Верхнетоемская «дорога жизни»

Из воспоминаний детства: когда в наш дом в деревне Морозиха Верхнетомского района приезжали братья моего отца Владимир, Сергей и Валериан, главной темой мужских разговоров всегда была переправа через Двину в Верхней Тойме. Дело в том, что при низких уровнях воды в Северной Двине теплоходы не могли подходить к Верхней Тойме, а причаливали под деревней Волочок. Пассажирам с детьми и чемоданами приходилось переходить по подвесному мосту на правый берег реки Верхняя Тойма, а это более километра, а в непогоду ещё и по непроходимой грязи...

Всё это причиняло жителям большие неудобства. Прямо-­таки фронтовый термин – «форсирование водной преграды». Мужчины в нашем доме обсуждали разные способы преодоления этой самой преграды, строили проекты – как сделать, чтобы людям было удобно переправляться на левый берег при низких уровнях воды.

Самый удачный проект, по моему мнению, был у дяди Валериана. Как человек военный он предлагал установить понтоны в устье реки Верхняя Тойма,   чтобы и люди, и автомобили могли добираться от Верхней Тоймы до Волочка. С этой целью Валериан Павлович сам провёл геодезическую съёмку местности там, где планировал установить понтоны, и даже договорился с одним из институтов Ленинграда о разработке проекта. Но осуществить свой замысел просто не успел…

Прошли годы, много воды утекло в Северной Двине, а проблема с переправой не решалась.

И вот в этом году от Верхней Тоймы до острова была построена насыпь и обустроена дорога по острову, чтобы паром ходил от острова до левого берега, минуя обмелевший участок между Верхней Тоймой и островом. Так появилась возможность обеспечить проезд при самых низких уровнях воды и исключить ежегодные проблемы с переправой.

Чтобы выяснить все детали этого проекта, я записался на приём к главе Верхнетоемского округа Сергею Гуцало.

С Сергеем Валерьевичем у нас давно сложились добрые отношения, ещё с тех пор, когда он работал генеральным директором Борецкого леспромхоза, заместителем главы администрации Верхнетоемского района, исполнительным директором Ассоциации «Союза лесопромышленников Архангельской области». Уже тогда Сергей Валерьевич вынашивал идею проекта переправы в Верхней Тойме и говорил мне, что если станет главой, приложит максимум усилий для реализации проекта по переправе.  Я, человек недоверчивый, сомневался в реальности его планов. Как оказалось, зря.

По словам Сергея Гуцало, ещё работая генеральным директором ООО «Паленьга», он уже пытался реализовать проект переправы через остров, но по ряду причин это не удалось. Одна из основных причин – дефолт 1998 года, когда стоимость работ выросла в разы и у инвестора просто не хватило средств.

По опросам населения, переправа через реку Северная Двина является основной  проблемой округа, требующей решения. Почитайте районную газету «Заря», местные социальные сети, и станет ясно, что ещё совсем недавно волновало людей. Как наглядный пример: если построить два графика – максимального понижения уровней воды по годам (как показатель  проблем с переправой) и пика оттока населения, эти графики совпадут. Такое «совпадение» надо искоренить. В том числе с помощью нового маршрута переправы.

Некоторое время назад предлагался более амбициозный проект, а именно поставить понтоны от острова до левого берега, при этом обеспечить пропуск судов по фарватеру. Но у этого проекта нашлись  противники.

Администрация Верхнетоемского округа ведёт переговоры с ООО «Речные специалисты» и планирует, что новая переправа будет работать в период ледостава, что даст возможность продлить навигацию осенью. Для организации такой работы у предприятия накоплен значительный опыт (ООО «Речные специалисты» обеспечивают переправу в нескольких районах области), имеются средства и технические возможности, а главное – желание работать и финансировать проект.

Задал Сергею Валерьевичу и такой вопрос – а как быть с проводкой плотов ГК «Титан» с зимнего плотбища «Большая Свага»? Дамба перекрывает путь плотам зимней сплотки.

Сергей Валерьевич ответил, что весной 2022 года ООО «Беломорская сплавная компания», входящее в ГК «Титан», уже осуществило проводку плотов зимней сплотки на низких горизонтах воды относительно показателей по ближайшему водомерному посту. Если смотреть по сплавным таблицам, осадка пучка лиственных пород составляет не более 2,1 м, но лиственные породы отгружаются только в баржах, а осадка хвойных пород значительно меньше. По самым примерным расчётам, запас глубины при проводке плотов над насыпью будет составлять более метра. Хочется верить, что ООО «Речные специалисты» и ГК «Титан», как социально-­ответственные предприятия, найдут компромиссное решение.

На сегодняшний день инвестор вложил в реализацию проекта значительные финансовые средства, что говорит о серьёзных намерениях работать и оказывать услугу по перевозке водным транспортом. Предприятие уже оформило долгосрочную аренду на участки береговой линии в акватории реки Северная Двина, прилегающие к селу Верхняя Тойма. Надеемся, что сотрудничество с ООО «Речные специалисты» будет многолетним и плодотворным на благо населения Верхнетоемского округа.

На следующий день после нашей беседы по новому маршруту Верхняя Тойма–левый берег уже пошли первые легковушки, отзывы водителей о новом маршруте только восторженные.

В ходе беседы обсудили с Сергеем Валерьевичем разные темы: и обеспечение дровами населения округа, и капитальный ремонт социальных объектов, и что делать лесопромышленникам для преодоления очередного кризиса, который происходит в лесной отрасли с завидной регулярностью. Но это уже темы для отдельного большого разговора.

Глава округа очень активен в социальных сетях, старается ответить на все вопросы жителей. Надо сказать, что большинство жителей округа поддерживают активную деятельность главы.

Считается, что на снимке в газете глава округа должен быть серьёзным, сосредоточенным, озабоченным. Как видите, Сергей Валерьевич улыбается, этому есть очень важная причина – совсем недавно у него родилась дочка. А счастливый человек и работает лучше!

А теперь представим: если бы братья Кондратьевы были живы и могли прогуляться по новому маршруту через остров, как они были бы изумлены и порадовались бы результатам сотрудничества бизнеса и власти!


Текст Сергея КОНДРАТЬЕВА.

Фото Владимира Тюпина и Сергея КОНДРАТЬЕВА.



Дата публикации: 22 августа 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №12(307)
Теги: Откровенный разговор, Дороги




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий