ЛЕСОВОЗНАЯ ТЕХНИКА В ДЕТАЛЯХ

Сегодня в лесозаготовительной отрасли работают совершенные с технической точки зрения автомобили, имеющие максимальные весогабаритные характеристики. Управлять такой махиной, оснащённой как современный компьютер, весьма непросто, поэтому производители грузовиков стараются обеспечить водителю максимально удобные условия для эффективной и безопасной работы.

Мы решили узнать, какие именно функции в автомобиле помогают в работе водителям и влияют на производительность. Об этом нам рассказал Алексей Олин, менеджер направления подготовки водителей ООО «Скания­Русь», которая более 10 лет занимается подготовкой водителей грузовой техники. К слову, каждый 10­й, прошедший обучение водительскому мастерству в Scania – это водитель сортиментовоза.

 



Головное освещение

Так официально называются фары, «противотуманки» и прожекторы на автомобиле. Водители говорят: «Света много не бывает!». И они правы. Работа на лесовозе или спецтехнике в основном круглосуточная. Ночи зимой длинные и тёмные, машины движутся по пустым дорогам, часто очень узким лесным или просёлочным, где совсем нет освещения. Значит, надежда только на фары! Чем раньше водитель увидит впереди дерево, упавшее на дорогу, а не просто тёмное пятно, чем быстрее распознает лося на обочине именно как живой объект, который может прыгнуть под колёса, тем больше вероятность правильной реакции на препятствие.

При этом важно осветить объект особым образом, чтобы он выглядел объёмным, трёхмерным, поэтому на автомобиле несколько «этажей» головного освещения, то есть фары установлены на разной высоте и под разными углами. Это повышает возможность видеть реальную картину перед движущимся автомобилем и точно определять расстояние до появляющихся впереди объектов.

На грузовых автомобилях обычно от 1 до 3 уровней, или «этажей» головного освещения, а у моделей Scania – даже 4! При покупке техники обращайте на это внимание. Конечно, можно и дооснастить уже имеющийся автомобиль, но установленные на заводе фары более эстетичны и главное – протестированы, то есть соответствуют техрегламенту. Пусть вам будет светло на дороге!

 


Водительское сиденье

Если посчитать количество регулировок сидений легковых автомобилей класса люкс, то основных наберётся 3­4 (без учёта памяти сидений, вентиляции и подогрева). А на грузовом автомобиле Scania даже базовое сиденье имеет 9 регулировок (не считая подогрев и вентиляцию).

Однако нередко инcтрукторы Scania становились свидетелями ситуаций, когда водитель, отработав несколько лет, с удивлением обнаруживал на своём кресле «невидимые» ранее рычажки! И это при том, что кресло – самое главное устройство для водителей, которые проводят за рулём по 8 часов, и регулировки сиденья позволяют каждому, независимо от роста или веса, настроить кресло, чтобы было удобно и максимально безопасно. Ведь уже давно доказано, что правильность позы влияет и на концентрацию внимания, и на степень усталости, и на скорость реакции в аварийных ситуациях.

Вот три полезные рекомендации от разработчиков водительских сидений Scania. Во-первых, спинку кресла следует наклонить таким образом, чтобы тело находилось перпендикулярно по отношению к бед­рам, не заваливаясь ни назад, ни вперёд. Это устранит лишнюю нагрузку на позвоночник, а значит, спина и шея долго будут в тонусе.

Во-­вторых, подушка сиденья, которая тоже имеет регулировку, должна располагаться так, чтобы между согнутой ногой и передним торцом подушки помещался кулак при пояснице, полностью прижатой к спинке сидения.

В-­третьих, высоту сиденья и расстояние от педалей нужно подобрать с таким расчётом, чтобы при экстренном торможении педаль тормоза (и сцепления, если КПП механическая) были выжаты до упора в одно движение, а поясничный отдел спины при этом плотно прижимался к спинке сиденья и не сползал вверх от давления ног.

 


Управляемость грузового автомобиля

Ещё десять лет назад управляемости тяжёлой грузовой техники не уделяли так много внимания, как сейчас, но современные условия диктуют новые правила и подходы к проектированию. В частности, для лесного сегмента характерно увеличение пробегов – расстояния от делянки до места переработки древесины становятся всё больше. А значит, и автомобиль должен быть не только комфортным, мощным, но и хорошо, адекватно управляемым. Это напрямую влияет на безопасность перевозок и здоровье водительского состава. Согласитесь, намного удобнее, когда автомобиль стабильно держит траекторию и не требует постоянных подруливаний. Особенно если модель полноприводная, где управляемость осложняется из-­за дополнительного тяжёлого приводного моста.

Как определить, хорошая управляемость у грузовика или нет? Нужно испытать его в тест-драйве. Для этого у официальных дилеров Scania имеются автомобили разных комплектаций. Тест-драйв позволяет в реальных условиях оценить управляемость как пустого, так и загруженного автомобиля, а также удобство переключения передач, эргономику. И только после тестирования стоит решать, какую технику выбрать. Здесь также может оказаться полезным опыт коллег, которые уже эксплуатируют такие автомобили.

 


Двигатель

Зачастую при эксплуатации автомобилей с современными двигателями с ними обращаются по старинке. Например, прогревают перед началом движения. Действительно, раньше это было важно, так как непрогретый мотор не мог отдавать необходимую мощность, глох. Сейчас в этом нет технической необходимости, поскольку материалы, из которых изготовлены детали двигателей, уже не так сильно расширяются при нагреве, как раньше, масло имеет нормальную текучесть даже при очень сильных морозах, а на впрыск топлива погода на улице вообще не влияет.

Мало того, современный дизельный двигатель вообще невозможно прогреть на оборотах холостого хода даже до рабочей температуры. Поэтому достаточно после запуска двигателя дать ему поработать пару минут на месте, пока воздух накачивается в систему, и можно начинать движение на низких передачах и невысоких оборотах. Именно так двигатель максимально быстро выйдет на рабочую температуру охлаждающей жидкости, а значит, на оптимальные, с точки зрения экономии и ресурса, режимы работы. В добрый путь и ровных вам дорог!

И важный нюанс: для современного двигателя грузового автомобиля работа на холостом ходу – это исключительный режим работы, которого надо по возможности избегать, чтобы не допускать преждевременного износа двигателя и не расходовать зря топливо.


Дата публикации: 30 ноября 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №19(275)
Теги: Лесное машиностроение, Новинки техники




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий