Российскому ЛПК нужна помощь

Российскими лесными богатствами необходимо распоряжаться более разумно и рачительно, заявил президент ТПП РФ Сергей Катырин в интервью нашему изданию. В чём дело? Почему вдруг сегодня ТПП предлагает министерствам и ведомствам вплотную заняться лесопромышленной отраслью России?

- Почему эта тема стала актуальной? Вроде бы наши лесные богатства кажутся неисчерпаемыми...

- Да, мы – крупнейшая мировая лесная держава, это правда, – сказал Сергей Катырин. – По некоторым расчётам, если бы мы могли полностью использовать этот, замечу, постоянно возобновляемый ресурс, то получали бы прибыль, сравнимую с той, что имеем от нефти и газа.

Конечно, учитывая масштабы лесов, расстояния и неосвоенность территорий, об этом можно только мечтать. Но сегодня надо использовать весь потенциал лесов. Это в нынешних обстоятельствах, я имею в виду санкционную войну против России, очень важно и полезно для российской экономики.

- А что нам по силам?

- В отечественном лесопромышленном комплексе (ЛПК) сегодня занято свыше миллиона человек, это большая сила. При этом в отдалённых северных и дальневосточных населённых пунктах лесозаготовительные компании зачастую являются единственным работодателем, а в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах целлюлозно-бумажные комбинаты – это градообразующие и бюджетоформирующие предприятия.

Словом, лесопромышленный комплекс России обладает высоким потенциалом для развития. Но ситуация сегодня сложилась непростая, ЛПК нужна помощь.

Дело в том, что на ЛПК, во многом ориентированном на сбыт готовой продукции за рубеж, серьёзно сказались введённые недружественными государствами санкции. Так, сбыт древесных плит и фанеры на 70-­80% приходился на Европу и США. Для отечественных производителей топливных пеллет ввели эмбарго пять из шести крупнейших стран-­импортёров. Всего под санкции Евросоюза, по расчётам экспертов, подпадает продукция российского ЛПК на 6 млрд. долларов. Но это не всё. Существенная доля машин, оборудования, комплектующих и химикатов для предприятий ЛПК, к сожалению, тоже поступала из европейских стран. Переориентироваться на другие рынки непросто, да это и времени требует немало.

Вот почему ТПП РФ считает необходимым принять срочные меры.

- Какие?

- Обо всех рассказывать было бы долго, но некоторые предлагаемые меры считаю необходимым назвать.

Мы считаем, что нужен единый федеральный орган госрегулирования в области лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Полагаем, что правительству следовало бы подумать также о снижении ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование, расходные материалы и комплектующие, импортируемые из дружественных стран, аналоги которых не производятся в РФ.

Очень нужны субсидии на транспортные расходы предприятий ЛПК, компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий машин и оборудования, комплектующих, химикатов в рамках импортозамещения. Необходимо разработать проект Стратегии развития лесного машиностроения РФ на период до 2035 года. Необходимо проработать вопрос снижения порога входа на рынки дружественных государств (ввозные пошлины, ввозной НДС).

Было бы правильным предусмотреть внесение изменений в нормативные правовые акты и установить обязательный норматив в размере не менее 5% древесных топливных гранул (пеллет) в топливно-­энергетическом балансе лесонасыщенных регионов. В рамках программы стимулирования использования пеллет для индивидуального отопления можно предусмотреть субсидирование установки пеллетных котлов для индивидуального отопления частных домовладений и закупки древесных топливных гранул населением.

Предлагается проработать организацию новых логистических маршрутов экспорта, открытия дополнительных транспортных коридоров и пунктов пропуска. Для стимулирования экспорта пеллет надо предусмотреть специальный льготный тариф на их перевозку железнодорожным транспортом на срок не менее трёх лет.

ТПП РФ предлагает рассмотреть возможность предоставления лесопользователям льготных каникул по уплате налогов и отсрочки по арендным платежам за лесной фонд. В качестве базы для взимания обязательных платежей за пользование лесными участками в 2022–2023 гг. целесообразно учитывать фактический объём заготовки древесины вместо расчётной лесосеки. В целях снижения дефицита посадочного материала, выведения саженцев основных лесных культур с заданными свойствами следует подумать о создании системы лесопитомников во всех лесонасыщенных регионах.

Палата считает, что надо рассмотреть проект создания Центра компетенций лесного комплекса, учредить в его структуре отраслевой национальный центр сертификации, стандартизации и экспертизы мебели и продукции деревообработки. Без системной подготовки квалифицированных кадров лесной отрасли современный ЛПК развиваться не может, надо думать о дальнейшем развитии лесопромышленного комплекса...

- Здесь ведь тоже много вопросов?

- Ещё как много! Вот, пожалуйста, пример. Расчётная наша лесосека составляет сегодня около 720 млн. кбм, в том числе по хвойному хозяйству – около 400 млн., однако мы осваиваем менее половины её. Вклад в ВВП страны лесопромышленного комплекса в 2021 году составил менее 1%.

Замечу, почти все леса СССР сегодня находятся на территории РФ, но в Советском Союзе вклад в ВВП в 1980-­е годы достигал 6%. У нас же лишь к 2030 году, согласно Стратегии развития лесного комплекса, предполагается увеличение этого показателя до 1,5.

Повторю уже сказанное: у лесопромышленного комплекса есть потенциал для развития. Но внимания нашему лесу надо уделять больше. Однако это тема для отдельного большого разговора. Пока же важно поддержать ЛПК в нынешних сложных условиях.


 «Новые Известия».


Дата публикации: 22 августа 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №12(307)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий