Дерево за дерево

Рослесхоз подвёл ежегодные итоги по основным показателям – объёмы незаконных рубок, площади пожаров и лесовосстановления в субъектах РФ. В неофициальном соревновании регионы Северо-Запада показали себя достаточно хорошо, а самые передовые заняли призовые места.

Так, по объёмам незаконных рубок ни один регион СЗФО не вошёл в «красную зону» с объёмом уничтоженного леса свыше 100 тыс. кбм. Всероссийским антилидером с большим отрывом стала Иркутская область, где в 2020-­м нарушители вырубили 415 тыс. кбм тайги. По СЗФО этот показатель не превышает 20 тыс. Больше всего леса из-­за «чёрных лесорубов» в округе потеряла Карелия – 13 тыс. кбм, это 14-е место в России.

Показатель Архангельской области интересно сравнить с предыдущим периодом: в прошлом году там нелегально заготовили 10 тыс. кбм леса, а в 2019-­м – в 6 раз больше. Как отметили в Рослесхозе, за год регион наиболее существенно по стране сократил объёмы незаконных рубок.

Резкое снижение выглядит вполне логичным. Дело в том, что ранее только одна неправомерная вырубка на территории Двинско-Пинежского заказника вывела Поморье на пятое место во всероссийском антирейтинге. Как выяснилось, местное лесничество тогда по ошибке разрешило заготовку 28 тыс. кбм древесины в только что созданном заказнике. Для компенсации ущерба лесопользователь сохранил другой участок тайги, предназначенный для коммерческой рубки. Больше таких ошибок в регионе не допускали.

Как предсказывают эксперты, в будущем объём незаконных рубок будет снижаться благодаря модернизированной системе ЛесЕГАИС, которая обеспечит прозрачность движения древесины от делянки до места переработки. Архангельская и Вологодская области уже участвуют в этом процессе, а с 1 июля система «перекроет кислород» «чёрным лесорубам» по всей России. Компенсировать потери «зелёного золота» призвано лесовосстановление. По данным департамента лесного хозяйства СЗФО, округ восстановил 91,4% вырубленного и погибшего леса при плане 84,9%.

Максимальные площади охвачены на Вологодчине и в Поморье – соответственно 82 и 74 тыс. гектаров.

Сюда входит не только посадка деревьев, но и помощь их естественному росту на месте вырубок и гарей.

Но площадь – не самое главное в восстановлении зелёных угодий. Она зависит от территории региона и его «лесистости». Гораздо важнее процент возмещения потерянных насаждений по принципу «дерево за дерево».

По федеральному проекту «Сохранение лесов» соотношение утраченного и восстановленного ресурса в минувшем году в целом по стране должно было достичь 72,8%. Фактически превысило 93%. «В этом году лесовосстановительные работы будут проведены на площади ещё 1,2 млн. гектаров. В итоге соотношение выбывшего из оборота и восстановленного леса к концу года должно составлять 80,4%, а к 2024 году все 100%, – отметил замруководителя Рослесхоза Александр Панфилов.

Рослесинфорг назвал Архангельскую и Вологодскую области в числе пяти регионов страны, где в 2021 году пройдут основные лесовосстановительные работы.

Восстановление 1,2 млн. га леса обойдётся России в 2,4 млрд. рублей. В Поморье план по ним ежегодно перевыполняется. Но есть риск недостижения показателей в будущем. «Это обусловлено не совсем корректной методикой расчёта показателей лесовосстановления на отчётный период, – считает замминистра природных ресурсов и ЛПК региона Леонид Утюгов. – Сегодня она учитывает площади сплошной рубки при создании объектов лесной инфраструктуры – дорог, складов и производственных площадок, которые необходимы для заготовки и вывозки древесины. Но такие объекты служат годами и подлежат рекультивации только после того, как в них отпадёт надобность».

При расчёте показателей также учитываются площади пожаров и ветровалов. Без санитарных рубок восстановительные работы на них проводить невозможно. С учётом всех этапов – обследование площадок, расчистка, подготовка почвы – с момента гибели леса до его восстановления проходит 3 года. Для успешного воспроизводства лесов также необходимо много посадочного материала с закрытой корневой системой. Больших объёмов можно достичь двумя способами – строительством новых тепличных хозяйств или модернизацией уже существующих.

Очевидно, что последнее обойдётся дешевле, поскольку не придётся с нуля создавать всю инфраструктуру. Но проблема в том, что в федеральном проекте не предусмотрены модернизация и увеличение производственной мощности действующих лесных питомников Включение этих мероприятий в федеральный проект, а также корректировка методики расчёта помогут регионам и дальше перевыполнять план по лесовосстановлению, полагают специалисты.



Марина ЛЕДЯЕВА.

Дата публикации: 6 апреля 2021
Опубликовано в "Лесной Регион" №06(282)
Теги: Лесное хозяйство, Соревнования, Криминал, Пожары




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий