Экспертное мнение

Увеличение экспортных пошлин на пиломатериалы высокой степени влажности вызвало определённую нервозность и напряжённость в ЛПК России.

Чтобы прокомментировать эту ситуацию, редакция обратилась к Андрею Зубову, который как нельзя лучше подходит на роль эксперта.

Во-­первых, он длительное время занимал должность заместителя министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и имеет чёткое представление о структуре и возможностях ЛПК региона.

Во­-вторых, в настоящее время как директор ООО «Союзлеспром» тесно связан с лесозаготовкой, лесопереработкой и отгрузкой на экспорт пиломатериалов.

В-­третьих, являясь председателем ассоциации Союза лесопромышленников Архангельской области, как никто знает о ситуации в малом лесном бизнесе Архангельской области.

По словам Андрея Владимировича, прогнозируемый аналитиками после длительного спада высокий спрос на пиломатериалы, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, привёл к росту цен на пиломатериалы и как следствие – к дефициту стройматериалов из дерева.

Как в прошлом чиновник я понимаю, что государство было обязано сделать определённые шаги.

Ограничить экспорт полуфабрикатов – сырых пиломатериалов – в определённой степени верное решение. Поскольку даже среди малого бизнеса редко кто экспортирует сырые пиломатериалы. Новые пошлины скорее вынудят заниматься сушкой продукции.

С другой стороны, каждый предприниматель связан договорными обязательствами с потребителями внешнего и внутреннего рынка. А изменение условий договора поставки пилопродукции может привести и к разрыву деловых контактов, что для малого бизнеса смерти подобно.

Сообщения в СМИ об огромных потребностях российского рынка в пиломатериалах — не совсем соответствуют действительности. Российский рынок пиломатериалов сегментирован, и значительная часть спроса – это пиломатериалы грубой обработки. А 20 млн. кубометров экспортных пиломатериалов (транспортной влажности, безобзольные, торцованные) наш рынок не переварит. Такого количества и такого качества пиломатериалов на внутреннем рынке не нужно.

Дальнейшее расширение пошлин приведёт к потере рынков сбыта в Китае, Европе, арабских странах. Более того, пик спроса на пиломатериалы приходится на лето, а ближе к осени, тем более к зиме спрос резко пойдёт на спад.

Тревогу лесного сообщест­ва вызывает и тот факт, что за введением новых пошлин последуют другие шаги правительства РФ, которыеещё более ухудшат состояние ЛПК.

- Опираясь на собственный опыт, – сказал Андрей Зубов, – хочу добавить, что потребители внутреннего рынка пиломатериалов нередко ведут себя не по-­партнёрски, а именно длительное время не платят за поставленную продукцию, а то и вообще «забывают» заплатить.

По словам Андрея Владимировича, дефицит стройматериалов из дерева возник не на пустом месте, это закономерный результат лесной политики, когда договоры аренды лесных участков малого бизнеса не пролонгировались на новый срок, а лесные участки передавались в аренду крупному бизнесу под реализацию приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов.

В результате малый бизнес, который являлся основным поставщиком пиломатериалов для строительства на внутренний рынок – прекращает свою деятельность, в итоге и возник острый дефицит стройматериалов.

За прошедшие пять лет закрылись многие малые лесопильные предприятия Архангельской области, лесфонд которых передали крупным заводам. Лесопилки были в каждом населённом пункте огромной страны, а теперь их нет, у людей на селе нет работы, нет стройматериалов для строительства и ремонта. Теперь люди вынуждены искать стройматериалы по всей стране, а как известно, «за морем телушка полушка, да рубль перевоз». В нашем же случае и «телушка» (пиломатериалы) стоит очень дорого, а на перевоз цены и вовсе заоблачные.

Напрашивается вывод, что в сложившейся ситуации необходимо не только создать условия для работы малого бизнеса, но сделать всё, чтобы действующий малый бизнес смог наращивать объёмы производства для снижения дефицита стройматериалов из дерева на внутреннем рынке.

И здесь на первое место выходит дефицит сырья у малого бизнеса. В этой ситуации государство обязано сделать шаги навстречу малому бизнесу и найти возможность обеспечить малый бизнес лесфондом.

Первый и реальный шаг – это проведение конкурсов на заключение договоров аренды лесных участков в муниципальной лесосеке, что позволит вдохнуть жизнь в малый лесной бизнес, а значит, и увеличить поставки пилопродукции на внутренний рынок.

Как показывает практика, надежды на лесные аукционы нет, поскольку аукционная цена поднимается в отдельных случаях до 1500 рублей за кубометр, при таком раскладе вести речь о рентабельности бизнеса уже нет смысла.

Как один из призрачных вариантов – обеспечение лесфондом малого бизнеса.

Есть определённая часть арендаторов лесных участков, которые из года в год не осваивают расчётную лесосеку. Возникает парадоксальная ситуация, когда одни предприятия испытывают дефицит древесного сырья, а другие не в состоянии освоить свою расчётную лесосеку.

Лес – это государственный ресурс, и именно государство обязано сделать всё, чтобы лес использовался наиболее эффективно, в первую очередь в интересах насыщения внутреннего рынка пиломатериалов.

Возможно, что есть иные «инструменты» для обеспечения сырьём малого бизнеса, который готов работать и готов наращивать объёмы производства.



Беседовал Сергей КОНДРАТЬЕВ.


Дата публикации: 28 июня 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №11(287)
Теги: Откровенный разговор




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий