Татьяна Гигель: Лесоустройство надо провести в первую очередь в лесоизбыточных регионах

8–10 декабря в Вологде в 26-й раз прошёл международный форум «Российский лес». В его работе участвовали: губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Юрий Воробьёв, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников и его заместитель Александр Панфилов, заместитель председателя концерна «Беллесбумпром» Александр Пшенный, начальник Санкт-­Петербургской таможни – генерал-­майор таможенной службы Сергей Опря, депутаты Госдумы России, а также сенатор, председатель экспертно-консультационного совета по лесному комплексу при комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель, которая по завершению форума ответила на вопросы журналистов.

- Татьяна Анатольевна, как вы охарактеризовали бы прошедшее мероприятие, на котором в последние годы бываете постоянно?

- Вне сомнения, с каждым годом значение этого форума растёт, поскольку он смог подняться до уровня одной из крупнейших экспертных площадок для представителей бизнеса и власти, посвящённых развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса России. Именно на нём подводятся итоги работы лесной отрасли за отчётный период, обсуждается новая стратегия развития производства и бизнеса.

Очень грамотно построена сама работа форума, позволяющего экспертам различных уровней и направлений деятельности обменяться опытом, наладить взаимовыгодные отношения и заключить контракты. На нём даётся оценка новых законодательных инициатив в свете их практического применения, поднимаются вопросы эффективного лесопользования и лесовосстановления, охраны и защиты лесов, внедрения передовых технологий в лесном хозяйстве.

- Вы хотите сказать, что побывав на форуме, даже  новичок может получить вполне объективную картину о состоянии лесной отрасли сегодня и стоящих перед ней проблемах?

- Думаю, что да, хотя по большому счёту, на этом форуме случайных людей не встретить. Сюда съезжаются профессионалы, активно работающие в отрасли предприниматели, руководители предприятий и ведомств данного направления со своими вопросами и задачами.

- Выступая с докладом на пленарном заседании, на что вы решили обратить особое внимание?

- Поскольку я являюсь представителем законодательного органа, в своём выступлении сделала основной акцент на итогах проведённой за отчётный период законодательной работы. Тем более что в этом направлении сделано немало. Решению накопившихся в отрасли проблем способствует самое пристальное к ним внимание председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко. Именно в Верхней палате создан совет по развитию лесного комплекса под председательством вице-спикера Юрия Воробьёва, что говорит о приоритетности этой задачи для высшего законодательного органа страны.

Вполне объяснимо проявленное к моему выступлению повышенное внимание присутствующих. И в прежние годы сотрудники лесной отрасли относились к законам с большим вниманием, поскольку любое отступление от них жёстко каралось: за срубленные без билета две берёзы нужно было заплатить 50 тысяч рублей штрафа – это были огромные деньги в советское время.

А сейчас, когда в соответствии с указом президента и планом, утверждённым правительством страны, а также решениями Совета Федерации поставлена цель – начиная 2022 года осуществить 100-процентную декриминализации лесной отрасли на основании новых, довольно сложных для исполнения законов, – от их знания и грамотного применения зависит успех в работе. Это представители современного бизнеса очень хорошо понимают.

Надеюсь, что форум поможет внести весомый вклад в процесс внедрения новых законодательных инициатив, призванных регламентировать новые рыночные отношения, не зафиксированные в Лесном кодексе 2006 года, и их совершенствование. Работая над лесным законодательством, именно от профессионалов мы ждём конкретных предложений, которые способствовали бы более эффективной работе отрасли.

- Судя по вашему выступлению, несмотря на заметные перемены последнего времени в лесном законодательстве, всех проблем они не решают? А ряд законов вызывает определённую озабоченность...

- Законодательство, как вы понимаете, живой процесс. Оно исходит из поставленных временем задач. Скажем, в ФЗ № 303 «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ № 170 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» были внесены существенные поправки. Но чтобы они заработали в полную силу, требуется принятие подзаконных актов и обеспечение финансового сопровождения.

Коллеги-­лесники должны знать, что ФЗ № 3 также требует доработки в части совершенствования правового регулирования лесных отношений. Так, в соответствии с п. 6 ст. 4 данного закона с 1 января 2022 года электронный сопроводительный документ должен заменить бумажный. Однако до сих пор не опубликованы необходимые в таких случаях подзаконные акты. Но мы об этом знаем и постараемся обеспечить коллег необходимыми документами.

Своим беспокойством я поделилась и в отношении дублирования обязательных требований по регистрации сделок с древесиной в ЛесЕГАИС и биржевых информационных системах с дублированием административной ответственности за невнесение сведений в КоАП, а также блокировки экспорта лесоматериалов ФТС России из-за недостатков в формулировках переходных положений федерального закона № 3­-ФЗ в отношении сделок с древесиной.

- Вы действительно возлагаете большие надежды на ускоренную реализацию норм закона, касающегося лесоустройства?

- Как и члены нашего экспертно-консультативного совета по проблемам лесного комплекса, я отношу решение этого вопроса к числу первостепенных, поскольку процесс этот за год-два решить невозможно. Ведь требуется устроить 300 миллионов гектаров лесных угодий. Огромнейшие территории. А реализация этого закона должна дать объективную оценку лесных ресурсов, что в свою очередь позволит решить целый комплекс проблем управления лесами. Поэтому убеждена, что лесоустройство надо провести в первую очередь в лесоизбыточных регионах, где есть реальное производство и налажена глубокая переработка древесины.

- В любой отрасли проблемы, как правило, имеют свойство выстраиваться в определённую цепочку. После проведения лесоустройства потребуется ремонт лесных дорог, которые за последние годы оказались просто-напросто разбитыми. А к некоторым участкам их вообще нет. Не случайно же их именуют труднодоступными...

- Вопрос для отрасли актуальный. И мне было приятно сообщить участникам форума, что в Совете Федерации законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ в части регулирования отношений по созданию, ремонту и эксплуатации лесных дорог находится в высокой степени готовности. Он уже согласован как с Минпромторгом, так и с Минприроды. К тому же действующим законодательством теперь предусмотрена возможность для субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать случаи и продолжительность временного ограничения движения по лесным дорогам.

- Современное законодательство позволяет выигрывать подрядные конкурсы юридическим лицам, которые фактически такой деятельностью не занимаются. В лесной отрасли такого не наблюдается?

- К сожалению, есть такие прецеденты. Так что настала необходимость разобраться в создавшейся ситуации, когда правом заключения договора аренды лесного участка на конкурсной основе и оценки конкурсных предложений законом допускается выиграть его участнику, который фактически не осуществляет заявленную деятельность.

- На форуме в Вологде вы поднимали вопрос развития биоэнергетики в лесном комплексе?

- Его невозможно обойти стороной. Тем более когда своими глазами видишь как далеко шагнули современные технологии, позволяя с минимальными потерями утилизировать отходы для получения энергии не только на этапе заготовки древесины, но и на всех последующих этапах её переработки, что существенно повышает эффективность работы всего лесного комплекса.

Но, к сожалению, её развитию в России препятствует отсутствие централизованной системы государственного учёта потребления древесного топлива, а также наличие большого числа административных барьеров в лесном законодательстве. Для продвижения этого направления в лесной отрасли необходимо внести соответствующие изменения в нормативно-­правовые акты. То есть это ещё один огромный пласт работы.

- На форуме вы заявили, что 100-­процентный запрет рубок ухода негативно влияет на развитие лесной отрасли. Что здесь подразумевается?

- Я готова повторить это на любой площадке, поскольку как специалист понимаю, что такой подход отрицательно сказывается на здоровье наших лесов. В частности, стала наблюдаться гибель ценных кедровников от союзного короеда. В некоторых регионах она достигает 70% (Томская область).

Кроме того, в связи с вступлением в силу указа Президента о запрете вывоза необработанных лесоматериалов ценных пород древесины за пределы Российской Федерации могут создаться проблемы по обеспечению сырьём фанерно-спичечных комбинатов, которые работают на берёзе и осине. Потому что они к ценным породам древесины не относятся. А это значит, что мы обязаны отстоять интересы отечественных товаропроизводителей.

- На форуме вы также посетили выставку «Российский лес», побывали на итоговом совещании. Какими были ваши пожелания коллегам?

- На мой взгляд, очень важно, что вся программа форума «Российский лес» была посвящена не только вопросам заготовки и переработки древесины, но, что немаловажно, обсуждались вопросы лесовосстановления, охраны и защиты лесов, большое внимание уделено реализации программ по профориентации молодёжи, повышению престижа профессии лесовода и сохранению кадрового потенциала на предприятиях ЛПК.


Экспертно-консультативный совет по лесному комплексу при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.


Дата публикации: 24 января 2022
Опубликовано в "Лесной Регион" №01(296)
Теги: Форум




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий