Лесной передел выходит на линию старта

Усиление роли государства в российской экономике всегда имеет конкретных бенефициаров. В 2021 году ужесточение регулирования добралось до одной из самых теневых сфер – до экспорта леса. Совсем скоро у нас в стране появится новая крупная компания, призванная монополизировать вывоз необработанной древесины.

С идеей создания новой госкомпании, которая будет обладать эксклюзивным правом на экспорт леса из России, в феврале выступил вице-­премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Образование государственной монополии объясняется, во-­первых, желанием создать собственную переработку леса, которая представляла бы собой нечто большее, чем просто вывоз необработанного дерева, из которого финны или китайцы делают шкафы и полки. Во-­вторых, крупный игрок, поддерживаемый государством, или несколько таких бизнес-­субъектов способны усилить позиции России на мировом рынке леса. Если будет создана лесная госмонополия, то она сможет быстро выдавить с рынка небольших частников. Однако она вряд ли качественно изменит ситуацию с самой вырубкой.

С резким ростом мировых цен на пиломатериалы у государства появилась перспектива хорошо заработать. И как это бывает, нажиться на этом деле могут приближённые к правящей элите олигархи. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) также предпринимает попытки стать одним из основателей эксклюзивной госкомпании, которая и станет контролировать экспорт необработанного леса с Дальнего Востока. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики заявляет об этом в своих проектах. Кто же выиграет от монополизации лесной промышленности?

Одним из выгодоприобретателей новых инициатив правительства может стать Глеб Франк – зять миллиардера Геннадия Тимченко и сын Сергея Франка, бывшего министра транспорта РФ, совладелец и член совета директоров нескольких российских компаний.

Сообщается, что господин Франк начал подбираться к самой денежной отрасли Дальнего Востока – лесозаготовкам. В конце прошлого года была зарегистрирована новая компания – ООО «Тайга», которая на сто процентов является собственностью компании Франка ООО «Роквелл капитал». Франк собирается развернуться в лесу на полную катушку. Помимо заготовки древесины он намеревается делать шпон, фанеру, бумагу и картон.

Реальную конкуренцию Глебу Франку в борьбе за монополизацию лесной промышленности может составить Владимир Евтушенков, чей холдинг «Система» также связан с лесным бизнесом через компанию «Инвестлеспром». В феврале 2015 года «Система» утвердила стратегию развития лесопромышленной группы, в мае она была переименована в Segezha Group. Данная компания хотя и в долгах, занимает 1-е место в России по производству мешочной бумаги (3-­е в мире) и бумажных мешков (2­-е в мире), лидирует в производстве хвойных пиломатериалов и комплектов из клеёного бруса для строительства домов. Доля валютной выручки превышает 73%.

Пока что Франк с Евтушенковым не сошлись в противостоянии, поскольку их бизнес разделяют тысячи километров – если Франк имеет интересы на Дальнем Востоке, то Евтушенков вырубает лес в Северо-­Западе. Однако если государство решит создать единую компанию-монополиста по экспорту необработанной древесины, её появление не может не привести к усилению крупных игроков на этом перспективном рынке.

Схема с созданием монопольного госпосредника в экспорте леса с экономической точки зрения уменьшит доходы мелких лесозаготовителей. Они не смогут повысить цены на суммы комиссии госмонополии, и потеря 25% прибыли вынудит их работать дешевле и интенсивнее, поставляя кругляк на предприятия, созданные с участием крупного капитала.



Валерий ДМИТРИЕВ.

 


Дата публикации: 28 июня 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №11(287)
Теги: Экспорт




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий