Что волнует лесопромышленников

На Петербургском лесопромышленном форуме круглый стол «Ситуация в отрасли. Ключевые события. Новые законодательные инициативы правительства. Как на это реагирует бизнес-­сообщество» был одним из самых посещаемых, свободных мест не было и на все вопросы лесопромышленников отвечал Александр Мариев – главный аналитик ФГБУ «Рослесинфорг», руководитель постоянно-действующей Проектной группы Рослесхоза по реализации положений Федерального закона от 4 февраля 2021 г. № 3-­ФЗ об обороте древесины и продукции из неё.

Мы попросили Александра Николаевича ответить на два самых острых для ЛПК вопроса, которые вызвали наиболее оживлённую дискуссию и обсуждение возможных вариантов их решения.

Итак, вопрос первый. Почему происходит дублирование обязательных требований по регистрации сделок с древесиной в ЛесЕГАИС (лесное законодательство) и биржевых информационных системах (антимонопольное законодательство) и требований об административной ответственности за невнесение сведений (КоАП), и  как избежать дублирования?

По словам Александра Николаевича, обязательные требования законодательства Российской Федерации по декларированию и регистрации сделок с древесиной в рамках требований лесного и антимо­нопольного законодательства Российской Федерации дублируются. Одновременно происходит дублирование составов административных правонарушений в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Необходимо исключить дублирование положений законодательства Российской Федерации в части обязательных требований по представлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации о сделках с древесиной и о внебиржевых договорах с лесоматериалами. Участники форума предложили обратиться в Правительство Российской Федерации о передаче сведений о внебиржевых сделках с древесиной в информационные системы биржи из единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней (далее – ЛесЕГАИС) в 2022 году и из федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (далее – ФГИС ЛК) с 1 января 2023 года, с установлением обязательств по обмену и приёму информации операторов соответствующих систем. Указанную специфику реализации антимонопольного законодательства для древесины и продукции её переработки необходимо широко обсудить среди представителей отраслевого сообщества и отраслевых объединений для получения одобрения и поддержки. 16 ноября 2021 года на Форуме Российского союза промышленников и предпринимателей «Обязательные требования и контрольно-­надзорная деятельность: итоги реформы и перспективы» в рамках Недель российского бизнеса (НРБ) представителям лесного бизнеса необходимо вновь поднять этот вопрос.

Справочно. Лесное законодательство, в соответствии с частью 1 статьи 50.5 налагает на стороны сделки с древесиной обязательное требование о декларировании сделок в ЛесЕГАИС (с 2023 года – во ФГИС ЛК). Антимонопольное законодательство, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительст­ва Российской Федерации от 23.07.2013 г. № 623 «Об утверждении Положения о представлении информации о заключённых сторонами на неорганизованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и представлении информации из указанного реестра», наложило с 5 августа 2021 года на производителей лесоматериалов круглых обязательное требование о представлении информации о внебиржевых договорах.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях частью 1 статьи 8.28.1 налагает ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной в виде административного штрафа до 200 тыс. рублей, и частью 6 статьи 14.24 налагает ответственность за нарушение стороной договора, заключённого на неорганизованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков представления информации об указанном договоре, в том числе представление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредставление такой информации в виде административного штрафа до 500 тыс. рублей.

Второй вопрос касался блокировки экспорта лесоматериалов ФТС России из-за двусмысленных, неточных, некорректных формулировок переходных положений Федерального закона № 3­-ФЗ в отношении сделок с древесиной.

По словам Александра Мариева, ФТС России, после вступления в силу переходных положений Федерального закона от 4 февраля 2021 года № 3­-ФЗ в отношении сделок с древесиной (часть 2 статьи 4 № 3-­ФЗ) требует от экспортёров лесоматериалов наличия в ЛесЕГАИС отчёта по сделке с древесиной, которая фактически ещё не была транспортирована и не доставлена потребителю (покупателю) ЗА СУТКИ до оформления таможенной декларации на товары.

Таким образом, некорректная интерпретация формулировки переходного положения лесного законодательства со стороны ФТС России создаёт необходимость внесения изменения в декларацию о сделках с древесиной ДО момента совершения события хозяйственной жизни, что противоречит требованиям законодательства о бухгалтерском учёте и здравому смыслу.

При этом ФТС России направляет материалы о признаке административного правонарушения в уполномоченный орган на составление протоколов об административных правонарушениях по части 1 статьи 8.28.1 КоАП – Департамент лесного хозяйства по федеральному округу. Реализация сделки блокируется, экспорт лесоматериалов не осуществляется до окончания всех процедур формирования материалов дела и направления в соответствующий мировой суд, при том, что решения судей по таким делам противоречивы, признание факта административного правонарушения в описанной ситуации невозможно.

Справочно. Часть 2 статьи 4 № 3-­ФЗ: «Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2023 года в соответствии с частью 3 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации внесение изменений в декларацию о сделках с древесиной в части сведений о фактическом объёме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, допускается до начала транспортировки древесины, а в отношении товаров, подлежащих таможенному контролю, – не позднее дня, предшествующего дню подачи таможенной декларации».

Позиция Федерального агентства лесного хозяйства по указанному вопросу приложена отдельным письмом от 17 марта 2021 г. № ИС­-10­-42/5109.

Как видим, ответы Александра Николаевича изложены несколько казённым языком, но при обсуждении такой сложной темы, как тонкости   законодательства, иного языка и быть не может. Объединениям лесопромышленников, крупным лесным холдингам необходимо активнее включиться в совместную работу  и добиваться устранения недоработок  законодательства. Иного пути нет.


Записал Сергей КОНДРАТЬЕВ.



Дата публикации: 4 октября 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №15(291)
Теги: Форум




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий