Сенатору Российской Федерации

Уважаемая Татьяна Анатольевна!

В Архангельской области более 60% лесного фонда распределено между холдингами под приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (далее в тексте ПИП), 20% в долгосрочной аренде у предприятий малого бизнеса, часть из которых не ведут переработку древесины.

Оставшаяся малая часть свободного лесфонда находится в краткосрочном пользовании муниципальных образова­ний. В этой лесосеке проводятся аукционы по продаже делянок для малого бизнеса. В аукционах участвуют представители малого, среднего и крупного бизнеса.

 

Лазейка в Лесном кодексе

Принцип аукционов один: кто сможет предложить большую цену, тот и выиграл право на заключение договора аренды. А вот какие лазейки в действующем законодательстве существуют для недобросовестных лесозаготовителей. Победитель аукциона оформляет договор купли-­продажи лесных насаждений, оплачивает первый платёж, но не торопится доплачивать оставшуюся – большую часть.

Далее платит пени, вырубает делянку и банкротит ИП/ООО, т. к. обанкротить ИП/ООО гораздо выгоднее, чем доплачивать миллионы за второй платёж, а также платить возможные последующие штрафы и неустойки за нарушения рубки. До момента банкротства можно успеть использовать данную схему несколько раз.

В список недобросовестных лесопользователей ИП/ООО попадает только в случае отказа от заключения договора. В данной СХЕМЕ договор заключен, лес можно рубить. Неоднократные штрафы и неустойки также не являются признаками недобросовестности. Дальше этот лес может продаваться без ЕГАИС и других документов. Соответственно, лесной аукцион не является гарантией эффективного использования лесов.

Большой надежды на «краткосрочные» аукционы тоже нет, подобные аукционы не позволяют добросовестному бизнесу планировать свою деятельность на длительную перспективу.

Более того, в аукционах зачастую участвуют предприятия, не имеющие мощностей для заготовки и переработки древесины, участвующие в аукционах лишь для дальнейшей пере­продажи делянок, что существенно увеличивает стоимость продукции для добросовестного бизнеса. Соответственно налоговых отчислений и платежей в бюджеты от этих «победителей аукционов» тоже нет.

Такие «победители аукционов» создают плохую репутацию другим участникам лесного сектора, портят лицо малого бизнеса. Создаётся общее мнение, что в лесу работают одни жулики. Поэтому допуск к лесным аукционам предприятий, не имеющих производственных мощностей для заготовки и переработки леса, должен быть закрыт.

Так, в Ассоциацию «Союз лесопромышленников Архангельской области входит 48 участников, которые за много лет эффективной и добросовестной деятельности доказали свой профессионализм. Необходимо, чтобы к лесным аукционам и к конкурсам допускались только действующие, оснащённые техникой и специалистами предприятия и ИП.

 

Как увидеть перспективу?

В Архангельской области немало предприятий малого и среднего бизнеса, которые работают на перспективу, постоянно развивают свои производства, инвестирующие в новое оборудование. Эти ответственные предприятия имеют сертификаты FSC, что означает социальную значимость и ответственность лесопользователей, в срок выплачивают «белую» зарплату и налоги.  

Как правило, руководители и сотрудники таких предприятий живут в том же районе, где и находится их производство. В этом случае не надо искать инвесторов извне, надо помогать тем, кто достоин участия в развитии района и области на благо жителей. Большинство таких предприятий и являются членами «Ассоциации».

 

Что делать?

Для стабильной работы и развития предприятий малого и среднего бизнеса лесного сектора необходима долгосрочная аренда леса на 49 лет. Это позволит организовать дополнительные рабочие места, увеличить налоговые поступления и приведёт к эффективному лесопользованию на безотходных технологиях. Создаст благоприятные условия для социально-экономического развития территорий и привлечения инвестиций.

Для обеспечения древесиной малого и среднего бизнеса, владеющего объектами глубокой переработки древесины, в ЛК РФ ст. 80.1–80.2 созданы условия и разработаны все нормативные акты для проведения открытых конкурсов на право заключения договора аренды лесного участка, для заготовки древесины.

Законодательством РФ определены критерии допуска к конкурсу. Основные – это наличие действующих производственных мощностей и потребность в древесине для дальнейшей переработки.

Выиграть в конкурсах может только полностью легальное «прозрачное» предприятие, расположенное на территории субъекта, имеющее мощности по максимально глубокой переработке древесины; способное полностью и эффективно осваивать запрашиваемый лесфонд; с максимальной добавленной стоимостью производить продукцию глубокой переработки древесины, используя отходы лесопиления для производства биотоплива.

Важно, чтобы конкурсы проводились для предприятий малого и среднего бизнеса, т. к. холдинги обеспечены лесосекой!

За последние три года в Архангельской области проведено всего шесть конкурсов. Сейчас работа по предоставлению лесных участков для конкурсов замедлилась. На заявления о проведении конкурсов предприятия получают отказ областного министерства – в связи с отсутствием лесных участков, поставленных на кадастровый учёт и сформированных для проведения конкурсов.

Для подготовки лесных участков под конкурсы необходимо:

- провести кадастровые работы по формированию лесных участков;

- осуществить оценку и учёт леса на созданных участках;

- решить вопрос о возможности участия в данных конкурсах на право заключения договора аренды лесных участков, находящихся в краткосрочном пользовании, в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины;

- ограничить участие холдингов в конкурсах – в интересах МАЛОГО БИЗНЕСА.

Просим Вас оказать содействие в решении перечисленных проблем по организации работы для проведения аукционов и открытых конкурсов на право заключения долгосрочного договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины для предприятий малого и среднего бизнеса Архангельской области. Предполагаем, что эти проблемы касаются многих лесных регионов России.


Ассоциация «Союз лесопромышленников Архангельской области».

2 ноября 2021 года


Дата публикации: 8 ноября 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №17(293)
Теги: Откровенный разговор, Малый бизнес, Лесное хозяйство




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий