Вывозной «кругляк» отправился на правовую базу

Согласно данным Рослесхоза, в 2019 году было заготовлено 219 млн. кбм леса, из них на экспорт пошло 15,9 млн. кбм круглого леса. Борются с экспортом необработанного леса путём установления постоянно растущих заградительных пошлин – в следующем году они должны достичь 80% от стоимости.

Однако желающие вывезти необработанный лес делают это в том числе и нелегально. В первом полугодии 2020 года выявлено 6800 фактов незаконной рубки. Это 507, 5 тыс. кбм древесины. Ущерб бюджету оценивается в 3,9 млрд. рублей. Лидером по нелегальной вырубке в прошлом году, согласно данным Рослесхоза, стала Архангельская область – 66 тыс. кбм. В целом по стране, считают в «Greenpeace Россия», объёмы заготовок, приходящиеся на долю «чёрных лесорубов», около 20% от общего объёма заготовки.

Как сообщалось, президент РФ поручил ввести полный запрет на вывоз из страны необработанной или грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород с 1 января 2022 года. Что же даст запрет регионам Северо-­Запада страны, где ЛПК – одна из основных отраслей промышленности? «В случае установления общего запрета на экспорт данные ограничения будут распространяться не только на ценные, дорогостоящие сортименты – пиловочник, но и на хвойные балансы. Их переработка и, как следствие, спрос на внутреннем рынке ограничены в связи с недостаточностью мощностей ЦБК, и свободные объёмы экспортируются, – говорит Андрей Коноплёв, гендиректор группы компаний «Вологодские лесопромышленники». – При этом ЛПК на северо-­западе страны не испытывает дефицита в хвойном древесном сырье».

Запрет на экспорт хвойных балансов приведёт к затоваренности рынка и снижению их стоимости. Кроме того, продолжает эксперт, ситуация спровоцирует спад лесозаготовки, перераспределение производственных затрат на другие сортименты (пиловочное сырьё, фанерный кряж) и увеличение их стоимости, что приведёт к повышению производственных издержек, снижению эффективности и конкурентоспособности отечественных лесопильных, деревообрабатывающих, фанерных предприятий. Аналогичные негативные последствия, например, возникали после введения запрета на экспорт фанерного кряжа в 2019 году.

«Борьбу с бесконтрольным вывозом древесного сырья за рубеж в России ведут больше 10 лет, – напоминает Алексей Крупцов, заместитель генерального директора ООО ПКП «Титан» по производству. – Идею ответственного лесопользования и развития российской деревообрабатывающей промышленности наше предприятие не только разделяет, но и поддерживает на практике. Причём весь заготовленный лес остаётся в регионе на переработку.

Лесозаготовительные предприятия Северо-Запада, в отличие от Сибири и Дальнего Востока, уже давно работают на внутренний рынок, экспорта круглых лесоматериалов за пределы страны в СЗФО практически нет. Поэтому в Архангельской области, например, вопросы запрета экспорта необработанной древесины не так актуальны, у нас гораздо острее стоят проблемы лесоустройства и государственной инвентаризации лесов.

Не секрет, что информация таксационных описаний по большей части устарела. Из-за этого сложно управлять лесами и планировать объёмы лесовосстановления, сложно оценивать запасы лесонасаждений и строить долгосрочные планы по заготовительной деятельности. Обновление лесотаксационных баз – событие, которого на территории СЗФО сегодня ждут и ответственные лесопользователи, и лесничества».

Минэкономразвития до 15 декабря должно подготовить законопроект, устанавливающий полный запрет вывоза из России необработанных или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лист­венных пород с 1 января 2022 года. Это предусматривает план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утверждённый зампредом правительства Викторией Абрамченко.



Алексей СТРИГИН.


Дата публикации: 13 ноября 2020
Опубликовано в "Лесной Регион" №18(274)
Теги: Экспорт




Другие новости по теме:




Сообщить о ошибке


Комментарии (0)
Оставить комментарий