Электронный учёт — тормоз ЛПК

Новые правила оборота древесины в России станут серьёзным препятствием для «чёрных лесорубов», но не помешают вести законный бизнес, заявил на совещании с вице-­премьерами председатель правительства Михаил Мишустин. Однако законопослушные бизнесмены через своего представителя во власти жалуются, что не успевают за реформами. Кроме того, они несут серьёзные издержки, которые в итоге будут переложены на потребителей. Потребители гадают, как резко могут снова подорожать обычные дрова и пиломатериалы.

«Новые нормы не мешают вести бизнес тем, кто соблюдает действующее законодательство, а для так называемых чёрных лесорубов станут серьёзным препятствием», – сказал глава кабмина по поводу введённого с 1 января 2022 года нового порядка прослеживаемости движения древесины. На каждую партию лесоматериалов теперь нужно оформлять сопроводительный документ в электронном виде. Движение древесины «можно теперь отследить через цифровую систему по всему маршруту от лесосеки до предприятий переработки и до таможенных органов», отметил Мишустин.

Отвечающая за работу отрасли вице-­премьер Виктория Абрамченко сообщила, что в обновлённой информационной системе ЛесЕГАИС зарегистрировано более 20 тыс. пользователей, а за праздничные дни было сформировано более 120 тыс. электронных сопроводительных документов (ЭСД) на транспортировку древесины общим объёмом более 5 млн. кбм.

Реформы, инициированные в лесной отрасли президентом Владимиром Путиным в 2020 году для её декриминализации, включают комплекс мер, часть из которых применялась в прошлом году в тестовом режиме. При этом скорость внедрения контроля оказалась слишком высокой для части предпринимателей. Бизнес-омбудсмен Борис Титов даже обратился к главе правительства с предложением установить переходный период для новых правил работы лесорубов. Поводом стало обращение лесопромышленников Приморского края. Они не успели приспособиться к электронным сопроводительным документам (ЭСД) и переделать склады – необходимо оборудовать их ограждением и снабдить комплексами видеофиксации транспортных средств.

Предприниматели рассказывали и о сумбуре в поставках продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) в связи с введёнными с 1 января ограничениями на вывоз леса-­кругляка. Необработанную древесину из хвойных и ценных лиственных пород теперь можно вывозить только через два пропускных пункта на границе с КНДР и Финляндией. Это должно позволить оставлять в России до 6 млн. кбм только хвойной древесины, подсчитали в Минпромторге. Для улучшения контроля за вывозом продукции ЛПК с 2022 года также сокращено почти на треть количество пунктов её пропуска через границу – с 97 до 69. Эта мера не коснётся продукции с высокой добавленной стоимостью (целлюлозы, плит, мебели, стройматериалов и т. д.), поясняли в аппарате Абрамченко.

Остающиеся в России объёмы леса, как надеются участники рынка, помогут стабилизировать внутренние цены на продукцию ЛПК. Дело в том, что минувшим летом изделия из древесины подорожали почти вдвое. Даже в лесной Карелии жители вынуждены покупать дрова по 2,5 тыс. руб. за кубометр, хотя ещё год назад цена колебалась в пределах 1,5–1,7 тыс. И хотя осенью наметилась некоторая коррекция на всём рынке, цены, как говорят эксперты, вряд ли вернутся когда-­нибудь на допандемийные уровни. Тем более что и сами реформы ведут к дополнительным издержкам.

«Основным драйвером роста цен на продукцию лесопромышленного комплекса России стали высокие мировые цены, что сделало экспорт лесопродукции очень выгодным, – сказал директор Лесного попечительского совета FSC России Николай Шматков. – Такая ситуация подталкивает цены вверх и на внутреннем рынке. Новые требования в рамках развития системы ЛесЕГАИС увеличат расходы лесопользователей, и в дальнейшем все затраты будут переложены на потребителя. Переоборудование складов, внесение данных о древесине в электронные системы учёта, поддержка дополнительного документооборота (пусть и в электронном виде), штрафы за нарушения этих требований (до 400 тыс. руб. за неправильное оформление бумаг с каждого лесовоза) – это дополнительные затраты лесопользователей и лесопереработчиков, которые они вынуждены перекладывать на плечи и карманы покупателей».

На фоне легализации порубок и экспорта лесоматериалов идёт тенденция к снижению цен на такие стройматериалы, как ДСП и ОСП, сказал первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Это может быть выгодно для конечных потребителей, так как цены на товары из ДСП и ОСП могут немного снизиться», – говорит он.

«Идёт процесс наладки программы, много технических сложностей. Результаты будут, когда программа заработает, ЭСД будут отражаться в ЛесЕГАИС и можно будет считать баланс по обороту древесины», – сказал вице-­президент по реализации государственных программ, устойчивому развитию и лесной политике Segezha Group Николай Иванов. «Подешеветь от данной меры ничего не может, так как она привела к допзатратам для всех лесопользователей, объём вывоза сократился, по предварительным оценкам, на 15–20% год к году», – говорит он.

Государство так и не представило никакой внятной информации о том, насколько прежняя система ЛесЕГАИС помогала выявлять неучтённую древесину и бороться с нелегальной заготовкой, а ведь это ключевой показатель работы системы, отмечает Шматков. «Похоже, так же будет и с обновлённый версией. Есть большие сомнения, что государство сможет выстроить эффективную систему контроля за потоками древесины и отслеживания её легальности, не имея работающей системы контроля непосредственно в лесу и на путях транспортировки к местам переработки. Так что есть риски, что и новая система будет контролировать в первую очередь работу добросовестных лесопромышленников, а не решать главную проблему – сокращение объёмов «серой» древесины и прекращение торговли незаконно заготовленной», – говорит Шматков.

«Новые правила оборота древесины в России введены с 1 января 2022 года. На данном этапе оценки преждевременны», – заявили в пресс-службе Счётной палаты (СП). Там сообщили, что Счётная палата планирует проанализировать работу новых правил оборота древесины «в рамках аудита системы мониторинга и учёта лесных ресурсов Российской Федерации». Проверка начнётся весной и продлится до конца 2022 года.

Предлагаемые меры не будут иметь прямого влияния на российских потребителей, а сокращение нелегального оборота древесины позволит сохранить потенциал лесного фонда для добросовестных лесопользователей и реализации климатических проектов в рамках стратегии низкоуглеродного развития, заявили в пресс-службе Минприроды. «Новые требования вступили в силу совсем недавно, в связи с чем для оценки эффективности необходимо собрать соответствующую статистику и правоприменительную практику», – заявили там.

Система, по сути, работает в режиме наладки, есть проблемы, которые все ожидали, поясняет ситуацию Иванов. «Непосредственно сами ЭСД сформировать можно практически в ручном режиме, но говорить о работе системы во взаимосвязи всех компонентов трёх федеральных законов (места складирования древесины, отчёт о балансе древесины, переработке и т. д.) – пока рано, – считает эксперт. – Задача налаживания эффективного межведомственного взаимодействия тоже находится пока ещё на начальной стадии проработки».

Соответствующие проблемы наблюдаются у предпринимателей разного уровня, продолжает Иванов. «При этом просматривается определённая взаимосвязь со степенью их вовлечённости в процессы по линии рабочей группы по ЛесЕГАИС и готовностью к нововведениям, а также с глубиной понимания проблемы на корпоративном уровне. Мы – справляемся. Одновременно подсчитываем возникающие дополнительные расходы, обусловленные простоями, наймом дополнительного персонала, закупкой топлива и оргтехники», – говорит он.

И хотя система контроля функционирует пока не в полном объёме, «катастрофы вселенского масштаба», конечно же, не произошло, говорит Иванов. «Полагаю, что во избежание возможных противоречий при толковании действий бизнеса и должностных лиц до вступления в силу 1 марта 2022 года новых элементов ЛесЕГАИС необходимо оперативно внести соответствующие изменения в российский Лесной кодекс и подзаконные акты.

В СП отметили, что в новых правилах учтены предложения Счётной палаты. «В 2019 году СП в качестве существенных недоработок ЛесЕГАИС отмечала отсутствие сведений о транспортировке древесины. Это приводило к невозможности контроля оборота лесоматериалов от места заготовки до места потребления.

Также мы отмечали отсутствие механизмов отслеживания объёмов древесины на момент заготовки и объёмов реализации, позволяющих в автоматизированном режиме проверять контролирующим органам цепочку поставки. Информация о данной проблеме была направлена в Правительство РФ. Принятые изменения в Лесной кодекс в части введения электронного сопроводительного документа для транспортировки древесины направлены на повышение качества контроля за оборотом древесины», – заявили в СП.


Анатолий Комраков.


Дата публикации: 14 февраля 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №02(297)
Теги: ЛесЕГАИС




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий