Возродить сплав леса

В 2022 году в Республике Коми предполагается возобновить сплав заготовленного леса по рекам, чтобы лесовозы не разрушали дороги между деревнями и райцентрами. Такое поручение дал глава региона Владимир Уйба в 2020 году.

Однако власти региона до сих пор не определили, когда конкретно должна начаться подготовка к сплаву и кто будет финансировать дноуглубление реки Вычегды, без которого транспортировать лес по воде невозможно.

Напомним, в сентябре 2020 года разгорелся конфликт между водителями лесовозов и жителями посёлка Зимстан.

Негодование жителей вызвало то, что лесовозы регулярно превращают в море грязи многие участки местной дороги. В этой грязи постоянно застревают легковые автомобили, а «скорая помощь» до Зимстана порой добирается два-два с половиной часа, а то и больше. В итоге жители посёлка на некоторое время перекрыли дорогу. После этого Владимир Уйба поручил правительству республики внести поправки в региональное законодательство, согласно которым с 2022 года при лесозаготовке следует использовать речной сплав и отказаться от перевозки леса большегрузными автомобилями весной, летом и осенью. Но реальных мер по возобновлению лесосплава пока не видно.

«Эту тему муссируют на всех уровнях уже не первый год, – говорит гендиректор Союза лесопромышленников Республики Коми Анатолий Байбородов. – Возобновить лесосплав вполне реально: такая практика в течение многих лет использовалась при СССР. Крупным предприятиям такая задача по силам.

Главная проблема в том, что на реке Вычегде, по которой предполагается сплавлять лес, необходимо дноуглубление. Но эти работы очень дорогостоящие. Поэтому дноуглубление Вычегды не проводилось много лет. С 2016 года компания «Монди СЛПК» полностью прекратила сплав леса по Вычегде, так как плоты стали садиться на мель. В одном плоту почти 10 тыс. кбм древесины, его осадка более двух метров. Доля леса, который могли бы сплавлять крупные лесозаготовители, не очень велика. «Монди» и Сыктывкарский лесопромышленный комбинат могли бы сплавлять около 15-16% леса. Это одна из причин, по которой лесопромышленники не спешат заниматься этим вопросом.

Кроме того, сам лесосплав тоже стоит немалых денег: необходимо содержать флот, буксирующий плоты, обслуживать причалы. Но даже 15-­16% – серьёзный объём, если учесть, что объём заготавливаемого ежегодно леса в республике составляет около 10 млн. кбм».

По мнению Анатолия Байбородова, при условии дноуглубления сплавлять по Вычегде можно около полумиллиона кубов леса. Однако для этого необходимо, чтобы государство финансировало дноуглубительные работы. К идее софинансировать дноуглубительные работы со стороны бизнеса эксперт относится отрицательно – по его словам, предприятиям хватит расходов с организацией сплава. Правда, пока эти расходы никто не рассчитывал, и говорить о конкретных суммах сложно. В итоге почти все 10 млн. кбм леса, за вычетом небольшой доли железной дороги, перевозится по автомобильным дорогам.

Сейчас движение по ним временно ограничено на время весенней распутицы. Однако полумерами этот вопрос не решить.

Республиканские власти намерены привлекать для дноуглубления федеральные средства. Вычегду предполагается внести в федеральный перечень для дноуглубительных и берегоукрепительных работ. Взаимодействие власти и бизнеса относительно проблемы транспортировки леса в Коми оставляет желать лучшего. Проблемные дороги периодически выравниваются грейдерами, но следом за ними идут лесовозы и вновь быстро разбивают дорожное полотно. В итоге немалая доля бюджетных денег, расходуемых на дороги, тратится без пользы.

«Лесопромышленный бизнес готов финансово участвовать в содержании дорог. С каждого кубокилометра мы предлагаем платить на эти цели 2,36 рубля, – отмечает Анатолий Байбородов. – Но власти не могут придумать схему, по которой эти средства можно с нас получать».

Кстати, более половины дорог с усовершенствованным покрытием в Коми не соответствуют нормам. На их ремонт требуется 41,7 млрд. рублей. Кроме того, ремонта требуют около ста мостов, на эти цели необходимо примерно 6,6 млрд. Одна из основных причин плохого состояния дорог – проезд сверхтяжёлой техники.

Региональные власти считают, что для решения этой проблемы необходимо корректировать законодательство. Например, в Лесной кодекс следует ввести понятие «лесная дорога», прописать требования, как их строить, содержать и эксплуатировать. Строительство лесных дорог позволит разгрузить дороги общего пользования.


Алексей МИХАЙЛОВ.


Дата публикации: 11 мая 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №08(303)
Теги: Сплав леса




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий