнуть – а как же Китай? Однако в этой стране запрещён импорт отходов, к которым относятся и древесные гранулы.

«Китай производит около 8 млн. тонн пеллет в год, – рассказывает Ольга Ракитова. – И всё, что производят, они потребляют. Если посмотреть статистику, то небольшие объёмы пеллет в Китай всё-­таки идут, так как в КНР разрешено закупать эту продукцию в приграничной зоне до 100 км».

Вместе с тем каждому производителю стоит посмотреть, что именно ему ближе: добавлять агро-­биомассу, развивать потребление в своём регионе или переориентироваться на восток. Нерешаемых проблем не бывает!


ИИА «ИНФОБИО».


Дата публикации: 20 сентября 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №14(309)
Теги: Биотопливо, Экспорт, Санкции




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий