После нас хоть лес не расти

Постановлением от 21 сентября 2020 года № 1509 правительство России утвердило «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения». Как отмечает Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела организации и редактор новостей «Лесного форума» Greenpeace, данное постановление в своё время позволило таким вот незапланированным лесам хотя бы условное право на существование. Собственники угодий этот документ также приветствовали: он предоставил им возможность избежать крупных денежных штрафов за выросшие деревья и принуждения к их уничтожению.

Однако не всё оказалось так просто: Минприроды постановление, разрешающее лесоводство на сельхозземлях, не удовлетворило, и потому вскоре последовал первый пакет поправок, который должен был, по сути, вновь полностью запретить подобную форму лесного фермерства. Не обошлось бы в данном случае и без тотального уничтожения всех самовольно появившихся на сельскохозяйственных угодьях лесов.

«Неофициально при этом, в качестве основы для своих лесоистребительных умонастроений, чиновники ссылаются на протокол заседания специальной рабочей группы по этому вопросу под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко от 25 января 2021 года», – отмечает Ярошенко на сайте «Лесного форума».

В 2022 году власти вновь встали перед всё тем же выбором: растить лес или всё-­таки избавиться от него. Во-первых, Рослесинфорг пообещал подсчитать лес на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения. По оценке ведомства, пересчитать деревья предстоит в 27 регионах на площади около 50 млн гектаров, а это около 3% территории страны.

В результате специалисты получат информацию о том, где именно произрастают спорные леса и какую территорию они занимают. Итоговые данные также позволят выяснить общий запас таких лесов и их породный состав. Как отмечают в Рослесинфорге, обследование этих массивов позволит полноценно учитывать их роль в лесоклиматической повестке, особенно при сокращении выбросов парниковых газов.

Главной проблемой определения площади зарастания сельхозземель лесом является то, что обследуемые земельные участки в большинстве своём не имеют чётких установленных границ. Решить данный вопрос помогут данные дистанционного зондирования Земли. 27 января 2022 года Виктория Абрамченко на правительст­венном совещании сообщила о планах по использованию 15 млн гектаров сельхозземель для лесоклиматической деятельности. Сделать это планируют до 2024 года. Также вице-премьер отметила, что власти намерены инвестировать до 600 млрд рублей в климатические проекты: «К 2024 году будут созданы условия для вовлечения в климатические проекты до 15 млн гектаров лесов на землях сельскохозяйственного назначения и до 25% площади резервных лесов. Всё это позволит увеличить на 10% поглощающую способность российских экосистем», – рассказала Абрамченко.

Алексей Ярошенко считает данный подход к вопросу использования сельхозугодий и выросших на них лесов более разумным, нежели принуждение собственников данных территорий к уничтожению молодой лесной поросли даже в тех случаях, когда земли не подходят для современного эффективного сельского хозяйства и возвращения в сельскохозяйственный оборот.

Для того чтобы озвученные вице-премьером меры и проекты были воплощены в жизнь, необходимо принимать реальные действия, считает представитель Greenpeace России. И они должны быть направлены на массовое развитие сельского лесоводства в стране.

Так, отмечает эксперт, следует отказаться от разработки и принятия тех самых спорных поправок к постановлению 1509, предлагаемых Минприроды России: «Никто не будет развивать никакие лесоклиматические проекты, зная, что профильное министерство готовит правительственный документ, согласно которому всё выращенное в рамках этих проектов придётся уничтожить, а возможно – ещё и заплатить немалые штрафы».

Второй шаг заключается в том, чтобы устранить противоречия между Лесным кодексом России, который предусматривает возможность существования лесов на сельхозземлях и использование этих земель для лесоводства, и Земельным кодексом РФ, который, напротив, такой возможности вовсе не предусматривает. В частности, подчёркивает Ярошенко, необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 77 Земельного кодекса,  ч. 1 ст. 78, ч. 4 ст. 78. Соответствующие изменения следует внести и в классификатор видов разрешённого использования земельных участков, и в признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ.

Проблему лесного фермерства затронул во время заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, которое состоялось 9 декабря 2021 года, и Владимир Путин. Глава страны поручил проанализировать ситуацию с выращиванием лесов на землях сельскохозяйственного назначения и при необходимости сформулировать предложения по изменению законодательства, регулирующего данную сферу. Ответственными за его исполнение были назначены премьер-­министр РФ Михаил Мишустин, губернатор Алтайского края Виктор Томенко и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Срок исполнения также был поставлен вполне чёткий – 1 мая 2022 года. Однако вот само поручение, как отмечает редактор новостей «Лесного форума» Greenpeace, не вполне конкретное. В нём отсутствует требование принять меры по развитию сельского лесоводства и по устранению препятствующих ему противоречий в законодательстве. Президент лишь поручил проанализировать ситуацию и при необходимости представить предложения.

«Тем не менее это ещё один маленький шаг в сторону разумного использования брошенных сельхозземель, которые точно никогда не вернутся в сельскохозяйственный оборот, для различных форм лесоводства», – считает Ярошенко.


Иван ПОПОВ.


Дата публикации: 14 марта 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №04(299)
Теги: Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий