Переработка вторичной древесины

От массового потребления к массовой цикличности: переработка вторичной древесины как одно из направлений развития ЛПК

Повторное использование древесины – одно из перспективных направлений развития лесного комплекса. Вторичная переработка, циклическая экономика и переработка отходов – это не завтрашний день и не новые тренды, а сегодняшняя реальность, в которой мы живём и в которой мы должны эффективно работать. «Это обусловлено не только дефицитом ресурсов (в нашем случае – древесных), но и заботой об экологии», – уверена сенатор, председатель Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-­продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель.

Этой теме было посвящено очередное совместное заседание ЭКС и Комитета по предпринимательству в лесопромышленном комплексе ТПП РФ, прошедшее 26 ноября в рамках онлайн-­программы выставки «Мебель».

Тема «Создание системы использования вторичного древесного сырья как одного из направлений рационального использования и развития лесного комплекса России» выбрана не случайно. «Вопрос сбора и переработки вторичной древесины находится на стыке мебельной, деревообрабатывающей промышленности и экологии, – отметил председатель Комитета по предпринимательству в лесопромышленном комплексе ТПП РФ Николай Макаров. – Поэтому ему должно уделяться особое внимание». И, конечно, рассматривать эту тему необходимо системно и в комплексе.

«Два года назад мы уже предлагали разработать дорожную карту по повышению уровня собираемости древесного материала для обеспечения вторичным сырьём предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и предприя­тий глубокой переработки древесины», – поделилась Татьяна Гигель.

Вносились следующие положения:

• об обязательном раздельном сборе древесного материала и древесных отходов государственными и муниципальными учреждениями, организациями со 100% участием государства;

• о повышении уровня собираемости древесного сырья различными производствами и домохозяйствами, осуществляющими сбор и первичную обработку вторичных древесных ресурсов;

• о выработке мер поощрения и стимулирования предприятий малого, среднего бизнеса, занимающихся сбором, сортировкой и транспортировкой древесных отходов;

• о создании «пилотных» центров сбора древесных отходов на территориях крупных мусорных свалок и мусороперерабатывающих предприятий с последующим перенаправлением таких отходов на предприятия-переработчики древесины;

• о разработке критериев и порядка введения временных ограничений экспорта древесного материала посредством квотирования или установления экспортных пошлин.

Сегодня, помимо создания системы нормативных актов, регулирующих этот вопрос, необходимо в обязательном порядке внести во вновь разрабатываемую Стратегию развития лесного комплекса до 2030 года отдельный раздел, посвящённый «зелёной программе» и переработке вторичной древесины, с обязательным последующим включением в план мероприятий конкретных действий. Такое предложение в самом начале заседания внёс вице-­президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Олег Нумеров, который, к слову, и являлся одним из инициаторов изучения темы на примере пилотного проекта на заводе Kronospan ещё три года назад. В процесс разработки нормативной документации по созданию системы сбора и поставки на переработку вторичных древесных материалов должны включиться и органы государственной власти на местах, а также структу­ры, занимающиеся реализацией «мусорной программы», заинтересованные плитные предприятия и торговые центры.

То, что нужно развивать тему вторичной переработки древесины и создавать систему сбора этих отходов, поддержала директор Департамента лёгкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Вера Хмырова, отметив, что первый опыт Kronospan и IKEA уже показывает положительные результаты. И этот механизм обмена старой мебели на новую, переработки плит имеет смысл расширить, в том числе и на законодательном уровне, а также рассмотреть возможности стимулирования предприятий, готовых заниматься сбором и переработкой вторичной древесины. «Объём отходов оценивается экспертами как большой. Точной цифры нет, потому что это абсолютно новое направление вторичных ресурсов. Мы стоим у истоков этой отрасли!» – подчеркнула Вера Хмырова.

 


Объём отходов и проблема статистики

И действительно, точной статистики по сбору и структурированию вторичной древе­сины в нашей стране нет. Об этом говорил и генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов. Организация в начале 2020 года получила Президентский грант на реализацию проекта «Вторая жизнь старого шкафа» и как раз занималась изучением вопроса.

Согласно статистике, за 2019 год в России при переработке древесины было образовано 5924,385 тыс. тонн отходов, около 72% которых было утилизировано. Сюда включены любые формы утилизации, в том числе и производство древесных гранул и пеллет. Но большая часть отходов просто сжигается. Вторичная переработка древесины и её запуск в процесс циклической экономики, рециклинг и производство из вторсырья высокотехнологичных товаров – древесной плиты и последующего производства мебели – здесь даже не рассматривается.

В мебельной индустрии в 2019 году было образовано 185,4947 тыс. тонн отходов, из которых утилизировано всего 21% (процент меньше, поскольку мебельные отходы, обрезки плит не сжигаются). А по примеру Европы, где ведётся статис­тика, можно понять, что основным поставщиком вторичной древесины является не лесоперерабатывающий комплекс.

Так, в Германии основным источником является дорожно-­строительный комплекс (26,7%). На втором месте – торговые центры и упаковка из дерева (21%), коммунальные отходы (20,7%) – на третьем, а деревообрабатывающая промышленность (14%) находится только на четвёртом месте. Далее идёт импорт древесины – 9,7%. Оставшиеся 7,9% – это прочие незначительные поставщики вторичной древесины. Большая часть этих отходов утилизируется.

В России же можно только предполагать, какой процент и объём отходов образуется в разных отраслях. Но даже без статистики очевидно – колоссальное количество старой мебели, строительных конструкций, деревянных дверей, рам и т. д. остаётся хотя бы только во время реализации программы реновации. На эту программу ссылались многие участники совещания.

Отдельный вопрос – сколько леса можно сохранить, используя в качестве сырья вторичную древесину. Так, по словам Олега Нумерова, при расчётах переработки только на двух предприятиях Московской области (Kronospan в Егорьевске и Электрогорске) можно сэкономить полмиллиона кубов древесины! А учитывая то, что предприятия некоторых регионов периодически отмечают проблемы с поставками сырья, становится понятно, что вторичная переработка вполне могла бы решить и эту проблему!

 


Слово первопроходцам

Конечно же, рассуждать о создании целой системы вторичной переработки и циклической экономики в ЛПК нельзя без учёта уже существующих, пусть пока и частных, единичных примеров.

«На первоначальном этапе запуска проекта по сбору и переработке вторичной древесины в Подмосковье, – поделился генерального директора ООО «Кроношпан» Ардашер Курбаншо, – с предприятия не обращались за какой-либо поддержкой к государству, а просто попытались оценить перспективы проекта». На сегодняшний день Егорьевская площадка собирает около 300 тонн в сутки. В идеале нужно выйти на 2 тыс. тонн. В реальности на двух подмосковных площадках Kronospan может переработать 1 млн тонн вторичной древесины, полностью перейдя на использование её в качестве сырья для производства ДСП.

По подсчётам Kronospan, инвестиционные вложения в проект по установке производственной линии по рециклингу мощностью от 100 т/ч до 200 т/ч составляют около 26150 тыс. евро. Сюда включены расходы на автотранспорт, на контейнеры для сбора и транспортировки отходов, на мобильные дробильные установки, оборудование для очистки вторичной древесины и на саму перерабатывающую установку Tower Recycling. Для переработки 1 млн. тонн отходов в год необходимы четыре Tower Recycling: инвестиции составляют около 1 млн. евро. И это является фактической реализацией концепции циркулярной экономики!

 


Предложения

Уже занимаясь сбором и переработкой вторичной древесины, и Kronospan, и IKEA на практике столкнулись со сдерживающими развитие этого направления факторами и, естественно, понимают, какие меры могли бы помочь изменить ситуацию.

Так, например, Ардашер Курбаншо внёс такие предложения, как изменение некоторых пунктов существующих САНПИНов, а также добавление в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» тех древесных продуктов, которые могут быть переработаны – они должны не попадать на полигоны, а возвращаться потребителям в виде новой продукции. Кроме этого, возможно, имеет смысл включить в пошлину на импортные товары утилизационный сбор.

В рамках реализации пилотного проекта по сбору старой мебели от населения в Санкт-­Петербурге в компании IKEA сделали глубокий анализ существующего законодательства, которое регулирует обращение с отходами, а также провели анализ всех рисков и существующей в нашей стране (в крупных городах) инфраструктуры. В компании сформулировали конкретные предложения чтобы отрасль по переработке отходов развивалась.

Регулирование лицензирования деятельности по обращению с древесными отходами (поскольку финансовые затраты в этой отрасли являются сегодня существенным барьером).

• Для поддержки развития отрасли по переработке древесных отходов на этом этапе развития – возвращение к практике, существовавшей с 2012 по 2016 гг. (осуществление деятельности по обращению с отходами без лицензии для всех древесных отходов).

• Снятие дополнительных финансовых затрат, связанных с лицензированием, для образователей отходов и всех участников процесса транспортировки, переработки и утилизации.

Это даст толчок для развития отрасли переработки этих отходов во многих направлениях и привлечёт большее количество участников в этот процесс.

 

раздельный сбор древесных отходов

Общая политика государства в части обращения с отходами направлена на уменьшение их образования и увеличение возврата в производственный процесс, что очень важно. Но для того, чтобы поддерживать эту политику, необходимо:

• Сделать упор на запрет захоронения древесных отходов, включая отходы IV и V класса (такие как отходы ДСП, ДВП, мебели, тары деревянной и т. д.).

• Включить их в перечень видов отходов производства и потребления, с полезными компонентами, захоронение которых запрещается (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-­р).

• Проработать уточнение требований к группам однородных отходов.

• Определить, что данные отходы подлежат обработке и утилизации, в том числе путём производства топливной щепы.

Таким образом, будет стимулироваться раздельный сбор древесных отходов и развитие инфраструктуры для их дальнейшей переработки.

 

Развитие и поддержка

В существующем законодательстве нет единого подхода к признанию того, является ли дальнейшая переработка путём измельчения древесного отхода деятельностью по утилизации или занятием по обезвреживанию этого отхода. В данном случае это влечёт за собой возникновение дополнительных административных барьеров для развития технологий и деятельности самих перерабатывающих предприятий. Сегодня только гиганты бизнеса могут двигаться в этом направлении, но сектору необходимо привлечение и других партнёров­участников процесса, поэтому необходимо:

• Скорректировать перечень объектов федеральной Государственной экологической экспертизы в части проектов технической документации на новую технику и технологию (п. 5, статья 11, Федеральный закон от 23.11.1995 № 174­-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

• Исключить технологии утилизации древесных отходов, не оказывающие существенное воздействие на окружающую среду.

Это позволит снять существующие избыточные админист­ративные барьеры на пути развития отрасли переработки древесных отходов и, опять же, привлечёт большее количество заинтересованных предприя­тий, которые хотят двигаться к переработке вторичной древесины.



Экспертно-­консультативный Совет по лесному комплексу при Комитете Совета Федерации по аграрно-­продовольственной политике и природопользованию.

Дата публикации: 14 декабря 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №20(276)
Теги: Лесное хозяйство, Промышленность




Другие новости по теме:





Комментарии (0)
Оставить комментарий